Стилистически окрашенные элементы и их функции в произведениях В.М.Шукшина

Категория: Русский язык

Стилистически окрашенные элементы и их функции в произведениях В.М.Шукшина (для исследовательской работы)

Просмотр содержимого документа
«Стилистически окрашенные элементы и их функции в произведениях В.М.Шукшина»

Стилистически окрашенные элементы и их функции в произведениях В.М.Шукшина

Стилистически окрашенные элементы и их функции в произведениях В.М.Шукшина

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ  Изучение языка произведений В.М. Шукшина – одна из актуальных и интересных проблем в русской лингвистике. Этим определяется актуальность исследовательской работы. Актуальность исследования связана с широким и многообразным использованием стилистически окрашенных элементов в творчестве писателя. Данные элементы требуют глубокого исследования, поскольку они оказывают большое влияние на стилевые и жанровые особенности прозы Шукшина в целом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение языка произведений В.М. Шукшина – одна из актуальных и интересных проблем в русской лингвистике. Этим определяется актуальность исследовательской работы. Актуальность исследования связана с широким и многообразным использованием стилистически окрашенных элементов в творчестве писателя. Данные элементы требуют глубокого исследования, поскольку они оказывают большое влияние на стилевые и жанровые особенности прозы Шукшина в целом.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:  В ыявление и описание стилистически окрашенных элементов, их функций в произведениях В.М. Шукшина. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:  1. дать семантико-стилистическую характеристику стилистически окрашенных элементов; 2. выявить контексты из произведений писателя, в которых содержится стилистически окрашенная лексика; 3. установить роль стилистически окрашенных слов в прозе В.М. Шукшина;

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В ыявление и описание стилистически окрашенных элементов, их функций в произведениях В.М. Шукшина.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. дать семантико-стилистическую характеристику стилистически окрашенных элементов;

2. выявить контексты из произведений писателя, в которых содержится стилистически окрашенная лексика;

3. установить роль стилистически окрашенных слов в прозе В.М. Шукшина;

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  стилистически окрашенные элементы в произведениях В.М. Шукшина. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: структурно-семантические и стилистические особенности данных элементов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: стилистически окрашенные элементы в произведениях В.М. Шукшина.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

структурно-семантические и стилистические особенности данных элементов.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ 10 рассказов В.М. Шукшина, из которых путем сплошной выборки было получено и проанализировано множество текстовых фрагментов, содержащих стилистически окрашенные элементы

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

10 рассказов В.М. Шукшина, из которых путем сплошной выборки было получено и проанализировано множество текстовых фрагментов, содержащих стилистически окрашенные элементы

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА  Научные труды Л.А. Аннинского, В.А. Апухтиной, В.Ф. Горна, Е.Т. Громова, И.А. Воробьева, С.П. Залыгина, М.С. Козловой, В.И. Коробова, А.И. Куляпина, А.А. Чувакина, Н.П. Толченовой, А.В. Федорова, Е.В. Черносвитова и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Научные труды Л.А. Аннинского, В.А. Апухтиной, В.Ф. Горна, Е.Т. Громова, И.А. Воробьева, С.П. Залыгина, М.С. Козловой, В.И. Коробова, А.И. Куляпина, А.А. Чувакина, Н.П. Толченовой, А.В. Федорова, Е.В. Черносвитова и др.

Группы стилистически окрашенных элементов, которые встречаются в произведениях В.М. Шукшина: 1) Элементы из разговорного стиля (т.е. наличие в рассказах разговорных, просторечных слов, жаргонизмов, профессионализмов, авторских неологизмов)

Группы стилистически окрашенных элементов, которые встречаются в произведениях В.М. Шукшина:

1) Элементы из разговорного стиля (т.е. наличие в рассказах разговорных, просторечных слов, жаргонизмов, профессионализмов, авторских неологизмов)

Функции стилистически окрашенных слов: 1. экспрессивная , то есть повышение экспрессивной выразительности текста в силу иностилевого характера этих речевых элементов в литературно-художественном произведении; 2. стилизующая , то есть ориентация на живую, непринужденную речь персонажей – на неформальное речевое общение; 3. изобразительная , то есть описание окружающей среды, деревенской жизни, «блатной» среды; 4. характерологическая , то есть раскрытие внутреннего мира «маленького человека», «чудика», изображения эмоционального состояния персонажей.  

Функции стилистически окрашенных слов:

1. экспрессивная , то есть повышение экспрессивной выразительности текста в силу иностилевого характера этих речевых элементов в литературно-художественном произведении;

2. стилизующая , то есть ориентация на живую, непринужденную речь персонажей – на неформальное речевое общение;

3. изобразительная , то есть описание окружающей среды, деревенской жизни, «блатной» среды;

4. характерологическая , то есть раскрытие внутреннего мира «маленького человека», «чудика», изображения эмоционального состояния персонажей.

 

Для чего автор использует разговорный стиль речи в своих рассказах?  1. Создание комического эффекта 2. Создание словесных портретов главных героев. 3. Создание речевой характеристики персонажей 4. Отражение негативной оценки автора к описываемому персонажу или событиям. 5. Передача динамизма сцены, энергичность действий участников ситуации.

Для чего автор использует разговорный стиль речи в своих рассказах?

  • 1. Создание комического эффекта
  • 2. Создание словесных портретов главных героев.
  • 3. Создание речевой характеристики персонажей
  • 4. Отражение негативной оценки автора к описываемому персонажу или событиям.
  • 5. Передача динамизма сцены, энергичность действий участников ситуации.
Создание портретной характеристики главного героя при помощи стилистически окрашенной лексики. «Его звали – Васёка . Васёка имел: двадцать четыре года от роду , один восемьдесят пять рост , большой утиный нос … и невозможный характер. Он был очень странный парень – Васёка. Кем он только не работал после армии! Пастухом, плотником, прицеп-щиком, кочегаром на кирпичном заводе… Последнее время Васёка работал молотобойцем» . («Стенька Разин»)

Создание портретной характеристики главного героя при помощи стилистически окрашенной лексики.

«Его звали – Васёка . Васёка имел: двадцать четыре года от роду , один восемьдесят пять рост , большой утиный нос … и невозможный характер. Он был очень странный парень – Васёка. Кем он только не работал после армии! Пастухом, плотником, прицеп-щиком, кочегаром на кирпичном заводе… Последнее время Васёка работал молотобойцем» . («Стенька Разин»)

Диалог как средство выразительности в рассказах В.М. Шукшина «…Последнее время Васёка работал молотобойцем. И тут, помахав недели две тяжелой кувалдой, Васёка аккуратно положил ее на верстак и заявил кузнецу: -Все! -Что? -Пошел. -Почему? -Души нету в работе. - Трепло , - сказал кузнец. – Выйди отсюда. Васёка с изумлением посмотрел на старика кузнеца. -Почему ты сразу переходишь на личности? -Балаболка , если не трепло. Что ты понимаешь в железе?..» («Стенька Разин»)

Диалог как средство выразительности в рассказах В.М. Шукшина

«…Последнее время Васёка работал молотобойцем.

И тут, помахав недели две тяжелой кувалдой, Васёка аккуратно положил ее на верстак и заявил кузнецу:

-Все!

-Что?

-Пошел.

-Почему?

-Души нету в работе.

- Трепло , - сказал кузнец. – Выйди отсюда.

Васёка с изумлением посмотрел на старика кузнеца.

-Почему ты сразу переходишь на личности?

-Балаболка , если не трепло. Что ты понимаешь в железе?..» («Стенька Разин»)

«... - Кому это?

-Жене. - Тут только все замолчали.

- Кому? - спросил Рашпиль.

- Клавке .

- Ну-ка ?

Сапожок пошел по рукам; все тоже мяли голенище, щелкали по подошве...

- Сколь же такие?

- Шестьдесят пять.

Все посмотрели на Сергея с недоумением. Сергей слегка растерялся.

- Ты что , офонарел ?

Сергей взял сапожок у Рашпиля.

- Во ! - воскликнул Рашпиль. - Серега ... дал! Зачем ей такие?

- Носить.

  Сергей хотел быть спокойным и уверенным, но внутри у него вздрагивало...

- Она велела такие сапожки купить?

- При чем тут велела? Купил, и все.

- Куда она их наденет-то ? - весело пытали Сергея. - Грязь по колено, а он - сапожки за шестьдесят  пять  рублей».

- Это ж зимние!

- А зимой в них куда?

- Потом это ж на городскую ножку . - Клавкина-то не полезет сроду ... У ней какой размер-то ? Это ж ей на нос только.

- Какой она носит-то ?

- Пошли вы !... -  вконец обозлился Сергей. - Чего вы-то переживаете? Засмеялись.

- Да ведь жалко, Сережа! Не нашел же ты их, шестьдесят пять рублей-то.

-Я заработал, я и истратил, куда хотел. Чего базаритъ-то зря?

- Она тебе, наверное, резиновые велела купить?

- Резиновые… - Сергей вовсю злился...

- Как эти... сидят, курва , чужие деньги считают. - Сергей встал. - Больше делать, что ли нечего?

- А чего ты в бутылку-то лезешь? Сделал глупость, тебе сказали. И не надо так нервничать...

- Я и не нервничаю. Да чего ты за меня переживаешь-то?! Во , переживатель нашелся! Хоть бы у него взаймы взял, или что...

- Переживаю, потому что не могу спокойно на дураков смотреть. Мне их жалко.

  Еще немного позубатились и поехали домой...» 9»Сапожки»)

Раскрытие речевой характеристики персонажей при помощи стилистически окрашенной лексики. «-…Я бы с удовольствием лучше пошел водопровод рыть, траншеи: выложился , зато потом без горя – вода и отопление». «- Ваша взяла , - сказал он. – Жрите , сволочи … Ну погоди!... Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы – и конь был бы целый. Шкура » «- Предал, змей ! Я тебя проучу . Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю – не так будет позорно. А то при людях отметелю … - Сейчас – остановился, держи карман ! – Наум нахлестывал коня. – Оглоед чертов …откуда ты взялся на нашу голову .» («Волки»)

Раскрытие речевой характеристики персонажей при помощи стилистически окрашенной лексики.

«-…Я бы с удовольствием лучше пошел водопровод рыть, траншеи: выложился , зато потом без горя – вода и отопление».

«- Ваша взяла , - сказал он. – Жрите , сволочи

  • Ну погоди!... Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы – и конь был бы целый. Шкура »

«- Предал, змей ! Я тебя проучу . Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю – не так будет позорно. А то при людях отметелю

- Сейчас – остановился, держи карман ! – Наум нахлестывал коня. – Оглоед чертов …откуда ты взялся на нашу голову («Волки»)

Использование стилистически окрашенных элементов для передачи динамизма сцены, драматизма ситуации. «Иван… огрел вожака бичом». «Конь шарахнулся в сторону, в сугроб». «Волк…прыгнул под коня и ударом когтистой лапы распустил ему брюхо подволь». «…Наум , жалеючи дочь, терпел зятя; Он почуял в голове зятя недоброе».

Использование стилистически окрашенных элементов для передачи динамизма сцены, драматизма ситуации.

«Иван… огрел вожака бичом».

«Конь шарахнулся в сторону, в сугроб».

«Волк…прыгнул под коня и ударом когтистой лапы распустил ему брюхо подволь».

«…Наум , жалеючи дочь, терпел зятя; Он почуял в голове зятя недоброе».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в рассказах В.М.Шукшина «– Вот здесь – он постучал маленьким белым пальчиком по белой скатерти, – здесь он (бюрократизм) проявляется в наиболее уродливой форме». («Случай в ресторане») «– Серега увидел Клару первый раз в больнице, увидел и сразу забеспокоился. Сперва он увидел только очки и носик-сапожо к». («Беспалый») «- Моя была бумажка -то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка -то». («Чудик»)

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в рассказах В.М.Шукшина

«– Вот здесь – он постучал маленьким белым пальчиком по белой скатерти, – здесь он (бюрократизм) проявляется в наиболее уродливой форме». («Случай в ресторане»)

«– Серега увидел Клару первый раз в больнице, увидел и сразу забеспокоился. Сперва он увидел только очки и носик-сапожо к». («Беспалый»)

«- Моя была бумажка -то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка -то». («Чудик»)

Стилистически окрашенные элементы в рассказах В.М. Шукшина

Стилистически окрашенные элементы в рассказах В.М. Шукшина

Основные элементы стилистически окрашенной лексики в произведениях писателя Просторечная лексика : «Сбацал»  на краешке доски – пощелкал каблучками-носочками – и еще раз… («Гена Пройдисвет») Разговорная лексика: Моня придумал это ночью... Вскочил , начертил колесо,  желоб, стерженек , грузик ... («Упорный») Специальная лексика: Талмешка… Тут переметом . Или лучить . Неводом тут нельзя – порвешь только. – Старик смотрел на воду . («Демагоги») Фразеологические обороты: Он [Иван] налил стакан и одним духом оглушил .  («В профиль и анфас») Неологизмы:  Витька взял бутылку красного, прямо из горлышка осаденил ее, всю, до донышка, запустил бутылку в скверик... («Материнское сердце») Уменьшительно-ласкательные суффиксы : «- Моя была бумажка -то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка -то». («Чудик»)

Основные элементы стилистически окрашенной лексики в произведениях писателя

  • Просторечная лексика : «Сбацал» на краешке доски – пощелкал каблучками-носочками – и еще раз… («Гена Пройдисвет»)
  • Разговорная лексика: Моня придумал это ночью... Вскочил , начертил колесо, желоб, стерженек , грузик ... («Упорный»)
  • Специальная лексика: Талмешка… Тут переметом . Или лучить . Неводом тут нельзя – порвешь только. – Старик смотрел на воду . («Демагоги»)
  • Фразеологические обороты: Он [Иван] налил стакан и одним духом оглушил . («В профиль и анфас»)
  • Неологизмы: Витька взял бутылку красного, прямо из горлышка осаденил ее, всю, до донышка, запустил бутылку в скверик... («Материнское сердце»)
  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы : «- Моя была бумажка -то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка -то». («Чудик»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Язык произведений Шукшина отличается эмоциональностью, экспрессивностью, субъективностью: используя языковые возможности художественного стиля речи, писатель представляет нам и речевые характеристики персонажей, и их внешний портрет, и их социальное положение, создает комический эффект, сумев показать «деревенскую» прозу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык произведений Шукшина отличается эмоциональностью, экспрессивностью, субъективностью: используя языковые возможности художественного стиля речи, писатель представляет нам и речевые характеристики персонажей, и их внешний портрет, и их социальное положение, создает комический эффект, сумев показать «деревенскую» прозу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей