Конспект урока по географии 11 класс.
Тема урока: Германия.
Семёнова Нина Николаевна
МБОУ «Зеленогорская СШ».
Учитель географии.
Дата: 18.10.2021 Урок № 20-21 Класс: 11
Тема: Страны Западной Европы.
Цель и задачи урока:
1. Создание положительной мотивации к самообразованию и саморазвитию;
2. Раскрыть особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства ФРГ;
3. Продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работы с картами атласа;
4. Воспитывать коллективизм, умение работать в группах.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий;
Метопредметные: формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания;
Предметные: создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего
Методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый.
Формы работы на уроке: групповая, парная, коллективная, индивидуальна
Учебно-наглядный комплекс: физическая и политическая карта мира, карты атласа, презентация.
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала, урок-
практикум с опорой на ранее полученные знания
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание.
Ход урока: 1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание
-По-латински эта страна называется Тевтонией.
- По численности населения занимает 1 место в Европе.
- Столица этого государства – второй в мире город по количеству живущих в нем турок, на первом месте – Анкара.
- Автомобилестроение уступает лишь Японии и США.
- «Среднестатистического» жителя этой страны можно охарактеризовать следующим образом: это практически лишенный серьезных недостатков человек, консервативен, аккуратен, но не стремится к изысканности в одежде и домашнем хозяйстве, нетребовательны к еде.
Учащиеся определяют, тему урока (цель и задачи урока).
Заслушать несколько учащихся.
3. Изучение нового материала. Презентация.
Визитная карточка страны:
Форма правления - Парламентская республика
Глава Государства - Федеральный президент
Глава Правительства - Федеральный канцлер
Законодательный орган - Парламент: бундесрат и бундестаг
Государственный язык - Немецкий
Денежная единица - Евро
Член НАТО
3.1. Рассказ учителя об истории образования ФРГ, административном делении, населении.
ФРГ - государство в центральной Европе.
Столицей в июне 1991 года объявлен Берлин. Выделяют пять экономических районов: северный. Западный, юго – западный, южный, восточный. По форме правления ФРГ – парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат и правительство, которое возглавляет канцлер), во главе республики стоит президент. Президент выполняет лишь представительные функции. По форме административно – территориального устройства – федеративное государство, состоящее из 16 исторических земель.
- Какие особенности ЭГП можно выделить?(работа у карты)
Население – 80,3 млн. человек.
Вспомним:
Структура(состав) населения ?
Половой Возрастной Национальный Религиозный
???Структура занятости
(женский) (старшие) (92 % немцы) (христианство (48% непроизводственная
протестанты сфера)
католики)
Работа с учебником.
Крупнейшие города: (сообщения по опережающим заданиям)
- Просмотр видеоролика «Прогулка по Берлину».
Берлин - более 3.млн.чел, Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт на Майне. Рейнско-Рурская агломерация -11 млн.чел., более 100 городов. Многоядерная агломерация
3.2. Рассказ учителя о природных условиях и ресурсах ФРГ.(работа с картами атласа)
Природные условия благоприятны на большей части. Север занимает Северо – Германская низменность, большую часть – невысокие. Средне – Германские горы с мягкими формами рельефа, позволяющими развивать земледелие, климат переходный от морского к континентальному – умеренно тёплый с достаточным увлажнением, поэтому можно выращивать культуры умеренного пояса.
Природные ресурсы: почвы подзолистые, бурые глинистые лесные со средней и низкой плодородностью, необходимо удобрять; густая речная сеть: Рейн, Эльба, Везер, на юге живописное Боденское озеро; ФРГ бедна полезными ископаемыми. Значительную роль играют каменный и бурый уголь, калийные соли.)
3.3. Практическая работа учащихся в группах. Выделить отрасли международной специализации промышленности, используя карты атласа и текст учебника, дать им краткую характеристику.
Назовите ведущие отрасли сельского хозяйства.
- В структуре промышленности выделяют обрабатывающую промышленность.
Какие главные отрасли: чёрная металлургия, машиностроение, химическая, некоторые отрасли лёгкой.
Сообщения:
Чёрная металлургия развивается на собственных коксующихся углях. Эта отрасль явилась базой быстрого промышленного роста ФРГ. Железные руды большей частью импортируют из Швеции. Канады. Австралии. Основной район РУР, СААР – комбинаты полного цикла. В настоящее время сдвиг предприятий в порты и к воде (Любек, Бремен, Дуйсбург, Дортмунд).
Машиностроение включает в себя от мощного оборудования для металлургических заводов до металлоизделий. Выделяют отрасли: автомобилестроение, судостроение, станкостроение, электротехника, радиотехника. Военно – техническая промышленность (авиаракетное производство, танкостроение) и оптико - механическая. В основном ориентируются на квалифицированную рабочую силу: Франкфурт – на – Майне, Мюнхен, Гамбург, Берлин. Оборудование у сырья – Рур.
«Опель» (Франкфурт – на – Майне), «Фольксваген» (Вольфсбург), «БМВ» (Мюнхен, Регенсбург), «Ауди» (Ингольштадт), «Мерседес» (Штутгард).
Химическая промышленность.
ФРГ – самая химизированная страна мира. Её внутренняя сырьевая база: уголь, каменная и калийная соли; используются ввозимые из – за границы: сера, нефть, фосфаты. Особенно значительна основная химия (производство хлора, каустической соды, моющих средств), химия органического синтеза (производство медикаментов, красителей. Парфюмерии, фотокиноплёнки). Основные центры: Леверкузен, Вольфен, Людвигсхафен, Франкфурт – на – Майне. Они тяготеют к сырью и центрам электроэнергии.
Учитель: Размещение отраслей с/х определяется почвенно – климатическими условиями и кормовой базой, Главная отрасль – животноводство. 60% с\х земель – это луга, сенокосы, посевы кормовых культур и трав. На севере и юге скотоводство молочного направления, на стыке равнин и гор, где есть посевы сахарной свёклы развито свиноводство. В растение водстве преобладают зерновые культуры (пшеница, ячмень, овёс, рожь), картофель, сахарная свёкла, овощи, хмель, в более южных районах выращивание виноградников.
Благодаря своему высокому качеству (с\х интенсивно), здесь создаются АПК на основе автоматизации, механизации, химизации. С/х в целом более чем на 90% обеспечивает потребности страны в продовольствии, поэтому из этого следует, что в народном хозяйстве значение этой отрасли незначительно.
Выступление учащихся. Корректировка ответов.
Какие виды транспорта наиболее востребованы и почему?
Закрепление
Блиц-опрос:
1. По численности населения Германия занимает … место в Западной Европе.
2. В последнее десятилетие численность населения существенно выросла за счет …
3. К какой языковой семье и группе относится самый многочисленный народ ФРГ? …
4. ФРГ входит в состав военно-политического блока…
5. Крупнейшая агломерация Германии…
6. Канал, соединивший Северное и Балтийское моря…
Тестовые задания:
1. Площадь ФРГ составляет около … тыс. км².
а) 168; б) 241; в) 357; г) 403.
2. Денежная единица ФРГ до введения евро называлась …
а) пенс; б) купон; в) стерлинг; г) марка.
3. Столица ФРГ – город …
а) Бонн; б) Берлин; в) Кёльн; г) Дрезден.
4. ФРГ граничит с … странами Европы.
а) 9; б) 8; в) 7; г) 6.
5. На севере ФРГ граничит с …
а) Польшей; б) Бельгией; в) Данией; г) Австрией.
6. Полезное ископаемое ФРГ – …
а) каменный уголь; б) горючий газ;
в) железная руда; г) кварцевый песок.
7. Подавляющее большинство немцев по вероисповеданию…
а) мусульмане; б) христиане;
в) буддисты; г) атеистами.
8. Год образования современной ФРГ – …
а) 1917; б) 1949; в) 1953; г) 1990.
9. ФРГ состоит из … административно-территориальных единиц.
а) 16; б) 18; в) 22; г) 24.
10. Численность населения ФРГ составляет … млн. чел.
а) 97; б) 81; в) 74; г) 61.
11. Форма правления в ФРГ – …
а) парламентская республика; б) президентская республика;
в) парламентская монархия; г) неограниченная монархия.
12. Название Germania – от кельтского gair, что переводится
а) «воин»; б) «народ»; в) «волк»; г) «сосед».
13. ФРГ омывается … морем(ями) Атлантического океана.
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
14. 17. На западе ФРГ граничит с …
а) Австрией; б) Швейцарией; в) Бельгией; г) Чехией.
15. Самая длинная река ФРГ – …
а) Одер; б) Рейн; в) Дунай; г) Эльба.
16. Административно-территориальные единицы ФРГ называются …
а) земли; б) области; в) кантоны; г) федерации.
4. Рефлексия.
Подведение итогов. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
1. Повторить параграф и конспект.
2. На контурной карте показать экспорт и импорт Германии .
3. Задание на выбор: составить «Определи по описанию город ФРГ»
6