Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный момент Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Проверяют готовность к уроку. | личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Формулирование темы урока. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока. |
Читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь. Предлагает поработать с цитатой: найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина. Задает вопрос: - каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина? Предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Строят предположения о герое и особенностях его характера. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположение о теме урока. Записывают тему в тетрадь. | личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»; регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока. |
Предлагает учащимся, опираясь на тему, сформулировать цель урока и поставить учебные задачи. | Высказывают предположение о цели урока и задачах, которые в ходе урока следует решить (доказать, что Печорин – «странный человек»; выяснить, в чем проявляется странность героя) | регулятивные: планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: актуализация знаний обучающихся; подготовка к работе на уроке |
Используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся. Просит детей ответить письменно на вопрос: - Почему Печорина называют «странным» человеком? | Отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой. |
Открытие нового знания Цель: применение обучающимися новых способов действия. |
Предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла». Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту: - О чем мы только что прочитали? - Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы? - Где происходят события? - Вас это не удивляет? - Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина? | Обучающиеся читают вслух фрагмент текста. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп. Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований. | Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию. Делают выводы и записывают их в тетрадь. Каждая из групп готовит свое задание: 1 группа выявляет противоречия в характере Печорина; 2 группа рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы; 3 группа - о причинах расставания героев; 4 группа повествует о гибели Бэлы. | регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. |
Предлагает группам представить результаты работы | Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; умение свободно владеть монологической и диалогической речью; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения; интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Подведение итогов урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: -Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком? - В чем проявляется его странность? | Осуществляют самооценку работы групп. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине. |
Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке. Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос: - Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком? - оправдались ли ваши «ожидания»? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? | Осуществляют самооценку работы. | регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. |
Домашнее задание Цель: включение новых знаний в систему изученного материала. |
Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник: - прочитать главу «Максим Максимыч»; найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча. | коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного. |