СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Страницы истории 20-30-х годов"(Окружающий мир 4 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы

Просмотр содержимого документа
«"Страницы истории 20-30-х годов"(Окружающий мир 4 класс "Школа России"»

Урок окружающего мира

Класс: 4

Учитель:Яковлева В.Б.

Тема: Страницы истории 20–30-х годов

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы; развитию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, документами, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://zvukoff.ru/song/15000/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; историческая карта СССР, герб СССР, схема «СССР в 20–30-е годы»

Основные
понятия

Индустриализация, коллективизация, культурная революция, репрессии

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Эпиграф:


В брони,

В крови,

В заплатах –

Вперед,

Вперед,

Вперед! –

Страдал и шел

Двадцатый,

Неповторимый год!

(Иосиф Уткин. Двадцатый.)


– послушайте внимательно песню, так как в ней «спрятана» тема сегодняшнего урока.

Звучит Гимн Союза Советских Социалистических Республик (слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана
(Г. А. Урекляна), музыка А. В. Александрова).

– Как стало называться наше государство в 20-е годы?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места



1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания:

Тест


– Что ты знаешь о последнем русском царе?

– Кто такие большевики?

– Какие события произошли в Петрограде (так во время войны назывался Петербург) в октябре 1917 года?

– Что такое гражданская война?

На доске из цветной бумаги вырезаны «огоньки»,
на внутренней стороне записаны вопросы
.

– Кто мог так сказать?


Отвечают
на вопросы.




Выполняют
задания.

Участвуют
в дидактической игре

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала

Беседа.







Работа
с исторической картой.

– Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны
в 20–30-е годы.

– Как называлось наше государство до революции 1917 года?

– Как стало оно называться после 1922 года?

– Какой город был столицей Российской империи?

– Какой город стал столицей Советского Союза?

– В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории бывшей Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. К власти после смерти В. И. Ленина пришел

Отвечают
на вопросы.







Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы



1

2

3

4

5

6

7






Работа с учебником
(с. 136–138).


















Рассказ учителя

И. В. Сталин. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп), а затем – проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации.

– Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» в учебнике (с. 136–137). Почему государство так назвали?

– Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР.

– Рассмотрите герб СССР. Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе?

– Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы?

– Прочитайте текст «Страна-труженица» в учебнике
(с. 137–138).

Рассказывает об индустриализации страны





Читают текст,

выполняют задания, отвечают на вопросы.











Заполняют схему.




Внимательно слушают


строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета




1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Фронтальный опрос.









Дидактическая игра «Узнай исторические события».


Дидактическая игра
«Историческое домино».


Задания
из электронного приложения к учебнику

– Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

– Как позднее стали называть большевиков?

– Почему новую власть назвали советской?

– Когда появилось новое государство – СССР?

– Сколько республик входило в состав СССР?

– Почему Москва стала столицей СССР?

– Какие изменения произошли в стране?

– Что построили в 20–30-х годах?

– Какие изменения произошли в деревне?


предлагает учащимся составить даты – годы событий XIX и ХХ веков – и пояснить, что это за события.




заранее готовит 3 комплекта карточек .





Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Отвечают
на вопросы.









Выполняют
задание.





Выполняют
задания.




Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная, групповая.
















Индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Личностные: осознают ответственность
за общее дело

Устные ответы,

записи
в тетради, выполненные задания



1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Тест Дидактическая игра «Неотосланная депеша»

Выставление оценок

– Кто-нибудь из ваших родственников был очевидцем данных событий?

– Рассказывали они о своей жизни в то время?

– Как вы оцениваете жизнь в 20–30-х годах?

– Какие вопросы вы хотели бы задать?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 136–139. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Игра «Историческое домино»

1. Имя последнего русского царя. (Николай.)

2. Когда отмечалось 300-летие со дня избрания Романовых на царство? (1913 г.)

3. Как называлась партия сторонников В. И. Ленина? (Большевики.)

4. Когда началась Первая мировая война? (1914 г.)

5. Когда к власти пришли большевики? (1917 г.)

Дидактическая игра «Неотосланная депеша»

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно». (Наполеон.)

2. «Нужно отменить крепостное право сверху, пока они не отменили его снизу». (Александр II.)

3. «Долой царя! Да здравствует республика». (Большевики, В. И. Ленин.)

4. «Я отрекся от трона спустя четыре года после 300-летия со дня избрания Романовых на царство». (Николай II.)

Рассказ учителя об индустриализации страны

годы 1926–1928 в истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 году был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхозам льготы по получению в пользование земель. Ограничивалась аренда земли кулаками.

В феврале – марте 1930 года началось массовое раскулачивание, которое вызвало крестьянские выступления более 700 тыс. человек. Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали двери и окна изб и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!