Страницы мини-учебника
по техническому труду
тема
«Художественная обработка
древесины»
ученика _____ класса ОШ № 24
________________________
Составила:
Колисниченко В.Н.
Харцызск 2017
Посеешь Поступок – пожнешь Привычку.
Посеешь Привычку – пожнешь Характер,
Посеешь Характер – пожнешь Судьбу!
Народная мудрость
а) знать:
- основные породы древесины, которые применяются в декоративно-
прикладном творчестве;
- строение древесины;
- основные физические и технологические свойства древесины;
- пороки древесины;
- основные виды резьбы;
- виды инструментов для художественной обработки древесины;
- понятие о проектном методе;
- этапы проектной деятельности;
- правила безопасной работы с ручным режущим инструментом.
б) уметь:
- различать породы древесины;
- выполнять организацию рабочего места резчика;
- готовить к работе режущий инструмент;
- рассчитывать себестоимость изделия;
- выпиливать, резать, опиливать и шлифовать заготовки и изделия из
древесины;
- сверлить отверстия;
- соединять детали клеем;
- выполнять отделку изделия;
- проверять качество готовых деталей;
- проектировать изделия по собственному замыслу.
в) нормировать:
- порядок организации рабочего места и выполнение правил
безопасной работы;
- сроки выполнения технологических операций и разных видов работ;
- алгоритм выполнения проекта;
- инструкции по безопасности;
- технологию изготовления резного изделия из нескольких деталей объёмной формы.
г) ценить:
- достояние народного творчества;
- сохранение и развитие народных ремесел;
- рефлексию роста личного мастерства при проектировании и выполнении
изделия из древесины;
- настойчивость и самостоятельность при выполнении разных видов работ;
- аккуратность;
- бережное отношение к инструментам и оборудованию в мастерской.
Установочно-мотивационный модуль
Проект – совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов), необходимых для изготовления изделий.
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
(Метод-способ)
Этапы проектной деятельности:
I Поисково-исследовательский:
- обоснование выбора проекта,
- сбор, изучение информации,
- планирование проектной деятельности.
II Технологический:
- составление конструкторской и технологической документации,
- выполнение тренировочных упражнений,
- практическая реализация проекта.
III Заключительный:
- оценка качества реализации проекта,
- защита проекта,
- выставка проектов.
Соответственно этапы проектной деятельности перекликаются с учебными модулями:
I Поисково-исследовательский с установочно-мотивационным и содержательно-поисковым.
II Технологический с оценочно-смысловым, адаптивно-преобразующим и системно-обобщающим.
III Заключительный с контрольно-рефлексивным и духовно-эстетическим.
Основные части древесины:
кора, заболонь, ядро, сердцевина.
Основные свойства древесины:
физические, механические и технологические.
Физические свойства древесины:
внешний вид (цвет, блеск, запах, текстура), плотность, влажность, теплопроводность, звуковые и электрические свойства.
Механические свойства древесины:
твердость, прочность, вязкость.
Технологические свойства древесины:
возможность удерживать в себе металлические крепления, способность к сгибанию, износостойкость и противодействие к раскалыванию.
Пороки древесины:
пороки древесины – отклонения от нормального строения и повреждения древесины, ухудшающие ее физико-механические свойства. Сучки, трещины, наклон волокон, свилеватость, смоляные кармашки, червоточины, грибные поражения.
Сушке древесины:
чтобы повысить стойкость древесины к загниванию, увеличить прочность, предотвратить покоробленность и растрескивание в изделиях, ее высушивают до эксплуатационной влажности: для мебели – до 8 – 10 %, для наружных дверей и окон – до 15 %.
Содержательно-поисковый модуль
Древесина делится на 2 основных типа пород: хвойные и лиственные.
Древесина каждой породы имеет характерные для нее особенности.
В основу определения породы древесины положены такие признаки: - наличие ядра,
- смоляных ходов,
- степень видимости годичных слоев,
- размеры и вид сердцевинных лучей,
- различие между поздней и ранней древесиной.
К дополнительным признакам относят цвет, твердость и текстуру древесины.
Дуб, древесина коричневато-желтого цвета, с разнообразной текстурой и ярко выраженными годичными слоями, ранняя древесина сильно пористая, поздняя древесина плотная, отличается твердостью, большая пористость затрудняет полировку, режется с усилием, легче вдоль волокон.
Береза, древесина белая с желтавато-красноватым оттенком, с плохо заметными годичными слоями, твердая, полируется достаточно легко, режется с небольшим усилием в различных направлениях.
Груша, древесина розовато-коричневого цвета с серебристым отливом, однородная, полируется нормально, режется легко во всех направлениях без задиров и сколов.
Липа, древесина белого цвета с легким розовым оттенком, очень плохо различимыми годичными слоями, низкой твердости, очень легко полируется, режется легко и чисто во всех направлениях.
Сосна, древесина желтовато-белая, ярко выражены ранние и поздние годичные слои с разной твердостью, ранние мягкие, поздние твердые, полируется нормально, режется легко вдоль волокон, пригодна только для выполнения крупных элементов резьбы.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВИСИНЫ
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ 1.Травмирование рук при работе неисправным инструментом.
2.Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ
1.Наденьте спецодежду и головной убор.
2.Проверьте наличие инвентаря (упора для пиления, зажимные клинья и др. приспособления, щетка - сметка, совок), исправность верстака и тисков.
3.Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1.Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
2.Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом.
Используйте инструмент только по назначению.
3.Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
4.Работай строгальными инструментами, имеющими исправные: рожок, округлую и гладкую заднюю часть колодки. Неисправный инструмент немедленно заменить. Ручки инструмента должны быть удобными для работы.
5.Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.
6.Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.
7.Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.
8.Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской помещении.
9.Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.
10.Применяйте при запиле направляющий брусок.
11.Очищайте литки строгальных инструментов от стружки – деревянными клиньями.
12.В случаи порчи инструмента в процессе работы – инструмент немедленно заменить.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
1.Остатки материалов, незаконченные изделия – сдайте дежурному или учителю.
2.Проверте состояние (исправность, чистоту) инструмента и положите их в установленном порядке.
3.Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой – сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками. Завинтите тиски, оставляя зазор – 2-5мм.
4.Приведите себя в порядок.
5.Выходите из мастерской только после разрешения учителя
Лабораторно-практическая работа
Определение пород древесины из предложенных образцов.
Цель: Приобрести умения распознавать породы по образцам древесины. Определять породу древесины сосны, дуба, липы, груши, березы.
Оборудование: Образцы древесины, березы, липы, сосны, дуба, груши с характерными разрезами, цветные картинки пород древесины, косой нож, наждачная бумага, столярный верстак, таблица-отчет ЛПр, страницы мини-учебника.
ХОД РАБОТЫ:
Рассматривая образцы, выявить на них основные признаки пород древесины: наличие ядра, смоляных ходов, степень видимости годичных слоев, размеры и вид сердцевинных лучей, различие между поздней и ранней древесиной.
Определить к какой группе пород древесины (хвойных или лиственных) принадлежит каждый образец древесины.
На каждом образце выполнить по одному элементу геометрической и контурной резьбы для определения требуемого усилия при резании.
Каждый образец полируем наждачной бумагой.
На основании сравнения рисунка , вида образца и выполненных надрезов составляем характеристику каждого образца древесины.
Данные заносим в таблицу и сделать вывод.
Порода древесины и номер образца | Характерные признаки древесины |
| |
| |
| |
| |
| |
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка Оценка учителя Настроение