Просмотр содержимого документа
«Стили педагогического взаимодействия. Типы отношения воспитателя к детям (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько)»
Стили педагогического воздействия
Значение семейной среды велико, поэтому психологи, социологи, педагоги занимаются вопросами изучения стилей воздействия семьи на ребёнка:
Авторитарный – взрослый как диктатор.
По отношению к ребёнку используется большое число ограничений , дисциплинарных воздействий.
Инициатива ребёнка подавляется, он принуждается к различным способам поведения не соответствующим его желаниям.
Родители ждут от ребёнка достижений, превосходящие его возможности.
Атмосфера в семье напряжённая (страх перед родителями).
В результате у ребёнка формируется комплекс неполноценности, так как он должен скрывать свои истинные чувства и потребности.
Либеральный (попустительский)
Родители исповедуют принцип вседозволенности.
Родительская любовь слепа, ребёнок получает излишнюю ласку. Все его желания реализуются.
У ребёнка меняются представления о том, что можно, а чего нельзя.
В результате формируется завышенный уровень притязаний, самостоятельность и активность снижены.
Демократический
Доброжелательность и любовь к ребёнку сочетается с требовательностью к нему.
Основной метод воздействия внушение и убеждение.
Учёт потребностей ребёнка, развитие его познавательной сферы путём содержательных бесед и ответов на вопросы.
Тенденция многое разрешать ребёнку.
Таким образом, формируется интуитивность, высокий уровень социализации, тенденция к лидерству.
Типы отношения воспитателя к детям (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько)
Тип отношений | Содержательная характеристика |
Активно-положительный | Основные характеристики педагога: искренность и тактичность, позитивный прогноз личности ребенка. При необходимости всегда придет на помощь ребенку. Сопровождающий эмоциональный фон положительно-ровный, без излишних перепадов, что обеспечивает комфортную обстановку в группе. Проявляет заинтересованность в ребенке и его действиях, используя улыбку, тактильный и вербальный контакт. Предпочитает убеждение принуждению |
Пассивно-положительный | Старается дистанцироваться от близкого общения, предпочитает официальный тон. Позитивная оценка носит характер одобрения, похвалы, а не радости за успех |
Неустойчивый | Поведение педагога ситуативно, но преобладает эмоционально-положительная направленность. Отношение к ребенку, его успехам и неудачам зависит от настроения педагога и конкретной ситуации |
Активно-отрицательный | В целом отрицательно относится и к педагогической работе, и к детям. Своим высокомерием создает постоянную напряженность, концентрирует внимание на негативных моментах общения. Прогноз развития детей всегда отрицательный |
Пассивно-отрицательный | Внешне проявляет заботу и внимание к детям, внутренне отрицательно относясь к ним и ожидая лишь неприятностей |