СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили речи. Стилистическая окраска текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стили речи. Стилистическая окраска текста»

СТИЛИ РЕЧИ

СТИЛИ РЕЧИ

Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный СТИЛИ РЕЧИ Книжные

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

СТИЛИ РЕЧИ

Книжные

Выбор стиля речи зависит от РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ, т.е. от того с кем мы говорим, где  мы говорим, зачем мы говорим

Выбор стиля речи

зависит от

РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,

т.е. от того

  • с кем мы говорим,
  • где мы говорим,
  • зачем мы говорим
1. Разговорный стиль речи Функция, сфера применения Задачи речи Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей); диалоги; дружеские послания, письма, беседы; социальные сети, блоги в сети Интернет Характеристика высказывания  Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми Языковые средства Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь, эмоциональность, непосредственность высказываний Эмоциональная выразительная разговорная лексика,  слова с суффиксами субъективной оценки, просторечия, вводные конструкции, неполные предложения, междометия, обращения, модальные частицы, повторы, инверсии…

1. Разговорный стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

  • Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей);
  • диалоги;
  • дружеские послания, письма, беседы;
  • социальные сети, блоги в сети Интернет

Характеристика высказывания

Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми

Языковые средства

Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь,

эмоциональность, непосредственность высказываний

Эмоциональная выразительная разговорная лексика,

слова с суффиксами субъективной оценки, просторечия, вводные конструкции, неполные предложения, междометия, обращения, модальные частицы, повторы, инверсии…

2. Научный стиль речи Функция, сфера применения Задачи речи Изложение научной информации; научные труды, выступления, доклады, лекции; статьи и книги на научные темы; учебники Характеристика высказывания Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них Языковые средства Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности (бесстрастность, сухость речи) Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей

2. Научный стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

  • Изложение научной информации;
  • научные труды, выступления, доклады, лекции;
  • статьи и книги на научные темы;
  • учебники

Характеристика высказывания

Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них

Языковые средства

  • Точность, логичность, доказательность;
  • отсутствие эмоциональности (бесстрастность, сухость речи)

Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей

3. Официально-деловой стиль речи Функция, сфера применения Задачи речи Точная передача деловой информации; деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, приказы, предписания… Характеристика высказывания Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение Языковые средства Строгость; точность; официальность; отсутствие эмоций Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными

3. Официально-деловой стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

  • Точная передача деловой информации;
  • деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, приказы, предписания…

Характеристика высказывания

Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение

Языковые средства

  • Строгость;
  • точность;
  • официальность;
  • отсутствие эмоций

Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными

4. Публицистический стиль речи Функция, сфера применения Задачи речи Воздействие, агитация и пропаганда; выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение, профессиональ-ные порталы, сайты сети Интернет и т.п.) Характеристика высказывания Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения Языковые средства Призывность; страстность; выражение своего отношения к предмету речи; лаконичность при информацион-ной насыщенности Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии…); простые (полные и неполные) короткие предложения; риторические вопросы, обращения

4. Публицистический стиль речи

Функция, сфера применения

Задачи речи

  • Воздействие, агитация и пропаганда;
  • выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение, профессиональ-ные порталы, сайты сети Интернет и т.п.)

Характеристика высказывания

Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения

Языковые средства

  • Призывность;
  • страстность;
  • выражение своего отношения к предмету речи;
  • лаконичность при информацион-ной насыщенности
  • Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
  • изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии…);
  • простые (полные и неполные) короткие предложения;
  • риторические вопросы, обращения
5. Стиль художественной литературы Функция, сфера применения Задачи речи Художественное воздействие (создание образа); художественные произведения (рассказы, повести, романы, пьесы и пр.) Характерис-тика высказывания Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни; Языковые средства передача отношения к окружающему миру Образность; выразитель-ность; оценочный характер речи Сочетание особенностей различных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей речи для усиления выразительности

5. Стиль художественной литературы

Функция, сфера применения

Задачи речи

  • Художественное воздействие (создание образа);
  • художественные произведения (рассказы, повести, романы, пьесы и пр.)

Характерис-тика высказывания

Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни;

Языковые средства

передача отношения к окружающему миру

  • Образность;
  • выразитель-ность;
  • оценочный характер речи
  • Сочетание особенностей различных стилей;

широкое использование изобразительно-выразительных средств языка;

  • привлечение лексических и синтаксических средств других стилей речи для усиления выразительности
ТИПЫ РЕЧИ Повествование Рассуждение Описание Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений. Вопрос: какой? Вопрос: почему? Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния Схема рассуждения: тезис; аргументы (доказательства + примеры); вывод Последовательные, сменяющие друг друга действия  Вопрос:   что происходит? Части речи : глагол

ТИПЫ РЕЧИ

Повествование

Рассуждение

Описание

Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды

Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.

Вопрос: какой?

Вопрос: почему?

Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния

Схема рассуждения:

  • тезис;
  • аргументы (доказательства + примеры);
  • вывод

Последовательные, сменяющие друг друга действия

Вопрос: что происходит?

Части речи : глагол

ПОВЕСТВОВАНИЕ Характеристика типа речи Сфера употребления  Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.           Примеры  Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма.    Пример повествования:    Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Характеристика

типа речи

Сфера употребления

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.        

Примеры

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма.

Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция повествовательных текстов включает:  1) завязку (начало событий);  2) развитие действия;  3) кульминацию;  4) развязку (итог событий) Разновидности повествования:  1) изобразительное;  2) информативное

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий)

Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное

ОПИСАНИЕ Характеристика типа речи Сфера употребления  Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Примеры  Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.              Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях 1. Научное описание:  Яблоня ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.  2. Художественное описание:  Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

ОПИСАНИЕ

Характеристика

типа речи

Сфера употребления

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Примеры

Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.         

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях

1. Научное описание:

Яблоня ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Художественное описание:

Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

 Описание - это мир в покое  (одна фотография)  Типичная композиция текстов-описаний включает:  1) общее представление о предмете;  2) отдельные признаки предмета;  3) авторскую оценку, вывод, заключение Разновидности описания:  1) описание предмета, человека (его характеристика) Какой он? 2) описание места (интерьер, пейзаж) Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) 3) описание состояния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) 4) описание состояния лица (человека) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места (интерьер, пейзаж)

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

РАССУЖДЕНИЕ

Характеристика

типа речи

В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих и др . При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п. ) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

 

Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир   Типичная композиция текстов-рассуждений включает:  1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);  2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);  3) вывод Разновидности рассуждения:    1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе?  Что из этого следует? 2) рассуждение- объяснение   Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)        3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир  

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод

Разновидности рассуждения:

 

1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

 

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

      

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста

Текст № 1

По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И. А. Гончаров)

Текст № 2

Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.

Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

Практическое задание на определение типа речи   Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста  Текст№ 3  Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.  Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим. (В.Колесов)

Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста

Текст№ 3

Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.

Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.

(В.Колесов)

Практическое задание на определение типа речи   Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста  Текст № 4  Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.  Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.  Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой. (И. С. Тургенев)

Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста

Текст № 4

Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый

вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.

Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.

(И. С. Тургенев)

Проверь себя! Успехов в учёбе! Тип речи: Текст № 1 – описание Текст № 2 – повествование Текст № 3 - рассуждение Текст № 4 - повествование с элементами описания

Проверь себя!

Успехов в учёбе!

Тип речи:

Текст № 1 – описание

Текст № 2 – повествование

Текст № 3 - рассуждение

Текст № 4 - повествование

с элементами описания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!