СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Странный человек" Печорин. Анализ главы "Бэла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - проанализировать главу "Бэла"; дать представление о "странном человеке" Печорине.

Формы работы - фронтальная, индивидуальная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«"Странный человек" Печорин. Анализ главы "Бэла"»

Баснина В.Л.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 7»

Г. Коряжма


Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 9-ом классе на тему

«Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»


Тип урока

урок открытия нового знания

Авторы УМК

С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев

Цель урока

проанализировать главу «Бэла»; дать представление о «странном человеке» Печорине.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности,

- выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

- формировать границы собственного знания и «незнания»;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

- понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста;

- иметь представление о «странном человеке» Печорине;

- выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

- строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Оборудование

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1, приложение 2).

Образовательные ресурсы

Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.И. Чалмаев. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2017. - 432 с. - (Инновационная школа).





















Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию

Проверяют готовность к уроку.


личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.


Формулирование темы урока.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока.

Читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь.


Предлагает поработать с цитатой: найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина.


Задает вопрос:

- каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина?


Предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Строят предположения о герое и особенностях его характера.








Отвечают на вопрос учителя.



Высказывают предположение о теме урока.



Записывают тему в тетрадь.

личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»;


регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока;


познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- проводить сравнение;


коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока.

Предлагает учащимся, опираясь на тему, сформулировать цель урока и поставить учебные задачи.

Высказывают предположение о цели урока и задачах, которые в ходе урока следует решить (доказать, что Печорин – «странный человек»; выяснить, в чем проявляется странность героя)

регулятивные: планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке;


познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация знаний обучающихся; подготовка к работе на уроке

Используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся.

Просит детей ответить письменно на вопрос:

- Почему Печорина называют «странным» человеком?

Отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты.

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;


познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.


коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой.

Открытие нового знания

Цель: применение обучающимися новых способов действия.

Предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла».


Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту:

- О чем мы только что прочитали?

- Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы?

- Где происходят события?

- Вас это не удивляет?

- Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина?

Обучающиеся читают вслух фрагмент текста.



Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста.

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;


познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.

коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


предметные: осуществлять выразительное чтение текста;

строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп.


Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований.



Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию.

Делают выводы и записывают их в тетрадь.


Каждая из групп готовит свое задание:

1 группа выявляет противоречия в характере Печорина;

2 группа рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы;

3 группа - о причинах расставания героев;

4 группа повествует о гибели Бэлы.

регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату;


познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.



Предлагает группам представить результаты работы

Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

отличать верно выполненное задание от неверного;

адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся;


познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

умение свободно владеть монологической и диалогической речью;

коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи;

предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения;

интерпретировать прочитанное;

устанавливать поле читательских ассоциаций;

осуществлять выразительное чтение текста;

строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.





Подведение итогов урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

-Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком?


- В чем проявляется его странность?

Осуществляют самооценку работы групп.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам;


регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;


коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи;

предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.

Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос:

- Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком?

- оправдались ли ваши «ожидания»?


- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?


Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

формировать навыки рефлексии;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.


Домашнее задание

Цель: включение новых знаний в систему изученного материала.

Организует домашнюю учебную работу.

Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.


Записывают домашнее задание

в дневник:

- прочитать главу «Максим Максимыч»; найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча.


коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного.






















Приложение 1


«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то, и другое будет ложно».















Приложение 2

Группа № 1. Противоречия в характере Печорина.

- Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина. Сделайте выводы.

- Свои выводы запишите в таблицу.


Группа № 2. Печорин и Бэла: любовь.

- Расскажите о знакомстве Бэлы и Печорина?

- Как Печорин добивался любви девушки? Почему так много усилий он приложил?

- Как вы думаете, Печорин ее любил?

- Приведите цитату; запишите в таблицу.



Группа № 3. Печорин и Бэла: расставание.

- Долго ли длилось счастье наших героев?

- Почему они и дальше не могли быть счастливы?

- Сделайте вывод, запишите в таблицу.


Группа № 4. Гибель Бэлы

- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.

- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы?

- Сделайте вывод, запишите в таблицу.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя