СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели: научить определять направления на плане и на местности, определять стороны горизонта на местности с помощью компаса и местных признаков, определять азимут на плане и на местности.
У р о к 3. Стороны горизонта. Ориентирование Тип урока: урок общеметодологической направленности. Используемые технологии: здоровьесбережения, диалоговой деятельности, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, развития навыков контроля и самоконтроля. Цели: научить определять направления на плане и на местности, определять стороны горизонта на местности с помощью компаса и местных признаков, определять азимут на плане и на местности. Формируемые УУД: предметные: объяснять значение понятий: азимут, стороны горизонта, ориентирование; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и окружающих местных предметов; метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым и нетекстовым компонентом и приборами; личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя; формирование навыков самоконтроля. Оборудование: учебники, электронные приложения, рабочие тетради, компасы, линейки. Урок 3. Стороны горизонта. Ориентирование 17 Ход урока I. Организационный момент (Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.) II. Актуализация знаний 1) Фронтальная беседа по вопросам учебника на с. 16. 2) Индивидуальная работа у доски: нарисовать 10 условных знаков. 3) Выполнить тестовое задание. А1. Масштаб в 1 см – 100 м в численном виде равен: 1) 1 : 100 2) 1 : 10 000 3) 1 : 1000 А2. Масштаб 1 : 2500 в именованном виде выглядит как: 1) в 1 см – 2500 м 2) в 1 см – 25 м 3) в 1 см – 2,5 м А3. Изображение небольшого участка местности в уменьшенном виде с помощью условных знаков: 1) топографический план 2) аэрофотоснимок 3) рисунок А4. Азбукой плана называют: 1) масштаб 2) условные знаки А5. Какой масштаб используют при измерении циркулем-измерителем? 1) именованный 2) численный 3) линейный А6. Вычислите масштаб, если расстояние 30 км соответствует на плане 3 см. 1) в 1 см – 10 м 2) в 1 см – 10 км 3) в 1 см – 3 км А7. Какой масштаб крупнее? 1) 1 : 100 2) 1 : 1000 3) 1 : 10 000 18 Виды изображений поверхности Земли Ответы: А1 – 2; А2 – 2; А3 – 1; А4 – 2; А5 – 3; А6 – 2; А7 – 1. (Взаимопроверка по образцу.) • 7 правильных ответов – отметка «5»; • 5, 6 правильных ответов – отметка «4»; • 4 правильных ответа – отметка «3». III. Работа по теме урока Тема урока: «Стороны горизонта. Ориентирование». (Знакомство с планом урока.) План урока 1. Стороны горизонта. 2. Способы ориентирования на местности. 3. Азимут. 4. Определение направлений по плану. Мы познакомились с условными знаками, масштабом плана. – Что еще нужно знать для чтения плана? (Стороны горизонта.) – Какие стороны горизонта вы знаете? (Север, юг, запад, восток.) 1. Стороны горизонта Задание. На чертеже на доске подпишите основные стороны горизонта. – Какие промежуточные стороны горизонта вы знаете? (Северо-восток, северо-запад, юго-запад, юго-восток.) Задание. На чертеже на доске подпишите промежуточные стороны горизонта. – Как показаны стороны горизонта на плане? (На плане север – юг показаны стрелкой. Север – вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.) 2. Способы ориентирования на местности Ответьте на вопросы, используя план форзаца 1 учебника (фронтальная работа). 1) В какой стороне от одинокого дерева находится сарай, ольховый лес, фруктовый сад? 2) В каком направлении от леса находится ручей? 3) В каком направлении течет река Нара? – Как определить стороны горизонта на местности? (Примерный ответ. По Солнцу: если встать лицом к Солнцу в истинный полдень, то перед вами будет юг, за спиной – север, справа – запад, слева – восток. По Полярной звезде: если встать лицом к Полярной звезде, то перед вами будет север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток. По лишайникам на стволе дерева – они растут на северной стороне, Урок 3. Стороны горизонта. Ориентирование 19 по муравейнику – он находится с южной стороны дерева, по годичным кольцам на пне дерева, с помощью компаса: стрелка компаса всегда ориентирована по направлению север – юг.) (У учеников на партах лежат «Правила работы с компасом».) Правила работы с компасом 1. Установить компас на горизонтальной неметаллической поверхности. 2. Подождать, пока стрелка компаса успокоится (если на компасе есть зажим – освободить его). 3. Повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4. По шкале определить нужное направление. (Ученики в парах работают с компасом при консультативной помощи учителя.) По компасу можно определить правильное направление в любое время суток, при любой погоде. По компасу можно определить точное направление на предмет. Для определения точного направления по компасу измеряют азимут. 3. Азимут (Работа в парах. Ученики читают текст учебника на с. 17, а затем обсуждают понятие азимут с соседом по парте.) – Что такое азимут? (Угол, отсчитываемый по часовой стрелке, между направлением на север и направлением на предмет. Азимут на север равен 0° или 360°.) Задание. Рассмотрите рис. 8 на с. 17 учебника и определите азимуты на стороны горизонта. (Азимут на восток – 90°, на юг – 180°, на запад – 270°, на промежуточные стороны: северо-восток – 45°, северо-запад – 315°, на юго-восток – 135°, на юго-запад – 225°.) (Самопроверка по образцу.) Азимут можно определить по плану и на местности: азимут по плану можно определить с помощью транспортира; азимут на местности – с помощью компаса. 4. Определение направлений по плану Правила определения азимута по плану с помощью транспортира на плане 1) Определить направление на север. 2) От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север, от точки стояния провести линию на объект. 20 Виды изображений поверхности Земли 3) Определить с помощью транспортира величину угла, отсчитывая по часовой стрелке от направления на север. Практическая работа 1) Определите азимут (по плану на форзаце 1 учебника) от сарая до моста через овраг. 2) Определите азимут (по плану на форзаце 1 учебника) от отметки 162,3 до одинокого дерева. 3) Определите азимут (по рис. 9 на с. 17 учебника) на дом, на дерево, на колодец, на мост. (Самопроверка по образцу.) Правила определения азимута на местности с помощью компаса 1) Сориентируйте компас (стрелка компаса показывает на север). 2) Положите тонкую палочку через центр компаса и азимут, который вам нужно взять. (Ученики с компасами не должны подходить к металлическим предметам (футбольные ворота, флагштоки и т. п.).) 3) На местности провести определение азимута на вешки. IV. Первичная проверка знаний Выполнить практикум на с. 18 учебника. (Учитель индивидуально консультирует учащихся.) V. Закрепление изученного материала Выполнить задания 1–4 на с. 19 учебника. Ответы. 1. Ориентироваться на местности можно с помощью Солнца, Полярной звезды, снега на крышах домов, муравейника, компаса и т. д. 2. Фронтальное обсуждение (ученик находит местонахождение своего дома, показывает рукой направление и сообщает сторону горизонта соседу по парте, учителю). 3. а) Заросли кустарника находятся на северо-западе от реки Нары; б) поселок Елагино находится на юго-западе от лиственного леса; в) река Нара течет на юго-запад; г) тропа проходит вдоль северного края поселка Елагино. 4. Фронтальное обсуждение. VI. Рефлексия учебной деятельности (Ученики поднимают руки, смайлики, фигуры.) • Я знаю, что такое азимут, как его определять. • Я могу определить азимут по плану. • Я оцениваю свою работу на уроке на (отлично, хорошо, удовлетворительно). Урок 4. Изображение на плане неровностей земной поверхности 21 • Я должен разобраться дома с материалом, мне нужна помощь. Домашнее задание 1. Прочитать § 5. 2. Выполнить задания № 1, 2, 5–7 на с. 19–21 рабочей тетради. Дополнительный материал Предположительно, компас был изобретен в Древнем Китае во время правления династии Сун. Сначала он использовался караванщиками для указания направления движения в пустыне. Выглядел он не так, как современный компас. В древних китайских летописях упоминается «белый глиняный горшочек, в котором на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда солнце закрыто и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». В начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, и у компаса появилась плавающая стрелка. Обычно она имела форму рыбки и опускалась в сосуд с водой, указывая головой на юг. В Европе изобретение компаса относят к XII–XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым – магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушку мастер также нанес рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
© 2024, Салихов Магомед Салихович 69 0