СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы мини-учебника. Лабораторно-практическая работа. Определение пород древесины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторно-практическая работа. Определение пород древесины из предложенных образцов. Цель: Приобрести умения распознавать породы по образцам древесины. Определять породу древесины сосны, дуба, липы, груши, березы.

Просмотр содержимого документа
«Страницы мини-учебника. Лабораторно-практическая работа. Определение пород древесины.»





Страницы мини-учебника

по техническому труду

тема

«Художественная обработка

древесины»

ученика _____ класса ОШ № 24

________________________















Составила:

Колисниченко В.Н.










Харцызск 2017








Посеешь Поступок – пожнешь Привычку.

Посеешь Привычку – пожнешь Характер,

Посеешь Характер – пожнешь Судьбу!

Народная мудрость





а) знать:

- основные породы древесины, которые применяются в декоративно-

прикладном творчестве;

- строение древесины;

- основные физические и технологические свойства древесины;

- пороки древесины;

- основные виды резьбы;

- виды инструментов для художественной обработки древесины;

- понятие о проектном методе;

- этапы проектной деятельности;

- правила безопасной работы с ручным режущим инструментом.

б) уметь:

- различать породы древесины;

- выполнять организацию рабочего места резчика;

- готовить к работе режущий инструмент;

- рассчитывать себестоимость изделия;

- выпиливать, резать, опиливать и шлифовать заготовки и изделия из

древесины;

- сверлить отверстия;

- соединять детали клеем;

- выполнять отделку изделия;

- проверять качество готовых деталей;

- проектировать изделия по собственному замыслу.

в) нормировать:

- порядок организации рабочего места и выполнение правил

безопасной работы;

- сроки выполнения технологических операций и разных видов работ;

- алгоритм выполнения проекта;

- инструкции по безопасности;

- технологию изготовления резного изделия из нескольких деталей объёмной формы.

г) ценить:

- достояние народного творчества;

- сохранение и развитие народных ремесел;

- рефлексию роста личного мастерства при проектировании и выполнении

изделия из древесины;

- настойчивость и самостоятельность при выполнении разных видов работ;

- аккуратность;

- бережное отношение к инструментам и оборудованию в мастерской.



Установочно-мотивационный модуль





Проект – совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов), необходимых для изготовления изделий.


Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

(Метод-способ)

Этапы проектной деятельности:

I Поисково-исследовательский:

- обоснование выбора проекта,

- сбор, изучение информации,

- планирование проектной деятельности.

II Технологический:

- составление конструкторской и технологической документации,

- выполнение тренировочных упражнений,

- практическая реализация проекта.

III Заключительный:

- оценка качества реализации проекта,

- защита проекта,

- выставка проектов.


Соответственно этапы проектной деятельности перекликаются с учебными модулями:

I Поисково-исследовательский с установочно-мотивационным и содержательно-поисковым.

II Технологический с оценочно-смысловым, адаптивно-преобразующим и системно-обобщающим.

III Заключительный с контрольно-рефлексивным и духовно-эстетическим.


Основные части древесины:

кора, заболонь, ядро, сердцевина.

Основные свойства древесины:

физические, механические и технологические.

Физические свойства древесины:

внешний вид (цвет, блеск, запах, текстура), плотность, влажность, теплопроводность, звуковые и электрические свойства.

Механические свойства древесины:

твердость, прочность, вязкость.

Технологические свойства древесины:

возможность удерживать в себе металлические крепления, способность к сгибанию, износостойкость и противодействие к раскалыванию.

Пороки древесины:

пороки древесины – отклонения от нормального строения и повреждения древесины, ухудшающие ее физико-механические свойства. Сучки, трещины, наклон волокон, свилеватость, смоляные кармашки, червоточины, грибные поражения.

Сушке древесины:

чтобы повысить стойкость древесины к загниванию, увеличить прочность, предотвратить покоробленность и растрескивание в изделиях, ее высушивают до эксплуатационной влажности: для мебели – до 8 – 10 %, для наружных дверей и окон – до 15 %.



Содержательно-поисковый модуль





Древесина делится на 2 основных типа пород: хвойные и лиственные.

Древесина каждой породы имеет характерные для нее особенности.

В основу определения породы древесины положены такие признаки: - наличие ядра,

- смоляных ходов,

- степень видимости годичных слоев,

- размеры и вид сердцевинных лучей,

- различие между поздней и ранней древесиной.

К дополнительным признакам относят цвет, твердость и текстуру древесины.



Дуб, древесина коричневато-желтого цвета, с разнообразной текстурой и ярко выраженными годичными слоями, ранняя древесина сильно пористая, поздняя древесина плотная, отличается твердостью, большая пористость затрудняет полировку, режется с усилием, легче вдоль волокон.



Береза, древесина белая с желтавато-красноватым оттенком, с плохо заметными годичными слоями, твердая, полируется достаточно легко, режется с небольшим усилием в различных направлениях.



Груша, древесина розовато-коричневого цвета с серебристым отливом, однородная, полируется нормально, режется легко во всех направлениях без задиров и сколов.



Липа, древесина белого цвета с легким розовым оттенком, очень плохо различимыми годичными слоями, низкой твердости, очень легко полируется, режется легко и чисто во всех направлениях.


Сосна, древесина желтовато-белая, ярко выражены ранние и поздние годичные слои с разной твердостью, ранние мягкие, поздние твердые, полируется нормально, режется легко вдоль волокон, пригодна только для выполнения крупных элементов резьбы.




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВИСИНЫ ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

1.Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

2.Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

1.Наденьте спецодежду и головной убор.

2.Проверьте наличие инвентаря (упора для пиления, зажимные клинья и др. приспособления, щетка - сметка, совок), исправность верстака и тисков.

3.Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1.Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2.Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом.

Используйте инструмент только по назначению.

3.Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.

4.Работай строгальными инструментами, имеющими исправные: рожок, округлую и гладкую заднюю часть колодки. Неисправный инструмент немедленно заменить. Ручки инструмента должны быть удобными для работы.

5.Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

6.Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.

7.Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.

8.Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской помещении.

9.Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.

10.Применяйте при запиле направляющий брусок.

11.Очищайте литки строгальных инструментов от стружки – деревянными клиньями.

12.В случаи порчи инструмента в процессе работы – инструмент немедленно заменить.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

1.Остатки материалов, незаконченные изделия – сдайте дежурному или учителю.

2.Проверте состояние (исправность, чистоту) инструмента и положите их в установленном порядке.

3.Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой – сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками. Завинтите тиски, оставляя зазор – 2-5мм.

4.Приведите себя в порядок.

5.Выходите из мастерской только после разрешения учителя



Лабораторно-практическая работа

Определение пород древесины из предложенных образцов.

Цель: Приобрести умения распознавать породы по образцам древесины. Определять породу древесины сосны, дуба, липы, груши, березы.

Оборудование: Образцы древесины, березы, липы, сосны, дуба, груши с характерными разрезами, цветные картинки пород древесины, косой нож, наждачная бумага, столярный верстак, таблица-отчет ЛПр, страницы мини-учебника.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Рассматривая образцы, выявить на них основные признаки пород древесины: наличие ядра, смоляных ходов, степень видимости годичных слоев, размеры и вид сердцевинных лучей, различие между поздней и ранней древесиной.

  2. Определить к какой группе пород древесины (хвойных или лиственных) принадлежит каждый образец древесины.

  3. На каждом образце выполнить по одному элементу геометрической и контурной резьбы для определения требуемого усилия при резании.

  4. Каждый образец полируем наждачной бумагой.

  5. На основании сравнения рисунка , вида образца и выполненных надрезов составляем характеристику каждого образца древесины.

  6. Данные заносим в таблицу и сделать вывод.

Порода древесины и номер образца

Характерные признаки древесины



























Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самооценка Оценка учителя Настроение










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!