СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стоять на смерть!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пройдут года-над веком небывалым

Потомки совершат свой поздний суд.

Железо назовут они Уралом,

Победу назовут они Уралом,

И мужество Уралом назовут.

(Михаил Львов, доброволец Уральского

добровольческого танкового корпуса).

Просмотр содержимого документа
«Стоять на смерть!»


Тема: Стоять на смерть!

Пройдут года-над веком небывалым

Потомки совершат свой поздний суд.

Железо назовут они Уралом,

Победу назовут они Уралом,

И мужество Уралом назовут.

(Михаил Львов, доброволец Уральского

добровольческого танкового корпуса).


Цель учебного занятия - изучение вклада уральского народа в Великую Победу.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

-личностный результат-высказывать собственную точку зрения по вопросу оценки вклада людей в победу в ВОВ;

-метапредметный результат - анализировать информацию, извлеченную из исторических источников;

-предметный результат - назвать причины победы советского народа в ВОВ, определить вклад Жозефа Котина в разгром фашизма.

Вид (форма) учебного занятия - семинарское занятие.

Оборудование и средства обучения:

-карта;

-мультимедийная система;

-портреты, фотографии, плакаты;

-видеофрагмент фильма «Броня крепка и танки наши быстры».


I блок

Организационно-мотивационный

Вступительное слово учителя

История становления и развития на Урале танкового производства не получила должного отражения в отечественной исторической литературе. Актуальным является отражение вклада уральских танкостроителей в Великую Победу. В годы Великой Отечественной войны, с 1941-го по 1945-й, Челябинская область стала в прямом смысле слова кузницей Победы, обеспечивая фронт боеприпасами, боевой техникой и всем необходимым. Промышленность области немедленно была переведена на военные рельсы. Южный Урал принимал, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных производств и учреждений. С начала войны сюда было перевезено свыше 200 промышленных предприятий, построено 35 новых заводов, в том числе ЧМЗ, ЧТПЗ, ЧЗАП. В тяжелейших условиях, по колено в снегу, люди разгружали оборудование, строили корпуса, выпускали первую продукцию – подчас под открытым небом. К станкам вставали женщины, старики, дети. Они работали по 12-16 часов в сутки, осваивали сложное оборудование, собирая замерзшими пальцами снаряды и патроны, танки и «катюши».

Челябинская область, как и вся страна, жила в то время под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!». 

Ученик 1

…Мы шли вперед знакомыми местами,

Оставив на высоком берегу

Машину с опаленными крестами,

С оборванными траками в снегу.

А рядом с нами медленно и грозно,

Весь в ранах и рубцах, без тягача,

Шел танк уральский по земле морозной,

Магнитогорской сталью грохоча.

В пути спросил один солдат другого:

— Ты, кажется, с Урала, побратим!

И руку он потряс ему без слова.

И все без слов понятно было им.


Видео

II блок

Информационно-аналитический


Ученик 3

До 1940 года Урал не был задействован в изготовлении танков. Только после того, как началась война основная часть оборудования, материалов, кадров рабочих, инженерно-технических работников и управленцев танковых заводов Москвы, Ленинграда, Украины была эвакуирована на Урал. Обратите внимание на то, что в предвоенный период на уже Урале существовали такие Гиганты уральской промышленности как - Уралвагонзавод, Уральский завод тяжелого машиностроения и Челябинский тракторный завод - разместив на своих площадях эвакуированные предприятия, стали основными предприятиями танковой промышленности СССР по выпуску дизельных двигателей, средних и тяжелых танков, средних и тяжелых самоходных артиллерийских установок. В кратчайшие сроки Урал был превращен в самый мощный центр оборонного производства. Танкоград – города с таким названием не было на карте нашей Родины. Челябинск получил это имя в начале войны, после слияния тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями: Ленинградским Кировским и Харьковским. Возглавил «танковую империю» И. М.Зальцман, которого называли танкоградцем № 1.

«Мозгом» Танкограда называли конструкторское бюро танкового завода, где работали выдающиеся конструкторы Ж. Я. Котин, Н. Л.Духов, И. Я.Трашутин, М. Ф.Балжи и другие. Здесь были созданы мощные танки КВ, ИС и «Т- 34», самоходные артиллерийские установки.

Ученик 4

Кто сумел побить немецких «тигров»? Для чего нужно было загнать танк в морозильную камеру? Какой танк стоит на пьедестале Комсомольской площади в Челябинске? Кто похоронен рядом с Никитой Хрущевым? Все это могла бы рассказать мемориальная доска на доме номер 15 по проспекту Ленина в городе Челябинске.


А какие памятники боевой славы, в нашем городе Вы знаете?

1.«Танк» (Комсомольская площадь-ЧТЗ);

2. «Катюша» (у дома Культуры им. Колющенко-Сов.р-н);

3. «Подвиг» («Алеша», в сквере у входа в школу №1 на ул. Красной);

4. «Память» (на лесном кладбище-Сов. р-н);

5.Памятник «Славы» (металлургический район, ул. Коммунистическая»);

6. «Ленинградский мост»(на пр.Победы, Калининский р-н);

7.Монумент «Сестричка»(перекресток пр.Победы и ул.Кыштымской).


Рассказ учителя

А сейчас мы перенесемся с Вами в тот далекий 41…
      Главного конструктора в Челябинске позвали к телефону – звонил из Москвы нарком вооружения Дмитрий Устинов:
      – Срочно вылетайте в Ленинград – нужно допросить пленного.
      –Но я в языках не силен.
      – С этим пленным надо разговаривать на особом языке. Он по вашей части.
      Пленным оказался новейший фашистский тяжелый танк «тигр». Такая находка, конечно, была драгоценной для конструктора. Но вместе с профессиональным любопытством, находка вселяла и тревогу – конструктор танков понимал, какие задачи могут быть поставлены перед ними. Мощный, 55 тонн, «тигр», снабженный пушкой и двумя пулеметами, несомненно, демонстрировал хорошо вооруженного противника. На вопрос, какой советский танк сможет на равных вести поединок с «тигром», конструктор не смог дать ответа. Пушка «тигра» на тот момент пробивала броню любого советского танка.







 Задача была поставлена – очень быстро в Красной армии должно появиться оружие, которым можно будет успешно бить «тигры». В истории Великой Отечественной войны об этом сказано лаконично: «По заданию Государственного комитета обороны на Кировском заводе в Челябинске обратите внимание в течение 25 дней был сконструирован и изготовлен опытный образец установки СУ-152, которая с февраля поступила в серийное производство».
      Это история из жизни выдающегося советского танкостроителя генерал-полковника инженерно-технической службы Жозефа Яковлевича Котина.


Поздней осенью 1942 года Верховное командование нашей армии планировало повсеместное наступление на всех фронтах. Появились новые первостепенные задачи.

Жозеф Яковлевич Котин вернулся из Москвы поздним вечером, однако тут же направился на завод и собрал ведущих конструкторов на экстренное совещание, которое началось, когда за окнами была глубокая ночь. Рядом работали цеха, производящие танки и двигатели, в кабинет долетал рабочий гул. В конструкторских бюро завода за многочисленными столами и чертежными досками трудились конструкторы второй смены - они работали с восьми вечера до восьми утра.

Генерал Котин внимательно посмотрел на сосредоточенные лица сотрудников, собравшихся в кабинете.

-Получено задание огромной важности. Должен предупредить: то, что я вам сейчас сообщу, является строжайшей военной тайной и не подлежит разглашению. Записей прошу не вести.

Присутствующие поняли так, что их главного конструктора на этот раз принял сам Сталин. Котин сообщил: у врага появились новые тяжелые танки «тигр» и «пантера», а также мощное самоходное орудие «фердинанд». Приведя технические данные этих машин: вес, бронирование, вооружение, скорость, Жозеф Яковлевич сурово заметил:

-Как видите, машины мощные и опасные. В этих условиях, когда на всех фронтах начнется наступление, нужны новые машины прорыв. Наши танки «Т-34» и «КВ» не в полной мере отвечают стратегическим замыслам командования. В Государственном Комитете Обороны сказали: нужно сделать так, чтобы уже с начала 1943 года фронт стал получать в противовес вермахту новые танки и самоходки. Противник сделал ход, мы должны дать ответ.

Котин подчеркнул, что поскольку время ограничено, нужно максимально опираться на имеющиеся узлы и постараться максимально использовать уже проверенные комплектующие и механизмы существующих машин.

Времени катастрофически не хватало. Тут не до изобретений.

-Прошу высказываться, - предложил Котин.

Николай Леонидович Духов напряженно размышлял. Немецкие конструкторы пошли по пути усиления брони. У «тигра» лобовая броня-сто, у «фердинанда» - вдвое больше, двести миллиметров при весе пятьдесят пять и семьдесят тонн соответственно. Противник сделал ход. Пойти пу пути немцев? Это бесперспективно, потому что в соревновании брони и снаряда снаряд всегда победит-для этого достаточно сконструировать и изготовить орудие и снаряды ,делать пушку, способные пробить эту броню. Уже изобретены кумулятивные снаряды, которые поражают и более толстую броню. И малоподвижные немецкие монстры могут оказаться на поле боя всего лишь хорошими мишенями… А для этого…

-Нужна помощь, которая способна пробить броню толщиной сто миллиметров, -высказывался Духов.-Если ее установить в танк «КВ-1С»,это будет хороший ответ немцам.

Котин вздохнул:

-Пока такой пушки нет, хотя есть гаубица конструкции Петрова калибра 152 миллиметра. Однако в танк «КВ-1С» вставить ее не получится.

-У нас почти готов проект самоходно артиллерийской установки и с этой пушкой под индексом «СУ-152», -вступил в разговор заместитель главного конструктора Лев Сергеевич Троянов. - По нашим предварительным расчетам, ее броне пробиваемость-свыше двухсот миллиметров.

Троянов отметил, что преимущества разработанной конструкции очевидны. И в производстве она проще: не нужен погон и шариковая опора для вращения башни. Не все присутствующие согласились со Львом Сергеевичем. Большинство конструкторов высказалось за форсирование работ по созданию нового тяжелого танка, который может успешно бить новые немецкие танки.

-Но где взять время? - бросил Котин, - на разработку такой машины уйдет не меньше полугода, а нам нужно сделать танк прорыва к началу 1943 года, за оставшиеся полтора – два месяца.

Время, с которым они сражались на протяжении многих месяцев, вновь было против этих озабоченных людей, собравшихся в Челябинске.

-«Тигр» уже появился на фронте, - продолжил Котин,

-Один такой «зверь» захвачен нашими солдатами под Ленинградом в районе станции Мга. Возможно, это пока лишь танк, проходящий войсковые испытания, но к весне немцы обязательно запустят новую машину в серию. И мы должны не только сделать новую машину, но дать ее фронту в нужном количестве. У кого есть действительно конструктивные предложения?

По наступившей паузе Котин понял, что многие находят положение безвыходным. Котин посмотрел на Духова и по его лицу понял, что у того есть мысли, как найти выход из ситуации:

-Что скажите, Николай Леонидович?

-Можно вместо башни танка «КВ-1С» установить на ее место прямоугольную просторную рубку, куда вполне поместится гаубица-пушка конструкции Петрова. Эта работа вместе с подготовкой производства займет не более двух-трех месяцев.

За окном забрезжил рассвет, когда закончилось совещание. Котин кратко подвел итоги, объявив решение. Конструкторское бюро тут же приступает к разработке чертежей «СУ-152» на основе танка «КВ-1С». Ведущим конструктором самоходного орудия назначается Лев Сергеевич Троянов.

-К концу дня составить жесткий график проведения всех работ, предусмотрев начало серийного выпуска машины не позднее января 1943 года, -подвел черту генерал Котин.

В истории Танкограда было немало драматических страниц. Здесь в военные годы было поставлено немало трудовых рекордов, но этот остался непревзойденным. В декабре начали выдавать рабочие чертежи в цеха, в январе 1943 года-то есть в течение трех недель - был собран первый опытный образец «СУ-152». От танка «КВ-1С» САУ отличалась намертво приваренной к корпусу боевой рубкой, в которой находилась мощнейшая гаубица-пушка калибра 152 мм.

Эти самоходные установки, созданные в Челябинске, впоследствии станут грозой вражеских танков и дотов. Они будут незаменимы при прорыве обороны гитлеровцев в наступательных операциях, которые командование Красной Армии успешно осуществило в 1943 году. Свою боевую мощь и огромные потенциальные возможности «СУ-152» продемонстрировала в Курской битве. Пятидесятикилограммовые снаряды этой самоходной установки прошивали броню «тигров» и «пантер», срывали с них орудийные башни. Гитлеровцы не ожидали такого сюрприза из Челябинска и в изумлении наблюдали за ее действиями, назвав советскую самоходку «супертанками». А наши солдаты метко окрестили: «зверобой».

Разработчики «СУ-152» были удостоены Государственной премии. Это Ж.Я. Котин; С.Н. Махонин, который в качестве главного инженера возглавлял подготовку производства СУ-152; А.С.Троянов и конструкторы артиллерийской системы С.П. Гуренко и Ф.Ф. Петров.

Н.Л. Духова в списке не оказалось. Может быть, потому, что танк «КВ-1С»,послуживший базой для новой САУ, до этого был отмечен Государственной премией.

Страница из истории Танкограда и Великой Отечественной войны.
      «За двадцать пять дней мы успели выполнить все. От первой черточки на чертеже до первого выстрела. Если бы сам не участвовал в работе, никогда не поверил бы», – вспоминал Котин. Люди спали по очереди возле чертежных досок, питались сухим пайком. Инженеров и рабочих сплачивало единое желание дать фронту оружие, способное остановить врага на поле боя.
      В конце января, на 4 дня раньше срока, образец самоходной установки был собран и прошел заводские испытания. В феврале 1943 года новая самоходная артиллерийская установка КВ-14 была принята на вооружение Красной Армии, получила она название «СУ-152».


Впервые новые советские боевые машины прошли боевое крещение на Курской дуге, где встретились – дуло в дуло – с непобедимыми «тиграми».
      Не секрет: об оружии второй мировой войны известно больше, чем о людях, его создавших. Конструктор часто оказывается в тени. Советский конструктор долгие годы был человеком без биографии. Но если было оружие победы, то были и люди, победившие в битве умов. Такими словами начинается документальный фильм «Война Жозефа Котина», снятый в 2008 году и показанный по каналу «Культура». Вы можете без труда найти его в интернете по запросу «Жозеф Котин» в Яндексе.
      Вы знаете, что здание «Детского мира» в Челябинске заполнено давно детскими игрушками, на них выросло не одно поколение горожан. Но это здание помнит и совсем другие времена. Здесь располагался Наркомат танковой промышленности, можно догадаться, что по коридорам этого «мира» ходил, решая серьезные и даже судьбоносные в ходе войны задачи, Жозеф Котин. С образованием Наркомата танковой промышленности Котина назначают заместителем наркома, а после эвакуации Кировского завода в Челябинск он одновременно возглавил еще и конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода.
      Спустя много лет, Жозеф Котин вспомнит: «Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто впервые назвал Челябинск предельно точно – Танкоград. Под одной крышей в первые месяцы войны соединились Ленинградский Кировский завод, Харьковский дизельный, Челябинский тракторный. Мне поручили возглавить конструкторское бюро этого гиганта. Задания мы выполняли самые разнообразные: модернизировали старые танки, создавали новые, строили самоходные установки. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами».
      Обратите внимание, за годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных орудий. В серийном производстве было запущено 13 танков и САУ. Это цифры. А в жизни людей – генералов и рабочих – это и бессонные ночи, и настоящий героизм...
      Спроси сегодняшнего мальчишку на улицах Челябинска,: какой марки танк стоит на постаменте на Комсомольской площади? Конечно, Т-34, легендарный танк. Второй мировой войны.
      Далеко не каждый скажет – танк этот ИС, тяжелый танк. Именно они, тяжелые танки, выпускались в Танкограде.


      ИС-2 оказался более живучим, чем тяжелый «тигр». Командование вермахта запрещало даже своим танкистам вступать в открытые поединки с ИС-2, предписывалось стрелять по нему только из-за засад и укрытий.
      Особенно отличились ИС-2 в последние месяцы войны. Они входили в состав штурмовых групп, ведущих бои на улицах городов европейских стран. Встречая на узкой городской улице завал, советский тяжелый танк обходил его, прокладывая себе путь сквозь стены соседних домов...
      На базе танков ИС в 1944 году коллектив Котина создал тяжелые самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152.


«С этим оружием будем заканчивать войну», – заметил Сталин. Действительно посмотрите внимательно на снимки военных лет, в кадре легко можно увидеть самоходные установки из Челябинска – они крушили оборону противника во время уличных боев в Берлине и при штурме мощных фортификационных сооружений Кенигсберга и Будапешта.
      Еще одним из направлений творческой деятельности конструктора Жозефа Котина стало создание ракетных танков – ПТУРСов. Но это уже было в середине 50-х годов и не в Челябинске, это уже другая история из жизни Жозефа Котина.

      Фрагмент одной из публикаций: «То, что удалось нашему соотечественнику Жозефу Котину, другие конструкторы смогли создать только двадцать, а то и тридцать лет спустя. Его модели танков, разработанные в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, несмотря на недостатки, обладали универсальными качествами боевых машин. Подобные танки были приняты на вооружение других стран мира только в 60--70-х годах прошлого века.
      Судьба распорядилась так, что, покинув в юности родной Павлоград, будущий знаменитый конструктор советских тяжелых танков приезжал в Украину лишь в командировки. Второй родиной для него стал Ленинград, а затем Челябинск, где он создал уникальные боевые машины. Его танков побаивались даже немецкие танковые асы, которым по инструкции было запрещено идти в лобовую атаку на эти «бронированные крепости».
      Любопытный факт: жена Жозефа Котина Наталья тоже была связана с танкостроением, более того – была единственной женщиной во всей Красной Армии, имевшей высшую квалификацию инженер по бронетехнике. В годы репрессий ее обвинили во вредительстве, следствие тянулось больше полугода, все это время Котин вел борьбу за освобождение жены. Ее действительно выпустили на свободу, случай для тех лет исключительный. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл Климент Ворошилов, который впоследствии стал крестным отцом четвертого ребенка в семье Котиных -– дочери Нади. И всегда ценил факт появления танка, носящего его имя – КВ.


      С производством тяжелых танков КВ был такой случай, связанный с Челябинском. Образовался большой дефицит алюминия, из которого делались танковые радиаторы, это грозило остановкой производства танков. И Котин предложил начать делать радиаторы из простой стали. Это противоречило законам термодинамики. Но на то и конструктор, чтобы идти вперед в развитии техники. Так был построен первый в мире стальной радиатор. Для его испытания требовалась большая холодильная установка. С этой целью решили использовать продуктовые морозильные камеры. И Жозеф Котин вместе с инженерами договорились с первым секретарем Челябинского обкома ВКП(б), чтобы на неделю поставить танк в морозильную камеру.
      В советские годы были периоды, определявшие вектор развития оборонной промышленности страны – от кавалерии до ракет. Между ними были танки. Жозеф Котин застал в своей жизни все три этих периода. Маршал Тухачевский в определенном смысле дал старт стремительной карьере конструктору советских танков. Финиш определило «космическое видение» будущего Никиты Хрущева. Но получилось так, что их могилы на Новодевичьем кладбище в Москве рядом – генерального секретаря эпохи оттепели и конструктора танков, без которых дорога к Победе была бы у советского народа еще более долгой и кровавой.
      Именем конструктора Жозефа Котина названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге. Его имя носят Санкт-Петербургский машиностроительный техникум и горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м /. О нем написано в «Летописи челябинского тракторного», о нем рассказывают молодежи во время экскурсий в музее трудовой славы ЧТЗ.
      На доме № 15 проспекта Ленина в Челябинске, где жил конструктор, ему установлена мемориальная доска. Рядом с ним на этой доске еще один замечательный конструктор тяжелых танков Н.Л.Духов.

III блок

Рефлексивно-оценочный

Вывод: Южный Урал по праву может гордиться своим вкладом в Великую Победу. В Челябинской области в годы Великой Отечественной были сформированы десятки воинских частей и соединений. С 1941-го по 1945-й с областных призывных пунктов и военкоматов на фронт было отправлено свыше 1 миллиона человек. Из них 250 тысяч, каждый четвертый, остались лежать на полях сражений. Нет такого рода войск, где бы ни воевали наши земляки. Многим челябинцам и гостям города хорошо знаком мемориал добровольцам-танкистам на Аллее Славы областного центра. Он установлен в память обо всех не вернувшихся с полей сражений на площади, откуда  провожали уходящих на фронт южноуральцев. Фигура бойца олицетворяет рабочего-танкостроителя, на котором уже надеты танковый шлем и сапоги. И это не случайно. Дело в том, что в годы войны на Урале был сформирован добровольческий танковый корпус. Воодушевленные победой в Сталинградской битве, за несколько месяцев рабочие Челябинской, Свердловской и Пермской областей не только собрали и обучили личный состав корпуса — заводчан-добровольцев, но и оснастили его всем необходимым оружием и военной техникой. Приняв боевое крещение на Курской дуге, добровольцы-танкисты победоносно прошли до Берлина, став примером стойкости и мужества.

Десятки, сотни тысяч наших земляков заслужили славу защитников Отечества, освободителей мира от фашизма, но не всем воинам-южноуральцам удалось дожить до светлого Дня Победы. В память об их подвигах в Челябинской области горят Вечные огни. Вечный огонь был зажжен и в самом сердце областного центра на Аллее Славы. Обрамляют мемориал плиты из гранита, на которых высечены имена уроженцев Южного Урала – Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы. 

Написать на листочке «Как я усвоил материал»:

- получил полные знания, усвоил весь материал

- усвоил материал, но есть еще вопросы

- усвоил материал частично, многие вопросы надо прочитать






Список литературы:

1.Урал – фронту, под редакцией доктора исторических наук А.В.Миштрофановой,Москва издательство «Экономика»,1985г.

2. История Южного Урала. XX - XXI век : Учеб. пособие для 9-го кл. осн. общеобразоват. школы / [Марина Сергеевна] Салмина. — Челябинск: Взгляд, 2004.

3.Из истории Южного Урала. Учебное пособие по истории родного края для учащихся 7-10 классов общеобразоват. школы. Челябинск, Южно-Уральское кн.изд.,1967г.,А.И.Александров.

4. Урал ковал Победу: Сб.- справ. -Челябинск: Юж. - Урал.кн.изд-во, 1993.,под редакцией доктора исторических наук, профессора П.Г.Агарышева.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!