СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна под названием «Музыка» (сборник нетрадиционных конспектов по музыке)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник нетрадиционных уроков по музыке "Страна по названием "Музыка""

Просмотр содержимого документа
«Страна под названием «Музыка» (сборник нетрадиционных конспектов по музыке)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района Ростовской области










Страна под названием «Музыка»

(сборник нетрадиционных конспектов по музыке)







Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории



















2019год

Печатается по решению методического совета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района Ростовской области







Страна под названием «Музыка»

(сборник нетрадиционных конспектов по музыке)







Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории



















2019год



СОДЕРЖАНИЕ



1. Музыкальный урок-игра "Музыкальный ларец"…..4

2. Нетрадиционный урок по теме «Интонация»

3 класс …………………………………………….……....12

3. Нетрадиционного урок «Музыкальная почта»

2 класс………………………………………………….….26

4. Нетрадиционный урок «Музыкальная гостиная»…..29

5. Нетрадиционный урок «Марш в истории

музыкальной культуры» 8 класс……………………..34



























Музыкальный урок-игра "Музыкальный ларец"

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах, песнях, композиторах;

  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности;

  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности;

  • формирование лидерских качеств, организаторских умений, освоение ролей ведущего, ассистента, члена жюри и др.;

План - конспект урока

Тема урока

Урок-игра “Музыкальный ларец”

Методическая цель

Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”.

Образовательные цели

Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по школьному курсу музыки.

Развивающие цели

- Закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательной игре “ Музыкальный ларец ”.

- Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в игре.

- Вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с литературой.

Воспитательные цели

- Научить творчески и логически думать.

- Расширить область знаний у учащихся по предмету.

- Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику.

Тип урока

Повторительно-обобщающий.

Методы обучения

Рассказ, самостоятельная работа, игра-викторина, “Поле чудес”, лото, “музыкальная угадай-ка”, “Брейн-ринг”.

Формы организации урока

Индивидуальная, групповая.

Уровни усвоения

II, III

Межпредметная связь

Математика, история, география, литература.

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ : Если б ты был композитором, какие средства музыкальные использовал для написания музыки на стихи Хлебникова .

Прочитай стихотворение Велимира Хлебникова.

Какие вопросы ты бы задал автору, что тебе непонятно? Попробуй сам себе объяснить.

Если бы ты бы композитором, то какие интонации использовал в своей музыке? Почему?

Какую символику ты угадываешь в тексте, какую музыкальную форму ты бы выбрал, почему ?

Подробнее охарактеризуй интонационное развитие твоего музыкального образа, драматургию, поясни инструментовку, и т. д.

Какие художествненные и жизненные ассоциации возникают у тебя, читая это стихотворение?

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей,
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Позиции для оценивания

  • Анализ, Ход рассуждения, Аргументация 2 балла

  • Структурный проект (чувство целого) Композиционные навыки. Многообразие детальной разработки 2 балла

  • авторское прочтение, оригинальность, метафоричность высказывания (текст на текст) 4 балла

Каждая характеристика отмечается по двухбальной системе: 0, 1, 2

Абсолютное число баллов по этому показателю: 12.

Эталон – ОРИЕНТИР:

Когда я читаю это стихотворение, то чувствую печаль. Оно как колыбельная и немного похоже на молитву. Слова как будто светлые слезы стекают, обволакивают. Меня заинтересовало слово облакини. Я не слышал такого раньше и возник вопрос: “А почему Хлебников написал не облака, а облакини?”. Мне это напомнило; берегинии, богини, княгини, монахини. Вспомнились образы княгини Ольги, Ярославны, ее плач в опере “Князь Игорь”.

Когда всмотрелся в стихотворение, в его построение, то увидел, что оно зеркально и напоминает круг. Это словно оберег вокруг земли, вытканный из молитв великих святых, они и оплакивают нашу грешную землю и пытаются оберечь ее от гибели.

Если б я был композитором, то использовал бы колыбельные интонации, монотонную мелодию, струнную группу симфонического оркестра, женский хор, но не с этими словами, а с молитвой, а может быть – вокализ. Форму или одночастную или рондо , можно и трехчастную, но обязательно , чтоб музыка “закруглилась” и растаяла в пространстве. А если б рисовал, то в облачных силуэтах вписал бы иконы и лицо своей бабушки, потому что она была святая.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня для нас с вами он не совсем обычный. Дело в том, что у нас сегодня есть возможность помечтать и осуществить наши мечты в реальность.

Каждый из вас, наверно, мечтал стать участником какой-нибудь популярной телевизионной игры. Так вот сегодня ваши мечтания приобретают реальность. На уроке каждый из вас станет участником сразу нескольких передач. От вас требуется только одно, чтобы вы были внимательны.

Итак, добро пожаловать на игру “ Музыкальный ларец ”!

Так как эта игра проходит в рамках урока “Музыки”, то, я думаю, вы догадались, что нам с вами понадобится все то, что связано с музыкой, весь тот багаж знаний и умений, который вы приобрели на уроках “Музыки”.

2. Правила игры.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Вступительное слово ведущего: Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка))

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Музыкальная заставка, который в дальнейшем будет звучать перед каждым туром. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Первый тур.

Вопрос и ответ песней. Представленные музыкальные вопросы. Главное – ответ также должен быть из песни.

  1. Куда уехал цирк?

  2. Когда весна придет?

  3. С чего начинается Родина?

  4. Когда уйдем со школьного двора?

  5. Где это было? Когда это было?

Второй тур.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Третий тур.

Фигурки” - задание на одушевление формы.

Предлагаются 2 фигурки, имитирующие людей. Одна - с поднятой головой, вторая - с опущенной.

Фигурки поставлены “лицом” друг к другу.

Вопрос: Что с ними происходит?

  • Отсутствие объяснения –0 баллов

  • Констатация: один смотрит вверх, другой – вниз. – 1 балл

  • Минимальное прочтение поз фигурок, как человеческих взаимоотношений: обиделся один на другого, поссорились –2 балла.

Четвертый тур.

Узнай песню по описанию.

По предложенному описанию команда, заполняя свою карточку, отвечают ответы под номером 1 , 2 и т. д.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе

2.Песня о стране, где можно встретить жар-птицу и золотого коня

3. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает

4. Песня о городе, куда не едут поезда и е летят самолеты

5. Песня об одинокой красавице

6. Песня об одинокой пловчихе с дудкой

Ответы:

1 “Если долго-долго – долго….”

2 “Маленькая страна”.

3 “Теперь я Чебурашка…”

4 “Мальчик хочет в Тамбов…”

5 “Во поле березка стояла…”

6 “А я воду войду…”

Пятый тур.

К какому виду музыкального искусства относятся:

  1. Борис Годунов а/ симфония

  2. “Кориолан” Бетховена б/ балет

  3. “Петрушка” И.Стравинского в/ опера

  4. Чипполино А.Хачатуряна г/ инструментальные миниатюры

  5. Вальсы Ф.Шопена

  6. “Юпитер” В.А.Моцарта

 

1/в
2/а
3/б
4/б
5/г
6/а

Шестой тур.

“Храбрые портные”

На материале английской песни в переводе двух авторов Чуковского и Маршака + 2 музыкальных фрагмента (маршевый и песенный, арпеджированные формы движения) + 3 графических рисунка-символа:

Задание: Ответь, какая музыка и какой рисунок соответствует каждому из стихотворений? (Один рисунок здесь лишний)

Маршак:

Чуковский:

Однажды двадцать пять портных 
Вступили в бой с улиткой, 
В руках у каждого из них 
Была иголка с ниткой 
Но еле ноги унесли, 
Спасаясь от врага, 
Когда увидели они 
Улиткины рога.

Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!”
А как вышли за калитку,
Да увидели улитку-
Испугалися, разбежалися…
Вот они какие, храбрые портные

Седьмой тур.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Восьмой тур.

Вопрос-задание

Эталон

Назовите авторов предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Девятый тур.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок.

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко - на гуслях, Шерлок Холмс – на

Десятый тур.

Задание на проверку эмпатии, механизма включения эстетического восприятия, оживления формы через эмоционально-образный смысл.

1. Кубики – на одушевление абстрактной формы, придание ей характера по аналогии с человеком. Задание проводится в форме игры с замещениями:

“Идет один большой кубик, а навстречу ему маленький. Что сказал каждый из них. Поговори за них. О чем они могут говорить?

Оценка: умение учитывать особенности формы кубиков, (длинные – весла продолговатые цилиндрические – часть ворот и т.д.)

  • Умение одушевить, говорить соответствующими голосами.- 1 балл.

  • Близость замещения и одушевления к форме стимула - 1 балл.

  • Целостный набор качеств – 2 балла.

Одиннадцатый тур.

Назовите авторов предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Двенадцатый тур. Домашнее задание.



































Нетрадиционный урок по теме «Интонация» 3 класс


Тема: Путешествие в страну «Интонация».


Цель: В игровой форме дать общее представление о том, что такое интонация,

какое значение она имеет в музыке. Раскрыть смысл понятий: «Ритм»,

«Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» и

«Изобразительность».

Тип урока: Урок-путешествие.


Задачи: * На основе личностного ориентирования развивать музыкально –

ритмические навыки, умение различать высокие и низкие звуки, правильно

интонировать, а так же слышать в музыке выразительность и видеть

изобразительность.

* Воспитывать чувства дружбы, умение прийти на помощь в трудную

минуту, быть смелыми и не бояться трудностей.


Оборудование: фортепиано, система мультимидийного изображения, плакат с

музыкальными терминами, шесть конвертов с заданиями, три

шкатулки, красные, зелёные и синие нотки (по 20 штук), сборник

«Песенник октябрёнка», большой ковёр, магнитофон, аудиозапись

произведений П. И. Чайковского «Октябрь», «Испанский танец»,

«Марш деревянных солдатиков», портрет П. И. Чайковского.


Содержание урока:

  1. Оргмомент.

  2. Введение в тему урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Итог урока.

  5. Релаксация.

  6. Выход из класса.




Ход урока.


Посреди класса находится ковёр. Вокруг него полукругом расположены стулья.

1. Организационный момент.

Слайд № 1. Дети входят в класс под музыку песни «Чижик – пыжик и Зойка».

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Добрый день!


2. Введение в тему.

Учитель: Дорогие ребята! Я принц Гармонии. Я прилетел к вам из страны

Интонация. Нет, нет, не пытайтесь найти эту страну на карте мира – её там

просто нет. Моя страна находится на другой карте – на карте музыкальной

планеты.

Слайд № 2. Карта музыкальной планеты, на которой изображены страны:

Танцевальная, Маршевая, Песенная, Инструментальная.


Учитель: Страна «Интонация» находится в самом центре музыкальной планеты.

Вокруг неё расположено множество других музыкальных стран: танцевальная,

песенная, маршевая, инструментальная. Все эти страны взаимосвязаны между

собой. Они не могут существовать отдельно друг от друга, потому что музыка

– это единое целое. А основой, т. е. фундаментом этого единого целого

является интонация.


Учитель исполняет песню «Страна Интонация» на мелодию песни «Учат в школе».

Вы послушайте, друзья

Есть волшебная страна

«Интонация» название столицы.

Музыкальная страна

И ритмична и нежна

И над нею всюду вьются песни – птицы.


Вместе мы в страну пойдём,

Тихо – громко пропоём

То высоким голосом, то очень низким

И веселье и печаль

Над страной несутся вдаль

В «Интонацию» пойдём путём не близким.


Там деревья и цветы

Необычной красоты

И на каждой ветке нотки вырастают

Реки музыки журчат

И мелодии звучат

И ключом скрипичным двери открывают.


Учитель: Ребята! А что вы знаете об «интонации»?

Дети: Это правильное и выразительное произношение.


Дети дают свои ответы.

Учитель: Итак, ребята мы выяснили, что интонация – это выразительное произношение.

А что значит выразительно?

Дети: Это когда произносишь слово с выражением.

Учитель: А как это с выражением?

Дети: Значит, громко, чётко, соблюдать знаки препинания, а ещё передавать

характер.

Учитель: Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.

Вы должны прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с интонацией:

- вопросительно

- радостно

- утвердительно

- зло

- мечтательно

- грустно

- гордо

Слайд № 3. Дети произносят выражение с заданной интонацией.

Учитель: Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной

речи и я уверен, что вы на самом деле хорошие ребята. Поскольку у нас с

вами урок музыки, то я вас познакомлю с музыкальной интонацией.

Слайд № 4. На экране появляется карта «Страна Интонация».

Учитель: В этой стране живут мои лучшие друзья: Ритм, Темп, Тембр, Динамика,

Мелодия, Выразительность и Изобразительность.


Слайд № 5. Появляется карта «Страна Интонация» с указанием всех видов интонации:

Ритм, Темп, Тембр, Динамика, Мелодия, Выразительность и Изобразительность.


Учитель: Сейчас мы вместе с вами вспомним, что означают эти термины?

Слайд № 6. Учитель вместе с детьми определяет понятие каждого вида интонации.

Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.

Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.

Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.

Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.

Мелодия - это правильное и красивое сочетание звуков.

Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.

Изобразительность – изображает и показывает музыку.


Что бы познакомиться с моими друзьями поближе, я приглашаю вас

отправиться со мной на бал, который состоится в стране Интонация сегодня.

На это торжество приглашаются все жители музыкальной планеты и все те,

кто любит и понимает музыку.

Я очень надеюсь, что вы все очень любите петь, танцевать и слушать музыку,

поэтому мы прямо сейчас отправляемся на бал в страну Интонация.

Вот только на чём мы можем туда отправиться?

Ответы детей.


Учитель: А я предлагаю отправиться в путешествие на ковре – самолёте!

Слушай мою команду! Прошу всех стать в две колонны на центр ковра!

Руки отвести в стороны и немного присесть, чтобы не потерять равновесие.

Внимание! Начинаю отсчёт. Три! Два! Один! Полетели!

Слайды № 7-16.

На экране появляются изображения природы, желательно вид сверху, соответствующий

тексту песни: облака, грозовое небо, океан, море, горы, реки, равнины, и вид земли.

Учитель сопровождает показ исполнением песенки:


На ковре самолёте мы взлетим в облака

Не страшны нам преграды

Наша дружба крепка.

Пусть под нами мелькают

Океаны, моря

Горы, реки, равнины

Так прекрасна земля.


Учитель: Внимание! Наш ковёр – самолёт выполняет посадку в стране Интонация! Всем

пассажирам присесть на корточки и наклонить голову.


Слайд № 17.

В этот момент на экране высвечивается Страна Интонация в чёрно – белом цвете

без названия видов интонации.


Учитель: Ребята! Я ничего не понимаю! Моя страна Интонация приветливая,

яркая и музыкальная. Где мои друзья, где все гости? Здесь что-то не так!

Слайд № 18. Звучит грозная музыка, на фоне которой звучит страшный голос.

На экране возникает изображение замка колдуна Дисгармона.

Я, злой и самый ненавистный колдун Дисгармон. Я похитил, заколдовал и

спрятал за семью замками всех жителей страны Интонация, чтобы они

никогда не мешали мне делать то, что я люблю.

А люблю я беспорядок и грязь в музыке. Что бы освободить жителей

страны Интонация, вам придется пройти семь испытаний. Если вы

будете правильно выполнить все задания, в чём я очень сомневаюсь, вы

будете получить по одному скрипичному ключу, с помощью которого

сможете открывать замки и по очереди освобождать своих друзей.


Слайд № 19. На экране появляется сундук с семью закрытыми замками вокруг.

Слайд № 20. (текст продолжается)


Конверт с первым заданиями спрятан в помещении на самом

большом музыкальном предмете.

Спешите. У вас очень мало времени!


Учитель: Что же делать? Как вы думаете, мы должны вернуться назад или попытаться

освободить моих друзей от злого колдуна Дисгармона?

Дети: Мы должны остаться и освободить друзей от злого колдуна.

Учитель: Но нас ждут очень серьёзные испытания и знания в области музыки.

Вы готовы к таким испытаниям?

Дети: Да.

Учитель: Ребята, вы не запомнили, где должен лежать конверт с первым заданием?

Дети: На самом большом музыкальном предмете.

Учитель: Что же это может быть?

Дети: Это пианино.

Учитель: Как это я сразу не догадалась? Какие вы молодцы, что сумели отгадать эту

загадку. Сейчас я открою конверт и прочту первое задание.


Учитель читает текст.

Задание первое.

Вы должны правильно исполнить ритмический рисунок,

который вы видите на экране. После этого вы должны исполнить

его под музыку, ноты которой находятся в этом конверте.


Слайд № 21

На экране высвечивается ритмический рисунок из четырёх коротких и двух длинных долей.


Учитель: Ребята, вспомним, что такое ритм?

Дети: Это чередование сильных и слабых звуков.

Учитель: Короткие палочки – это короткий звук, длинные палочки – это длинный звук.


Дети вместе с учителем исполняют ритмический рисунок сначала руками, затем чередуют:

ногами отбивают короткие звуки, а ладонями длинные.

Затем под мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка отбивают заданный ритм.


Учитель: Ребята, я уверен, что мы правильно выполнили первое задание.


Слайд № 22.

На экране вокруг сундука появляется скрипичный ключ и открытый 1 замок.


Дети: Ура! Мы правильно выполнили первое задание.

Учитель: Я думаю, что расслабляться рано, ведь у нас впереди ещё шесть заданий.


Читает текст из первого послания.


Конверт со вторым заданием находится под тем предметом,

на котором вы прилетели в страну «Интонация».


Дети: Под ковром – самолётом!

Учитель: Конечно же, под ковром – самолётом!

Дети достают конверт со вторым заданием и кто – нибудь из детей читает:


Второе задание.

Вы должны правильно определить и показать темпы музыкальных

фрагментов, который я вам высылаю.


Учитель: Ребята, вспоминаем, что такое темп?

Дети: Это скорость в музыке.

Учитель: С какими темпами мы знакомы?

Дети: Быстрый, умеренный и медленный.

Учитель: Я буду играть музыкальные отрывки, а вы будете определять темп. Если

музыка быстрая – вы выполняете подскоки, если музыка умеренная – вы

выполняете приседания, ну а если музыка медленная – тогда вы

покачиваетесь из стороны в сторону.


Учитель играет музыкальные фрагменты с различным темпом: быстрая полька,

медленный вальс и мелодию песни «Чижик – пыжик и Зойка» - в умеренном темпе.

Дети показывают темп музыки в движении.


Учитель: Я внимательно наблюдал за вами, и думаю, что вы правильно определили

виды темпов. Скажите, а какая мелодия вам была знакома?

Дети: Последняя. Мы слышали её при слушании ритма. Темп умеренный.

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень наблюдательны и внимательны. Посмотрим,

добыли ли мы ещё один ключ?


Слайд № 23.

На экране высвечивается сундук с двумя скрипичными ключами и 2 открытыми замками.

Дети радуются.

Учитель берёт второе письмо и читает текст:


Конверт с третьим заданием находится рядом с великим русским композитором, который написал балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Учитель: Ребята, что это за композитор?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.


Дети находят конверт и читают следующее задание.


Третье задание:

Прослушайте музыкальные фрагменты и определите название

ведущих инструментов и их тембр.


Учитель: Ребята! Это задание немного посложнее, но мы обязательно справимся с ним.

Вспомним, что такое тембр?

Дети: Это звуки разной высоты. Они бывают низкими, средними и высокими.


Дети вместе с учителем слушают фрагменты произведений.

Звучат отрывки из произведений П. И. Чайковского: «Испанский танец»,

«Марш деревянных солдатиков»,

Определяют название инструментов и их тембр.

Учитель: Ребята! А какие инструменты звучат низким тембром?

Дети: Барабан, контрабас.

Учитель: А какие инструменты звучат высоким тембром?

Дети: Скрипки, колокольчики, труба.

Учитель: А на каком инструменте можно показать и низкие и средние и высокие ноты?

Дети: На пианино.

Учитель: Я считаю, что мы с отличием справились с этим заданием.

Но посмотрим, понравится ли наш ответ злому колдуну?


Слайд № 24.

На экране высвечивается сундук с тремя ключами и открытыми замками.


Учитель: Мне не терпится приступить к выполнению четвёртого задания.


Учитель читает в третьем письме следующее задание:

Четвёртое задание находится на том месте, где расположен дом с нотами


Дети: На нотоносце

Учитель читает задание № 4.


Четвёртое задание.

Вы должны красиво и правильно исполнить мелодию песни

«Чижик-пыжик и Зойка»


Учитель: Ребята, с этой песней мы познакомились на прошлом уроке. Сейчас мы

немного распоёмся, а затем вспомним и чисто исполним мелодию песни.

Дети делают небольшие упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения,

Повторяют и исполняют мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка».


Слайд № 25. На экране появляется текст с песней.


Учитель: Я надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.


Слайд № 26.

На экране появляется сундук с четырьмя ключами и четырьмя открытыми замками.

Учитель читает в четвёртом конверте.

Конверт с пятым заданием находится там, где собрано огромное количество

музыкальных произведений.


Дети: Это фонотека.

Дети или учитель читает задание №5.

Задание пятое.

Показать в движении усиление и ослабление музыки.


Учитель: Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, как в музыке

называется усиление или ослабление звука?

Дети: Это - динамика Она бывает тихой, громкой, очень громкой, очень

тихой.

Учитель: А сейчас мы покажем это движениями. Когда звук тихий – руки находятся

внизу, когда громкий звук – руки поднимаются вверх.


Учитель играет мелодию с контрастной динамикой – дети выполняют движения.


Учитель: Теперь мы попробуем показать постепенное усиление и ослабление звука.

Класс делится на равное количество учащихся. Первая половина под тихую

музыку движется навстречу второй, постепенно поднимая руки при усилении

звука, затем отходит назад, естественно постепенно опуская руки с

уменьшением звука. Вторая половина класса выполняет тоже самое.


Учитель: Давайте посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы показали динамику.


Слайд № 27.

На экране высвечивается сундук с пятью ключам и пятью открытыми замками.

Учитель читает, где можно найти конверт с шестым заданием.

Конверт с шестым заданием находится

в самом «зелённом», красивом уголке.

Дети: Это возле цветов.


Учитель просит ученика прочитать шестое задание.


Задание шестое.

Вы должны выразительно исполнить песню «Чижик-пыжик и Зойка».


Учитель: Ребята! Это самое сложное задание из всех заданий. Мы разучили

текст песни и мелодию, а теперь это всё надо собрать в единое целое и

исполнить выразительно, соблюдая все законы интонации.

Слайд № 28.

На экране высвечивается текст песни.

Дети делятся на две группы: одна – группа чижики-пыжики, вторая группа – Зойки.

Исполняют выразительно песню.

Учитель: Ребята! А кто мне скажет, какие интонации нам встретились в этой песне?

Дети: Вопросительные, интонации грусти, обиды, возмущение, диалог.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами выучили и выразительно исполнили песню,

которая называется «Чижик пыжик и Зойка».

Вам понравилась эта песня? Мне очень понравилось, как вы исполнили

эту песню, и надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

Давайте посмотрим на экран и узнаем, открылся ли шестой замок.


Слайд № 29. На экране высвечивается слайд с шестью открытыми замками.


Учитель: Нам осталось выполнить самое последние задание, и тогда все жители

страна интонация вернуться в свой город.


Учитель в шестом письме читает последнее задание:


Конверт с последним заданием находится там,

где собраны музыкальные понятия!


Дети: Это музыкальное дерево!

Дети читают задание № 7.

Задание седьмое.


Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какое

время года « нарисовал» композитор? Почему вы так решили? Подберите к

прослушанному произведению картину.


Учитель: Ребята вы сейчас внимательно прослушайте произведение и постарайтесь

мысленно вообразить, какое время года хотел показать композитор?


Дети слушают «Октябрь» П. И. Чайковского.


Учитель: Какое же время года хотел показать нам композитор?


Ответы детей, все приходят к выводу, что это осень.

Учитель: Почему вы считаете, что осень? Какая музыка по настроению, темпу,

динамике? Ответы детей.


Учитель: А сейчас посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, какая из них

подходит к нашему произведению?


Слайд № 30.

На экране появляются слайды с изображением осени, лета, зимы и весны.

Дети определяют принадлежность одной из фотографий к прослушанному произведению.


Учитель: Ребята, вы правильно определили время года – это осень. Автор этого

замечательного музыкального произведения П. И. Чайковский – великий

русский композитор.

Слайд № 31. На экране появляется большое изображение осеннего пейзажа,

на фоне которого расположен портрет П. И. Чайковского.


Учитель: Нет сомнений, что вы правильно выполнили это задание.


Слайд № 32-33.

На экране появляется слайд с семью ключами и открытыми замками,

и цветное изображение страны Интонации.


Учитель: Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Вы помогли освободить жителей

страны Интонация от злого колдуна Дисгармона, и тем самым разрушили его

страшное царство.

Слайд № 34.

На экране высвечивается слайд с руинами царства злого колдуна Дисгармона.


Учитель: И наша страна интонация вновь приобрела прежний вид.

Слайд № 35.


А сейчас я приглашаю вас на бал потанцевать танец, который называется

«Буги-вуги».


Дети вместе с учителем исполняют танец «Буги-вуги».

Учитель: Ну что ж ребята, пора возвращаться домой. Займите свои места на ковре –

самолёте, и, полетели.


Слайды № 36-43.

Звучит песенка, на экране на каждую строчку песни появляются виды земли.


Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну Интонацию.

Я надеюсь, что оно вам понравилось, что вы узнали много интересного в

области музыки, и теперь можете применять эти знания на уроках.

В память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам диск с детскими

песнями.

Сегодня вы все получаете оценку «отлично». А вот какую оценку вы

поставите мне, я узнаю по вашему настроению.

Выходя из класса, положите в эти корзинки - отличное настроение, в

эту – хорошее, ну а если плохое, тогда оставьте его в этой шкатулке.


Дети под музыку выходят из класса и наполняют шкатулки нотками:

красные – отличное, зелёные – хорошее, синие – плохое.






































Нетрадиционного урок «Музыкальная почта» 2 класс.


Цель:

Тема:

1. Познакомить обучающихся с понятием «дирижёр», «оркестр», «музыкальный портрет».

2. Развить внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение переключаться с первого вида деятельности на другой.

3. Расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Образовательные:

1. Ознакомление обучающихся с понятием «дирижёр», «оркестр».

2. Развитие умения различать музыку по жанрам.

3. Развить музыкальную память.

4. Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  1. Воспитать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления обучающихся;

  2. Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.


Ход урока: музыкальное приветствие «Добрый день».

Учитель: (в руках книга Э. Успенского « Почтальон Печкин»). Зачем принесла, может читать? Может песни петь? Вы узнали главных героев, назовите их?

Дети: отвечают на вопросы

(Смотрим мультфильм «Каникулы в Простоквашино»).

Учитель: Какую роль играет Печкин?

Дети: Приносит почту.

Учитель: Какая профессия у Печкина?

Дети: Почтальон.

Учитель: В нашем посёлке есть учреждение, где продают открытки, журналы, конверты, где отправляют посылки, как оно называется?

Дети: Почта.

Учитель: Давайте попробуем назвать тему нашего урока. Мы находимся в кабинете музыки. Как можно связать два слова: «музыка» и «почта»?

Дети: Музыкальная почта.

Учитель: Это профессия Печкина подсказала тему урока. И так, тема урока «Музыкальная почта».


Учитель: Вот и первое письмо. (Достаю из сумки конверт и раздаю детям для чтения)

1.«Плачет дождик за окном

Плачет Таня за столом

Не хочу идти гулять

Буду слёзы проливать» (Плакса).

2. «Брошу на пол куклу я

Уходите все друзья

Не хочу я веселиться

Буду только злиться, злиться» (Злюка).

3. На скале я скачу

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

И с друзьями веселиться» (Резвушка).

( После каждого ответа прикрепляю на доске).

Учитель: Когда художник рисует картину природы, как её можно назвать?

Дети: Пейзаж.

Учитель: А если художник рисует образ человека, как картину назовём?

Дети: Портрет.

Показываю портреты «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

Учитель: Мы попробуем музыкой нарисовать эти портреты. Ваша задача определить какая музыка к какому портрету относится. (Играю примеры, дети отвечают).

Учитель: Почему вы так решили? Как звучала музыка, какого она характера?

(Дети отвечают).


Учитель: Второе письмо необычное, музыкальное! О чём нам расскажет? Задание: определяем на слух музыкальные жанры.

1. Звучит вступление к песне А. Ермолова « Мама».

Дети: Песня.

(Прикрепляю слово «Песня» на доске). Всем классом исполняем эту песню.

2. Звучит плясовая музыка «Барыня».

Дети: Танец.

( Прикрепляю слово на доске). Всем классом танцуем.

3. Звучит «Марш» С. Прокофьева.

(Прикрепляю слово «Марш» на доске). Всем классом выполняем маршеобразные движения.


Достаю из сумки третье письмо. В конверте смайлики.

Учитель: Сейчас проведём «Эмоциональную разминку». Надо определить настроение по картинке: весёлое, грустное, удивление.

(Дети называют).

Учитель: Давайте и мы покажем различные настроения и назовём

«Театр настроений».

Учитель: А что ещё, кроме писем, разносит почтальон?

Дети: Посылки.

(Достаю посылку. В коробке бубен, ложки, колокольчик, дирижёрская палочка и загадка. Читаю загадку:

«Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный

Он в оркестре президент».

Дети: Дирижёр.

Учитель: Для кого палочка?

Дети: Для дирижёра.

Учитель: Для кого инструменты?

Дети: Для оркестра.

Учитель: В оркестре кто сидит?

Дети: Музыканты- исполнители.

Учитель: Для кого музыканты исполняют музыку?

Дети: Для слушателя.

Учитель: Кто у нас в классе слушатели?

Дети: Учителя.

(Раздать инструменты)

Учитель: Музыканты, смотрим на меня, на дирижёра, играем по группам и вместе.

Учитель: Сколько у радуги цветов?

Дети: Семь

Учитель: А у музыки?

Дети: Тоже семь.

Учитель: Всего лишь 7 нот, а сколько много разной музыки сегодня звучало на уроке. Помогите мне продолжить фразу.

Музыка бывает:

-весёлая и (грустная),
-быстрая и (медленная),

-громкая и (тихая),

-высокая и (низкая),

-острая и (плавная).

Учитель: Урок наш подходит к концу. Мы сегодня «рисовали» какой портрет?

Дети: Музыкальный.

Учитель: художник рисует портрет чем?

Дети: Красками.

Учитель: Композитор рисует портрет чем?

Дети: Нотами, своей музыкой.

Учитель: Что вы узнали нового на уроке? (Ответы детей). Расскажите ли вы о нашем уроке своим друзьям, родителям?

Дети: Да.

Учитель: Спасибо за урок. Если вам урок понравился, похлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.





Нетрадиционный урок «Музыкальная гостиная»

Учитель: Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать Вас в нашей музыкальной гостиной.

Оставив все свои дела, Вы пришли на свидание с музыкой.

У меня в руках скрипичный ключ. Ключ этот не простой. Он поможет нам открыть дорогу в мир музыки. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великих композиторов. Будем учиться слушать и понимать классическую музыку.

Я поворачиваю ключ. Свидание с музыкой начинается (звучит красивая музыка)

Вот музыка та, по которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории

И дробь – барабанов медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с той музыкой.

Мы будем беседовать с ней.

Б.Окуджава


Учитель: Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков была на правах прекрасной падчерицы, служа избранному кругу людей. Она звучала во дворцах знатных господ, под сводами костелов.

Первым музыкальным инструментом, который сопровождал церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже на смену ему пришел орган (иллюстрация)

(звучание органа)


Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену .

Немецкий композитор, музыкант – универсал, исполнитель – виртуоз. Имя его близко и дорого истинным любителям музыки…

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века

Душе моей.

Н.Ушаков

«Токката и фуга» И.С.Бах

Музыку Баха исполняют и в наше время. Послушайте фрагмент «Токкаты и фуги» в современной рок – обработке.

«Токката и фуга»


Тяжелая судьба выпала на долю этого композитора, но есть в его творчестве и произведения, которые очень светлые, изящные, жизнерадостные.


Звучит музыкальная пьеса «Шутка» Баха И.С.

Учитель: Франц Шуберт – австрийский композитор.

В 11 лет его отдали в церковно – певческую школу, где он стал исполнять партию 1-й скрипки и даже дирижировать.

Робость и неумение устраивать сои дела были немаловажной причиной постоянных материальных затруднений композитора, но он продолжать творить.

Стараниями друзей был организован единственный при жизни композитора концерт из его произведений, имевший большой успех.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море.

О всех забывших радость свою.


Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.


И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.


И голос был сладок, и луч был тонок.

И только высоко у царских врат,

Причастный к тайнам –плакал ребенок

О том, что никто не придет назад


А.Блок

Песня Ф.Шуберта «Аве Мария»


Учитель: прозвучала песня Франца Шуберта в исполнении Лабертино Лоретти, знаменитого итальянского мальчика, голос которого покорил весь мир.

Учитель: Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора Вольфганга Моцарта – лучшее тому подтверждение.

Ученица: Моцарт родился в Зальцбурге в семье композитора. Отец его писал музыку по заказу для знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал своему пятилетнему сыну: Отнеси его господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи, что за деньгами я приду позже сам».

Маленький Вольфганг отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал . Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налете ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши. Они отозвались тихой, светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе ноты.

Прошло несколько дней. Старый Моцарт отправился к Рейганту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую –то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?»- спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть. «Как? Вы забыли? Это же ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес его неделю назад» - удивился Рейнгард. «Я действительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного» -воскликнул композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка.

Моцарт создал много замечательных произведений. Мы послушаем

«Маленькую ночную серенаду»


Эта мелодия полна света и обаяния праздничной ночи. В ее звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать

чудесную музыку.


Люблю березку русскую,

То светлую , то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее заречную

С нарядными оплечьями.

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую

А.Прокофьев


Звучит хоровод «Березка»


Учитель: Прозвучал хоровод «Березка», приглашая нас на свидание с русской музыкой.

Музыка нашей Родины неповторима.

« В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа». Это музыка Глинки, Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского.

Хорошая музыка интернациональна по своей сути. Ей не страшны большие расстояния и языковые барьеры.

Выбор темы будущего музыкального произведения – важный момент в творчестве композитора. Иногда на это уходят дни, недели, месяцы и даже годы напряженного труда.

Но часто, как мы уже знаем , музыку заказывают. Вот такой случай произошел с П.И.Чайковским. К нему пришел известный издатель Бернар и сказал: «Я буду издавать музыкальное приложение к журналу Нувелист». Не могли бы вы написать 12 музыкальных пьес, тематически связанных с теми месяцами года, для которых они написаны». Задание понравилось композитору. Так родился замечательный фортепианный цикл «Времена года». В них Чайковский воспел красоту русской природы, жизнь и труд людей. Они вобрали в себя отзвуки песни, танца, бытового романса .

(показ слайдов картин природы русских художников под музыку Чайковского)

Учитель: Велик вклад Чайковского в сокровищницу русской и мировой культуры.

Его перу принадлежат оперы, романсы, вальсы, фортепианные пьесы. Сегодня мы обратимся к такому жанру, как балет.

(фрагмент видео – фильма «Лебединое озеро»)


Ученица: В беспросветные дни осенние

И в дремучий лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и черных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

Дали дальние в добром лепете.

Клекот близится и растет.

И на что тебе эти лебеди?

И дался тебе их полет!

Хоть и маленькие, а смелые…

Слушай жадно и молодей,

Думу думая, дело делая,

Танец маленьких лебедей

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии тоже есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая –

Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл,

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется

И наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится

Танец маленьких лебедей. М.Алигер


Звучит «Танец маленьких лебедей»

Учитель: Научиться слушать и понимать серьезную музыку сложно.

Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех его душевных сил.


Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А нынче слух мой различал

В ней чей –то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те Души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным,

То для меня мечта поет

И веет таинством прекрасным

Звучит «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»


Учитель: растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии Чайковского. Подошло к концу и наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную , я мечтала показать вам светлую тропинку в мир прекрасной музыки.

Впереди целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к классической музыке, а она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго. До новых встреч.

Нетрадиционный урок «Марш в истории музыкальной культуры»

(8 класс)


Цель урока - обобщить представления учащихся о жанре марша и его разновидностях; рассуждать об эволюции жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры и жизни человека; исполнить песню «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята».

Тип урока – Нетрадиционный, интегрированный, «Урок-путешествие».

Техническое обеспечение урока: ПК, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Дидактическое обеспечение урока: презентация


Ход урока.

Звучит Марш веселых ребят (заставка).

- Ребята, сейчас прозвучала музыка, скажите, к какому музыкальному жанру можно ее отнести?


marche – (франц.) шествие, движение вперёд - один из самых древних музыкальных жанров инструментальной музыки, сложился в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий.

- А по каким признакам мы с вами можем определить жанр марша?

- строгая размеренность ритма

- двухдольный размер (обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, 6/8)

- всегда квадратная структура построений

- аккордовое сопровождение

- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии

- значительная роль отводится духовым и ударным инструментам


Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п.

В России марш получил распространение при Петре I, в начале XVIII века. По примеру Западной Европы почти каждому полку русской армии, в качестве своеобразной музыкальной эмблемы, был присвоен свой марш, — известны, например, марши Преображенского, Семёновского и Измайловского полков.


Петр I служил в Преображенском полку и дослужился до звания полковника этого полка, чем весьма гордился. Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном. Он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах.

(звучит Марш преображенского полка)

Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».

- А какие бывают марши?

Разновидности маршей:

· военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей.


Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша:
- строевой,
- походный
- встречный марш

спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш».


Слушание «Спортивного марша» и определение характерных особенностей.

траурный - «Похоронный марш» Фридерик Шопен (польский композитор) Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш.

Он обладает своими особенностями.

Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется:

- особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций),

- фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении),

- его части пишутся в минорной тональности,

В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. "Полонез" Огинского, "Лунная соната" Бетховена, и, конечно же, "Похоронный марш" Шопена. Он настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира.



Итак, этот марш написал Фридерик Шопен в 1837 году, как часть "Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор", созданной композитором за два года (1837-1839). Всего Соната состоит из четырех частей, а марш является третьей из них.

Похоронный марш стал одним из знаковых, а также символичных произведений в жизни композитора. Во время его создания у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте 39 лет.

Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов Фридерику привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.

Он стал первым человеком, на похоронах которого был сыгран «Похоронный марш». По завещанию Шопена, в последний путь на кладбище его проводили под звуки собственного сочинения.

«Не смерть одного лишь героя оплакивается здесь... пало целое поколение», — писал об этом «Похоронном марше» Ференц Лист.

Подобно Бетховену, Шопен насыщает музыку своего марша огромной глубиной чувства. Однако, в отличие от бетховенского прототипа, который выражает не образ шествия, а философское размышление на смерть героя, шопеновский марш пронизан ассоциациями с движущейся процессией, с подлинным траурным шествием.


· сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»

Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.

· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев

· игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Марши встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других.

Среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других.


· песня-марш - "Вместе весело шагать" Автор текста: Михаил Матусовский Композитор: Владимир Шаинский. Исполняет Детский хор Солист: Сережа Парамонов


Обобщение темы урока.

Подведем итог сегодняшнего урока: Для чего нужен марш? В чем его основная идея? Где мы можем услышать марш?

Исполнение песни «Марш веселых ребят».

Домашнее задание:

Прочитать отрывок из былины «Садко», послушать «Шествие чуд морских» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и подобрать иллюстрации к прослушанной музыке.

Список использованной литературы:

1)Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. УМК « Искусство» для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений

2)Примерная образовательная программа по музыке для 8 класса

3)Статья «Из истории «Похоронного марша» Шопена. Музей мировой погребальной культуры http://musei-smerti.ru

4)Статья «Биография Петра Первого» http://all-biography.ru

5)https://yandex.ru.Картинки

































44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!