СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы истории Российского Крыма.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с историей Крыма. Расширение кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Страницы истории Российского Крыма.»

Тема урока: Страницы истории Российского Крыма.

Тип урока: комбинированный

Цели урока: ознакомление учащихся с историей Крыма. Расширение кругозора учащихся.

Задачи: 1. Образовательная: формирование у учащихся целостного представления об истории. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Развивающая: развивать интерес к творческой работе, самостоятельность к изучению истории.

3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и самостоятельности через участие учащихся в игре и умении работать в группах.

Оборудование: карта Крыма, интерактивная доска.

План урока:

1. Рассказ учителя об истории Крыма, который сопровождается показом на интерактивной доске исторических памятников и достопримечательностей Крыма.

2.Интерактивная игра для учащихся: «Знаете ли вы историю Крыма».



Ход урока:

1. На интерактивной доске учащимся демонстрируется выдержка из Манифеста императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России, 8 апреля 1783 года.

Затем следует рассказ учителя об основных этапах истории Крыма, который сопровождается показом слайдов об исторических событиях и достопримечательностей Крыма.

В связи с неожиданным поворотом крымской истории в сторону России интересно было бы рассмотреть исторические и культурные связи России и Крыма. Прежде всего, необходимо помнить, что разделить раннюю историю Украины и России невозможно – один из центров русской государственности находился в Киеве, там же и утвердилась первая «столица» Русской церкви.

Крым с древности играл огромную роль в истории и культуре России. Христианство на земли Крыма пришло ещё в I веке, когда апостол Андрей Первозванный, согласно «Повести временных лет» побывал в Киеве и Новгороде. Так Крым стал одним из древнейших центров христианства. В Крыму проповедовал и мученически погиб один из величайших святых Христианской Церкви – Климент, папа Римский. Святой Иоанн Готский во времена иконоборчества способствовал распространению в Крыму монашества. В 860-е годы в Крыму побывали создатели славянской азбуки святые Кирилл и Мефодий. Неудивительно, что в Крыму в 980-х годах, в Корсуни (Херсонес) крестился князь Владимир, сделавший христианство государственной религией Руси. Сохранились остатки храма, где он принял крещение. Именно князь Владимир во время походов 981 – 988 годов включил Крым в состав Киевской Руси в виде Тмутараканского княжества. В период позднего средневековья в Крыму возникает удивительный цивилизационный феномен – княжество Феодоро, хранившее и распространявшее византийские культурные традиции.

В XIII веке в Крыму появились татары и он стал частью Золотой Орды. Когда Орда в XIV веке стала распадаться на несколько государств, в Крыму начинает складываться Крымское ханство. С этих пор крымские татары на протяжении сотен лет совершают набеги на Русь и Россию. После падения Византии в 1453 году Крым попал под власть Османской империи. С этого момента борьба Руси с набегами крымцев неразрывно связана с антитурецкой борьбой.

В XIII веке борьба за Крым разгорелась с новой силой. Используя противоречия между Россией и Польшей, Турция в конце 1760-х годов спровоцировала очередную войну с Россией, в которой активно использовала силы Крымского хана. В 1769 году в ходе войны состоялся последний в истории набег крымцев на Россию. В знаменитых сражениях при Ларге и Кагуле турки были разгромлены, а в ходе Чесменского сражения был разгромлен турецкий флот. В конце 1770 года началось присоединение Крыма. Примечательно, что Австрия, Англия и Франция, не хотевшие усиления России за счёт Турции, делали всё возможное для того, чтобы не допустить полного разгрома Турции. В 1774 году между Россией и Турцией был подписан Кучук-Кайнарджинский мир, по которому к России отходили земли от Буга до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Чёрное море. Керченский пролив стал российским. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Однако последняя явно и тайно подталкивала Крымское ханство к войне с Россией и поэтому присоединение Крыма растянулось почти на десять лет. В борьбе за Крым блестяще проявили себя выдающиеся русские полководцы А. Суворов и М. Кутузов. 8 апреля 1783 года Крым окончательно вошёл в состав Российской империи. В начале 1784 года состоялось основание крепости, названной Екатериной II Севастополем («Величественным городом»). В 1787 году Екатерина II побывала в Крыму, посетив, среди прочих городов, Севастополь.

Начиная с XIX века в Крым начали переселяться в массовом порядке люди из Центральной России и Украины. Уже через 20 лет оборот русской черноморской торговли вырос в несколько тысяч раз. К середине XIX века городское население Крыма выросло в 10 раз, а всё население в 6 раз. Крымская тема активно «поселяется» в русской науке, искусстве литературе. Так очень быстро начинает формироваться русский Крым. О том, что Крым уже к середине XIX века был неразрывно в общественном сознании связан с Россией, свидетельствует Крымская война 1853 – 1856 гг. Десятки тысяч русских людей погибли за то, чтобы Крым остался в составе России.

В XIX – начале XX в. Крым становится одним из центров русской культурной жизни. С ним связаны имена А. Пушкина, А. Грина, А. Чехова, К. Паустовского, М. Цветаевой и многих других. Именно эти культурные связи навсегда сделали Крым неразрывной и очень своеобразной частью России.

В 1920- е годы именно через Крым прошла последняя волна русской Эмиграции, за Крым, как за последний оплот России сражался барон Врангель. Гибель тысяч людей – офицеров, гимназистов, служащих – ещё крепче связала исторические судьбы Крыма и России в единое целое так же, как раньше эти связи установились в культуре.

В годы Великой Отечественной войны Крым стал отдельным бастионом борьбы с фашизмом. Героическая оборона Севастополя, трагедия Крымского фронта, штурм Сапун- горы навсегда останутся в истории России. Именно в Крыму на Ялтинской конференции была определена дальнейшая судьба послевоенного мира.

Это только отдельные страницы истории Крыма. Можно ли выделить из этих страниц отдельную украинскую тему? Безусловно, нет. Крым всегда – прежде всего в ментальном, а затем и в территориальном плане был частью России. Так что в любом случае именно Россия имеет полное право определять историческую судьбу Крыма на современном этапе.



2. Класс делится на две команды: «Крымчане» и «Скифы». Назначается ведущий и жюри. Игра состоит из двух раундов по 4 вопроса в каждом. Команда за каждый правильный ответ получает 5 баллов. В конце игры жюри подсчитывает баллы и команда набравшая наибольшее количество баллов становится победителем, (или побеждает дружба). Победители награждаются призами.

I раунд. Ведущий задаёт вопросы команде «Крымчан».

1 вопрос: Какие современные города находятся на месте древнегреческих городов Керкинитида, Колос – Лимен, Пантикапей?

Ответ: Евпатория, Черноморское, Керчь.

2 вопрос: Древнее название Керченского пролива?

Ответ: Боспор Кимерийский.

3 вопрос: Название какого города Крыма переводится как «Богом данная»?

Ответ: Феодосия.

4 вопрос: Одно из древних названий Судака?

Ответ: Сугдея, Сагдея , Сурож.

II раунд. Ведущий задаёт вопросы команде «Скифов».

1 вопрос. Одно из древних названий полуострова Крым?

Ответ: Таврида, Таврия.

2 вопрос. Где находилась первая греческая колония в Крыму?

Ответ: город Пантикапей (Керчь).

3 вопрос. Из древнегреческих мифов известно, что у Гелиоса – бога солнца было два сына, один из которых стал царём Тавриды. Как его звали?

Ответ: Персей.

4 вопрос: Среди многих народов, населяющих древний Крым, были племена, называемые «жёноподобными». О ком идёт речь?

Ответ: Об амазонках.

Список используемой литературы:

  1. Андреев А.Р. История Крыма. М. 2005.

  2. Атабекова Е. Смутное время: Севастополь в 1917 – 1920 годах. Симферополь 2002.

  3. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. М.2001.

  4. Фадеева Т.М., Шапошникова А.К. Княжество Феодоро и его князья. Симферополь 2001.

  5. Харатахай Ф. Христианство в Крыму. М.2003.

  6. Интернетресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!