СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимулирование познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена развитию диалогической речи детей с общим недоразвитием речи посредством стимулирования познавательной акьивности, то есть строится на основании активного субъективного познания предметного и окружающего мира ребенка дошкольного возраста под умелым целенаправленным педагогическим руководством.

Просмотр содержимого документа
«Стимулирование познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Якупова А.Ф.

»


Стимулирование познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одним из показателей эффективности работы дошкольного учреждения, по мнению родителей, является полноценное речевое развитие детей, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот факт подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основании которого речевое развитие выделено в одно из направлений развития ребенка дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Характеризуя разговорную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, мы говорим о ее бедности, малословности, тесной связи с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием. В соответствии с выше сказанным, педагоги дошкольного учреждения должны целенаправленно работать над развитием диалогической речи, как одной из предпосылок связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одним из стимулов речевого общения является естественная активность ребенка к окружающему. Его желание делать открытия, узнавать что-то новое. Средством стимулирования познавательной активности может выступать поисковая деятельность детей (О.В. Афанасьева, О.Л. Князева, В.Г. Петрова и др.). Поисковая деятельность детей дошкольного возраста рассматривается нами как деятельность, направленная на решение познавательных задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающего мира, и предполагающая высокую степень активности и самостоятельности детей. Содержанием поисковой деятельности выступают материалы предметного мира, так как они обладают такими характеристиками (свойствами, качествами), которые подвержены изменениям, движениям и могут быть выявлены ребенком в результате действий поискового характера.

Таким образом, развитие диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно посредством стимулирования их познавательной активности. На основании изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме была разработана педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средства формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ограничиваясь строгими рамками статьи, автор представляет основные направления работы по данной педагогической технологии, и задачи в соответствии с ними.

Направления и задачи работы

Направления

Задачи

Познание
предметного
и окружающего
мира

  • формирование и развитие психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления;

  • формирование перцептивных действий;

  • формирование сенсорных эталонов;

  • формирование представлений о предметном и окружающем мире

Стимулирование
познавательной
активности


  • формирование положительной мотивации учения в целом;

  • развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания);

  • организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности учащихся

Формирование
диалогической
речи

1. Формирование умений, связанных со слушанием:

  • умение выслушать собеседника и понять его;

  • умение осознавать свое коммуникативное намерение в процессе слушания;

  • умение понимать текст поставленной задачи и адекватно реагировать на нее.

2. Формирование умений, связанных с говорением:

  • умение вступать в общение, обратиться к собеседнику;

  • умение учитывать коммуникативную ситуацию в процессе диалога;

  • умение планировать высказывание с учетом речевой ситуации;

  • умение отбирать материал и оформлять его в речи с учетом речевой ситуации;

  • неречевые (невербальные) умения;

  • умения речевого этикета;

  • умения общаться в паре, в группе из трех-пяти человек, в коллективе;

  • умения общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, о том, что развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи по заданной технологии, строится на основании активного субъективного познания предметного и окружающего мира ребенка дошкольного возраста под умелым целенаправленным педагогическим руководством.

Список литературы

  1. Землянухина, Т. М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов ребенка : дисс. …канд. пед. наук. – М. :НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1982.

  2. Князева, О. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников / О. Л. Князева // Новые исследования в психологии. –1986. – № 1 – С. 23–28.

  3. Лисина, М. И. Общение, личность, психика ребенка / М. И. Лисина. М. : Воронеж, 1997.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!