СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Страницы истории пионерской организации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Страницы истории пионерской организации" раскрывает некоторые эпизоды из деятельности пионерской организации школы. Интересен материал из архива руководителя проекта.

Просмотр содержимого документа
«"Страницы истории пионерской организации"»

8


Исследовательская работа: « Страницы истории пионерской организации».

Автор уч-ся 8 класса МБОУ СОШ №26 Праскурина София.

Научный руководитель- учитель истории МБОУ СОШ №26 Шульгина С.В.

Введение.

19 мая 2017 года исполняется 95 лет с тех пор, как первые мальчишки и девчонки нашей страны повязали красные галстуки и стали называть себя пионерами. И пусть теперь день 19 мая официально носит название «День рождения детской организации страны», для современных пионеров и для тех, кто помнит свое пионерское детство, он все равно остается Днем Пионерии. Сейчас многие дети не знают, что такое пионерская организация, чем она занималась, почему многие, кто прошли пионерское детство, с интересом вспоминают свое детство. Пионерская организация воспитывала, организовывала детей на многие полезные дела.

Задача данной работы – изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта работы детских организаций и объединений страны.

Цель работы: выявить историю зарождения пионерской организации в селе Краснокумском, познакомиться с замечательными делами пионерии нашей школы; показать огромную роль пионерской организации в воспитании подрастающего поколения.

Для написания работы мы попытались найти литературные источники по проблеме исследования. Таковыми оказалась книга Беликова Г. А. и Земляковой И. «Свет пионерских костров». В основу книги легли подлинные факты подвигов пионеров Ставрополья времен гражданской и Великой Отечественной войны. В книге Беликова Г. А., Михайленко В. И. «Серебряный горн: очерки истории пионерского движения на Ставрополье» рассказывается о героической истории и сегодняшних днях пионерии Ставрополья. Основными источниками наших сведений о пионерах села Краснокумского послужили архивы учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В., материалы краеведческого музея г. Георгиевска и воспоминания жителей села о своих пионерских годах.

Материал, изложенный в данной работе, может быть использован в воспитательной работе на классных часах, на уроках истории, литературы.

Методы исследования.

При написании работы мы обратились в историко-краеведческий музей города Георгиевска с целью выяснения истории возникновения пионерской организации в городе Георгиевске и Георгиевском районе.

Мы взяли интервью у бывшей старшей вожатой школы, ныне учителя литературы и русского языка Маругиной Любови Ивановны, которая рассказала нам о том, как строилась работа пионерской организации, чем занимались пионеры, какую роль играла пионерская организация в общешкольных делах. Мы побеседовали со своими родителями, родственниками, учителями и попросили их рассказать, что для них означала пионерская организация.

Неоценимым материалом для нас стали архивные данные учителя истории Шульгиной Светланы Васильевны, которая сохранила фотографии первых пионеров села Краснокумского, переписку красных следопытов школы с интересными людьми, знавшими лично знаменитого писателя Н.Островского, написавшего роман «Как закалялась сталь». Пионеры школы, занимаясь в кружке красных следопытов, вели переписку с отцом Героя Советского Союза, нашего земляка Емельяненко А.Д.; находили тех героев, кто сражался против врага в армии С.Буденного еще во времена Гражданской войны. Восстановлена также история рождения комсомольской организации села. И все это делали пионеры – следопыты школы.

Результаты исследования.

  1. Воспоминания о детстве.

Однажды, просматривая семейные альбомы с фотографиями, я наткнулась на школьные альбомы моих родителей. Фотографии, в основном, черно-белые, но чёткие и выразительные. Моё внимание привлекли знаки на маминой школьной форме. Я долго рассматривала и решила узнать у мамы о них поподробнее. Мама с удовольствием откликнулась на мою просьбу и с большим интересом стала листать фотографии, комментируя их. Она настолько увлеклась воспоминаниями, что мне показалось, как она хотела бы вернуться в те школьные годы, в свою любимую и родную школу, надеть свою красивую школьную форму и встретиться с одноклассниками. И вот что она мне поведала.

В те советские времена, у всех детей нашей страны не было ни сотовых телефонов, ни планшетов, ни компьютеров, ни фотоаппаратов, да даже проводной телефон считался роскошью, во многих семьях были черно-белые телевизоры. Все дети читали книги советских писателей, дарили книги друзьям в день рождения, смотрели сказки, художественные фильмы для детей, старались быть похожими на полюбившихся героев и отличиться какими-нибудь добрыми хорошими поступками.

Школа для моей мамы оставила в её жизни неизгладимый след и море воспоминаний её школьной жизни. Она училась на отлично и строго соблюдала все школьные правила обучения в школе. Например: никогда не опаздывать и вовремя приходить на уроки, обязательно носить школьную форму. Поскольку моя мама училась в первой городской школе, то и репутация у этой школы всегда была на первом месте. Все дорожили тем, что именно им предоставили право учиться в этой почётной школе, а значит, никто не имел права плохо учиться и позорить своих товарищей. Ну а тех, кто всё таки допускал оплошности, разбирали при всех на линейке или на родительском собрании, требовали обещания хорошо учиться, помогали отстающим, следили за успеваемостью.

1.2.Октябрята – первый шаг к пионерии.

По школьным фотографиям моей мамы и её одноклассникам видно, что дети все серьезные и стремятся быть лучшими. Мама с гордостью вспоминает свою первую учительницу Копытову Валентину Васильевну. Уже в первом классе она всех детей класса разбила на звездочки по пять человек. В каждой звездочке был главный и был кто-нибудь отстающий. Звёздочки соревновались между собой, сильные помогали отстающему, старались хорошо учиться, чтобы раньше всех их звёздочку приняли в октябрята. И у них это получалось. Мамину звёздочку приняли в октябрята самой первой. Торжественное мероприятие проходило 22 апреля (в день рождения В.И.Ленина) на заводе их шефов - Арматурном заводе имени Ленина. Всем достойным ученикам прикололи на школьную форму октябрятские звездочки с изображением в центре звёздочки портрета маленького В.И.Ленина и пожелали хорошо учиться и в дальнейшем вступить в пионерскую организацию. Сколько радости было у ребят! Они шли домой с расстегнутыми курточками, чтобы все видели, что они уже октябрята. Когда все были приняты в октябрята, у ребят появилась другая цель, чтобы октябрят приняли в пионеры.

  1. Из истории пионерской организации.

2.1. Рождение пионерской организации.

Пионеры…Слово такое интересное. Я попросила рассказать маму поподробнее. Показывая мне фотографию её класса было видно, что у всех повязан на шее красный галстук и на груди приколот значок. Это и есть символ пионера.

Так что же такое пионерская организация? До возникновения пионерской организации уже существовали детские организации «скауты» и «юковцы». Название «пионеры» заимствовано из практики пионеринга Сетона-Томпсона. Символы пионерии заменили скаутскую символику: красный галстук вместо зелёного, белая блузка вместо зелёной, скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерии сохранились формы воспитательной работы: организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра. Три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца пионерского галстука стали означать три поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов. Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Именно с этой даты 19 мая отмечается как День пионерии.

2.2. Символы пионерии.

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза.  Старший пионер или почётный гражданин завязывал на шее новичку красный пионерский галстук. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации и частицей её знамени. Приветствием пионеров была поднятая чуть выше головы рука. Таким образом, она демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше своих личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!». Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке 22 апреля возле памятника В. И. Ленину. Именно 22 апреля 1980 года в городе Георгиевске возле Вечного огня мою маму и несколько её примерных и активных одноклассников приняли в пионеры, а завязал им пионерские галстуки почётный гражданин города Георгиевска, замечательный детский писатель Сергей Владимирович Михалков. Маме было вдвойне приятно: во-первых, мама одна из первых в классе стала пионеркой, а во-вторых, галстук ей завязал её самый любимый писатель. Сергей Михалков с семьей переехал в Ставропольский край в 1927 году вначале в город Пятигорск, а затем в город Георгиевск. Здесь он закончил в 1930 году школу и переехал снова в Москву. Он часто навещал Георгиевск. Его приглашали в школу на встречу с учениками, и он часами рассказывал о своей школьной жизни, о том, как стал пионером, о героях своих произведений. Не одно поколение граждан нашей страны было воспитано на произведениях С.В.Михалкова.

Но принятие в пионеры было не просто торжественным посвящением. До наступления этой церемонии проводился отбор достойных выдвиженцев: успеваемость должна была быть на «хорошо» и «отлично», участие в жизни класса и школы, хорошие результаты за участие в разных мероприятиях. Моя мама тоже попала в список для принятия в пионерскую организацию не случайно. Она участвовала везде, где только можно было успеть: училась на «отлично», принимала участие в школьной самодеятельности, в школьном хоре, в городском народном театре, в станции юных натуралистов, в танцевальном кружке городского Дома пионеров, собирала вместе с одноклассниками макулатуру и металлолом, лекарственные растения для сдачи в аптеку, участвовала в городских и школьных субботниках, участвовала в сборе гуманитарной помощи детям других стран, принимала участие в мероприятиях для детей детского дома, помогала ветеранам и участникам войны в уборке территорий и помощи по дому и т.п.

    1. Атрибуты пионерской организации

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. К членам организации, нарушившим Законы пионеров, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; исключение из пионерской организации могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

  1. Пионеры и Великая Отечественная война.

В Великой Отечественной войне советские пионеры стремились во всем помогать взрослым, они становились разведчиками и партизанами, помогали укрывать раненых, участвовали на передовых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, четверо посмертно удостоены звания Героя Советского союза – Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и Валя Котик. По рассказам моей мамы именно имена этих героев были присвоены пионерским отрядам в её школе. В Ставропольском крае тоже были свои пионеры-герои. Например, Сергей Попов, Владимир Гайдай и Евгений Алфёров были друзьями, учились в Г.Ставрополе, занимались в кружках Дома пионеров. Когда фашисты вошли в город, в актовом зале Дома пионеров они устроили конюшню. Мальчиков призвали на работу в конюшню, но они отказались работать на оккупантов. Пионеры были арестованы и отправлены в концлагерь близ Ставрополя. Перед отступлением немцы расстреляли пионеров-героев.

  1. Славные дела пионерии.

Моя мама, вместе с другими пионерами, занималась сбором металлолома и макулатуры, принимала участие в субботниках, озеленении городских парков и скверов, побелке деревьев, участвовала в тимуровских движениях, оказывала помощь ветеранам и участникам войны, прикрепляла звёздочки на калитки участников войны, выезжала в совхоз на прополку и уборку культурных растений, участвовала в спортивной игре «Зарница», в кружке «Юный натуралист», участвовала в парадах и демонстрациях, подготавливала для классного часа информацию о героях-пионерах, являлась редактором стенгазеты. В дальнейшем, когда её приняли в комсомольскую организацию, она была удостоена стоять в почётном карауле у знамени школы, и несла службу в составе почётного караула № 1 у Вечного огня города Георгиевска. Она подписывалась на газету «Пионерская правда» и журналы «Костер» и «Пионер».

Пионерская организация работала и в летних пионерских лагерях, так как большинство пионеров проводило в них школьные каникулы. В СССР функционировало 40 тысяч пионерских лагерей, где ежегодно отдыхали около 10 миллионов детей. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», имевший международный статус. Для школьников регулярно выпускали передачи: по радио ежедневно по утрам перед выходом в школу выходила радиогазета «Пионерская зорька», а на телевидении работала студия «Орлёнок».



  1. Судьбы детского движения.

В период перестройки и реформ в сентябре 1991 года на 12 съезде ВЛКСМ объявили о роспуске комсомольской всесоюзной организации и вместе с тем официально прекратила свое существование Всесоюзная пионерская организация им. Ленина. Имущество организаций было изъято, Дворцы пионеров перепрофилированы в Дома детского и юношеского творчества. Пионерские лагеря перепрофилированы в частные турбазы, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, некоторые просто заброшены.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, указом Президента России В.В.Путина 25 октября 2015 года создано «Российское движение школьников», которое использует организационную форму пионерского движения и его членство является добровольным и только с 8 лет.

В Ставропольском крае 10 ноября 2015 года зарегистрирована Ставропольская краевая общественная детская организация «Пионеры Ставропольского края» (сокращённое наименование СКОДО «Пионеры Ставропольского края»). Председателем совета этой организации является Афонина Нина Васильевна.

Выводы.

Проделав определенную работу, мы выяснили, что в селе Краснокумском пионерская организация также возникает в 20-е годы прошлого века. Этот факт подтверждают архивные данные: представленные фото первых пионеров (см. приложения рис. 1 - рис.4), их переписка с различными организациями и гражданами. Дела пионеров нашей школы довольно важные и значительные: пионеры создавали историю своих земляков и своего села. Их начатое дело продолжили поколения следующих пионеров 60-80-х годов. Пионеры активно участвовали в общешкольных делах, были застрельщиками полезных начинаний. Проводили смотры песни и строя, готовили себя к защите Отечества, стояли в почетном карауле у Вечного огня, проводили военно-спортивные соревнования «Зарница», собирали металлолом и макулатуру, изучали историю своей страны, развивали свои таланты в смотрах художественной самодеятельности, много читали, осваивали прочно основы наук. Пионерская организация воспитывала и сплачивала детей. Многие участники наших интервью отмечали, что годы, проведенные в пионерской организации своей школы, это счастливое время детства. Помнятся хорошо и костры пионерские, и песня юных пионеров «Взвейтесь кострами синие ночи», и марши пионерские, и многое другое. Взрослые и дети считают, что в современное время нужна подобная детская организация, которая воспитывала бы и сплачивала.

Заключение

В заключение хочется поблагодарить всех тех учителей, родителей, учащихся, которые помогали в сборе материалов для данной работы. Материал, представленный в исследовании, может быть активно использован классными руководителями при проведении классных часов, на родительских собраниях. Учителя истории и обществознания также могут использовать представленную работу на своих уроках. В будущих планах коллективу школы предстоит поработать над созданием нового историко-краеведческого зала, а в перспективе - над созданием музея. Думается, что материал данного исследования найдет свое дальнейшее применение.

Список источников и использованной литературы.

  1. Архив учителя истории Шульгиной С.В.

  2. Воспоминания Праскуриной Ирины Николаевны.

  3. Беликов Г., Землякова И. Свет пионерских костров. – Ставрополь Ставроп. кн. изд-во, 1972.

  4. Беликов Г. А., Михайленко В. И. Серебряный горн : очерки истории пионерского движения на Ставрополье. – Ставрополь Кн. Изд-во, 1972г.





Приложения.

Рис.1. Пионеры 192 4 года: Бородыня Василий, Гажев Михаил, Бородыня Надежда. Снимок сделан в Пятигорске в 1924 году Оборотная сторона фото. Из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.2. Конверт письма, присланного на адрес штаба дружины имени Н. Островского, имя которого носила пионерская организация школы №26 с. Краснокумского о том, как автор письма встречался с писателем. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.



Рис.3. Первая страница письма Беланова П.Я. Совету дружины имени Н.Островского школы №26 о встрече его с писателем Н. Островским. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис. 4. Вторая страница письма Беланова П.Я. Совету дружины имени Н.Островского школы №26 о встрече его с писателем Н. Островским. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис. 5. Третья страница письма Беланова П.Я. Совету дружины имени Н.Островского школы №26 о встрече его с писателем Н. Островским. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.







Рис.6. Конверт письма Советского комитета ветеранов войны совету пионерской дружины школы №26 с ответом на запрос пионеров рассказать о воинах армии С.Буденного. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.7. Пионеры на смотре песни и строя. 1976 год. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.









Рис.8. Пионеры собирают металлолом. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.9. Пионеры – самые активные участники смотра художественной самодеятельности. 1978 г. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.



Рис.10. Поднять флаг школы поручается самому лучшему пионеру. Пионеры в почетном карауле у знамени школы. 1981 г.

Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.11. Совет дружины принимает смотр песни и строя. Слева внизу – старшая вожатая Маругина Л.И. Слева на порожках вверху – директор школы Пугачева А.И., завуч Подлипаева Н.И. 1974 г.

Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.12. Пионеры заступают на пост №1 у Вечного огня. Командир отряда – Мартынов Евгений. 1979 г. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.







.

Рис 13. Прием в пионеры у памятника Ленину. 22 апреля 1979г. Старшая вожатая Федорцова О.В. Фото из архива учителя истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В.

Рис.14. Октябрятская звёздочка моей мамы.

Моя мама Праскурина (Склярова) Ирина Николаевна - верхний ряд слева

Фото из семейного архива Праскуриной Софии.

























Рис.15. Справа на фото - моя мама Праскурина (Склярова) Ирина Николаевна (учёба в школе 1978-1988г.г.) Вверху по центру мой папа Праскурин Игорь Владимирович (учёба в школе 1976-1986г.г.) Внизу по центру моя тётя Бондарева (Праскурина) Валентина Владимировна (учёба в школе 1978-1988г.г.) Фото из семейного архива Праскуриной Софии



Рис. 16. Пионерский отряд 6акласса СОШ №26 . В третьем ряду слева – Праскурин Игорь. В центре – старшая вожатая, позже ставшая учителем русского языка – Маругина Л.И. Фото из семейного архива Праскуриной Софии.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!