СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегический план развития кафедры ПиЯД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ПиЯД

Общее понимание сути стратегического плана предполагает учет следующих положений.

  • 1. Стратегический план — это средство достижения конечного результата.
  • 2. Стратегический план охватывает все основные аспекты деятельности кафедры.
  • 3. Стратегический план объединяет все направления работы кафедры в единое целое.
  • 4. Стратегический план — это долгосрочный укрупненный план работы кафедры.
  • 5. Стратегический план обеспечивает совместимость всех планов кафедры.
  • 6. Стратегический план дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности кафедры.
  •  

Просмотр содержимого документа
«Стратегический план развития кафедры ПиЯД»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ПиЯД

Общее понимание сути стратегического плана предполагает учет следующих положений.

  • 1. Стратегический план — это средство достижения конечного результата.

  • 2. Стратегический план охватывает все основные аспекты деятельности кафедры.

  • 3. Стратегический план объединяет все направления работы кафедры в единое целое.

  • 4. Стратегический план — это долгосрочный укрупненный план работы кафедры.

  • 5. Стратегический план обеспечивает совместимость всех планов кафедры.

  • 6. Стратегический план дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности кафедры.

  • • Что представляют собой кафедра и ее работа сегодня?

  • • Каковы наши услуги и продукты, функции, рынки, наши позиции?

  • • Какими они должны стать завтра, через 5— 15 лет?

  • • Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей? Стратегический план должен иметь результатом своей реализации:

  • • формирование и наращивание вполне определенного и безусловно позитивного имиджа кафедры на всех уровнях — университет, город, регион России, Российская Федерация, за рубежом;

  • • развитие услуг и продуктов кафедры;

  • • позитивное, управляемое развитие рынка услуг и продуктов кафедры.

Стратегический план должен быть многоуровневым документом:

  • • корпоративным — относящимся к кафедре в целом, с учетом интересов УЗа;

  • • ассортиментным — по видам услуг и продуктов;

  • • функциональным — по функциям, разновидностям деятельности и комплексов действий по обеспечению решения задач, поставленных на предыдущих уровнях.

Стратегический план развития кафедры должен отражать следующие позиции:

  • 1) миссия — предназначение кафедры: зачем она создана, какую роль играет в развитии УЗа;

  • 2) потенциал кафедры — наличие ресурсов, их структура, возможности и условия использования и пополнения;

  • 3) сильные и слабые стороны кафедры;

  • 4) возможные ограничения развития: внутренние и внешние;

  • 5) основные приоритеты — предпочтения в выборе и разработке решений.

Стратегические приоритеты развития кафедры должны устанавливаться по разным направлениям и могут быть следующими:

  • • в сфере образовательной деятельности:

    • - использование современных образовательных технологий в учебном процессе;

    • — оперативный учет в образовательном процессе изменений требований, предъявляемых к специалистам, выпускаемым кафедрой, государством, предприятиями и организациями КР;

    • - выход на рынок образовательных услуг с востребованными обществом специалистами, обладающими конкурентными преимуществами;

  • • в сфере научной деятельности:

  • - развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствующей области знаний;

  • — подготовка кадров средней специальной квалификации;

  • - открытие новых специальностей и направлений подготовки специалистов — СПО;

  • • в сфере прикладных исследований в области финансово-экономической деятельности:

  • — оказание платных услуг по подготовке и переподготовке кадров;

  • — получение дополнительного финансирования на основе хоздоговоров с организациями финансового рынка;

  • 6) финансирование: потребности и источники;

  • 7) прогнозирование состояния внешней среды;

  • 8) тенденции управляемых изменений развития кафедры — комплекс необходимых изменений, рассматриваемый в последовательности и во времени.

Структура стратегического плана развития кафедры может включать ряд разделов, в каждом из которых должны быть указаны потенциал, сильные и слабые стороны, возможные ограничения развития, основные приоритеты, прогнозы и тенденции развития. Такими разделами могут быть, например:

  • 1. Предисловие.

  • 2. Описание кафедры.

  • 3. Стратегия развития профориентационной работы кафедры.

  • 4. Стратегия обновления услуг: открытие новых специальности подготовки, разработка инновационных образовательных технологий и др.

  • 5. Стратегия развития учебного процесса.

  • 6. Стратегия развития научно-исследовательской работы.

  • 7. Стратегия развития воспитательной работы.

  • 8. Стратегия развития социальной работы.

  • 9. Стратегия материально-технического обеспечения деятельности кафедры.

  • 10. Стратегический экономический план развития.

  • 11. Стратегия маркетинга.

  • 12. Стратегия международной деятельности.

  • 13. Стратегия развития системы менеджмента качества кафедры.

  • 14. Организация реализации стратегии.

  • 15. Приложения.

В предисловии отражаются сущность и предназначение разработанного стратегического плана развития кафедры как документа, включающего в себя разработки, которые проводятся на кафедре с целью поиска ответов на вопросы, возникающие в связи с необходимостью модификации СПО в новых социально-экономических условиях.

В разделе «Описание кафедры» следует рассмотреть основные этапы развития кафедры и показать, что представляет собой кафедра в настоящее время. Здесь также отражается видение, миссия и общие цели развития кафедры.

Миссия кафедры может быть, например, следующей:

«Приумножая традиции института, используя новейшие образовательные технологии и достижения науки, кафедра призвана готовить квалифицированных специалистов в области обслуживание, активно участвовать в производстве, распространении и использовании новейших прикладных знаний в области обслуживания в социальных и экономических системах в целях развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности общества, основанного на знаниях. Данная миссия реализуется путем формирования интеллектуальной элиты общества в области обслуживания. Достижение и закрепление этого статуса обеспечивается глубокой интеграцией кафедры в образовательное пространство».

Общие цели развития кафедры могут отражать следующие позиции:

  • • обеспечить развитие управленческой науки, создать новые специальности обслуживания, существенно расширить сферу и масштабы прикладных научных исследований в области обслуживания, превратить исследования в органическую часть образовательной деятельности кафедры;

  • • формировать уровень и лучшие образцы СПО;

  • • превратить кафедру за годы реализации стратегии в кафедру преимущественно баклаврият, магистерского и аспирантского циклов. Готовить высококвалифицированные кадры обслуживания, конкурентоспособные на современном рынке труда, обладающие необходимыми компетенциями, фундаментальными теоретическими знаниями, мировоззренческим мышлением, методами целеполагания и анализа;

  • • сохранить и укрепить позиции кафедры;

  • • реализовать принцип непрерывного образования, расширив число программ дополнительного образования;

  • • осуществить внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.

Раздел стратегического плана «Стратегия развития профориентационной работы кафедры» может включать такие позиции:

  • • создание рекламной печатной и видеопродукции, сайта кафедры с актуальной информацией о работе кафедры, участии в ассоциациях, олимпиадах, проектах;

  • • расширение связей со специализированными гимназиями, лицеями, школами, колледжами, привлечение школьников к участию в олимпиадах, днях открытых дверей;

  • • преподавание на подготовительных курсах основ той дисциплины, которая на кафедре является специализирующей.

Раздел стратегического плана «Стратегия развития учебного процесса» является одним из основных для кафедры. Здесь следует отразить:

  • • сохранение традиций образовательных школ, непрерывную работу над тем, чтобы читаемый курс был интересным, современным, конкурентоспособным, глубоким;

  • • освоение и использование опыта зарубежных УЗов в организации учебного процесса, образовательных технологиях, позиционировании и продаже образовательных услуг;

  • • повышение рейтинга кафедры за счет количества выпускников, востребованных в зарубежных фирмах и фирмах с участием зарубежного капитала;

  • • использование материалов, размещенных на сайтах ведущих университетов и фирм, свободных для доступа, при составлении лекций, слайдов, тест-вопросов, лабораторных работ;

  • • лицензирование программы подготовки баклаврият и магистров;

  • • освоение рынков сертификации предоставленных образовательных услуг, лицензий;

  • • реализацию и внедрение открытой электронной системы учебнометодической базы кафедры с возможностью свободного доступа студентов;

  • • непрерывную издательскую деятельность и публикации, подготовку учебных пособий и др.

В разделе «Стратегия развития научно-исследовательской работы» следует показать направления развития кафедры в области развития определенной отрасли науки, которая для кафедры является основополагающей. В частности, могут быть отражены следующие направления:

  • • организация конференций на уровне общепринятых стандартов, приглашение лучших ученых из других УЗ, представителей учреждений и УЗ;

  • • интеграция кафедры в перспективные ассоциативные формы бизнеса;

  • • разработка инструментария позиционирования и продажи результатов научной деятельности кафедры на рынках интеллектуальных услуг;

  • • формирование устойчивых кооперационных связей между научными направлениями кафедры, с одной стороны, и отечественными и зарубежными научными и научно-производственными структурами СПО;

  • • подготовка монографий, научных статей;

  • • расширение спектра научных исследований на основе формирования специализированных лабораторий.

Раздел «Стратегия развития воспитательной работы» — неотъемлемая часть стратегического плана развития кафедры, так как при комплексной проверке УЗа в настоящее время оценка воспитательной работы является одним из базовых показателей. Стратегия развития воспитательной работы может включать:

  • • формирование и развитие творческого потенциала студентов;

  • • создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения;

  • • формирование системы студенческого самообслуживания;

  • • мониторинг социально-культурных проблем студенчества, оказание консультативной и психологической помощи.

В разделе «Стратегия развития социальной работы» отражаются направления улучшения жизнедеятельности сотрудников кафедры на рабочем месте. В частности, здесь может быть предусмотрено развитие креативного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры за счет:

  • • улучшения ресурсной базы;

  • • защиты докторских и кандидатских диссертаций;

  • • повышения рейтинга ученых, преподавателей кафедры — путем увеличения количества ссылок на него в средствах информации (Internet, телевидение, газеты, журналы, конференции),

  • • участия в международных проектах;

  • • повышения уровня научных исследований;

  • • создания технологичной и организационной инфраструктуры на кафедре для обеспечения качества научного, учебного процессов и отдыха сотрудников (ремонт, мебель, Internet, Intranet, факс, телефоны, ксерокс, E-mail, холодильник, Cooler, Notebook, мультимедиа проектор, электронная система доступа в лабораторию) и др.

В разделе «Стратегия материально-технического обеспечения деятельности кафедры» могут быть предусмотрены следующие позиции:

  • • обеспечение соответствия характеристик материально-технической базы кафедры требованиям учебного процесса на основе постоянной модернизации;

  • • создание специализированных компьютерных центров и др. Раздел «Стратегический экономический план развития» может предусматривать такие направления:

  • • набор студентов для обучения на платной основе;

  • • заключение хоздоговоров с предприятиями;

  • • участие в конкурсах проектов для получения финансируемых грантов и др.

Говоря о развитии маркетингового направления на кафедре, необходимо упомянуть о разработке раздела «Стратегия маркетинга» и интеграции маркетинга в приоритетные и стратегические интересы кафедры в целом, так же как и каждого направления ее деятельности в отдельности. Только в этом случае можно говорить об успехе маркетингового развития. Одним из первых важнейших шагов в построении маркетинговой стратегии кафедры является, с одной стороны, внутреннее единство и важная роль всех направлений в маркетинговом развитии кафедры, с другой стороны, развитие коммуникации со студентами (как первичными потребителями услуг кафедры) — внимание к их потребностям и интересам позволяет постоянно актуализировать маркетинг кафедры.

Раздел «Стратегия международной деятельности кафедры» может отражать следующие моменты:

  • • сотрудничество с международными и зарубежными национальными фондами и участие в программах в области образования и науки;

  • • участие в программах обмена опытом по внедрению Болонского процесса;

  • • включение преподавателей в образовательные процессы за рубежом;

  • • создание совместных образовательных центров;

  • • формирование баз для практики за рубежом.

В разделе «Стратегия развития системы менеджмента качества кафедры» следует отразить:

  • • формирование новых подходов к менеджменту качества образовательной деятельности кафедры;

  • • разработка механизмов реализации системы менеджмента качества;

  • • разработка методических и нормативных документов, регламентирующих проведение этой деятельности.

Раздел «Организация реализации стратегии» должен включать механизмы, которые позволят реализовать разработанные стратегии по каждому из направлений развития кафедры.

Оценить результативность стратегического плана можно по следующим направлениям: преподавательский состав; качество подготовки специалистов; методическое обеспечение учебного процесса; использование вычислительной и организационной техники в научном процессе; научная база учебного процесса; потребители образовательных услуг — направления, профили, специальности и специализации; система обслуживания; учебные помещения и эстетика УЗа.

Для мониторинга реализации стратегического плана на кафедре могут быть предусмотрены определенные критерии:

  • 1) качество учебного процесса:

    • • соответствие учебных планов .

    • образовательным стандартам ;

    • • согласование трудоемкости учебных практик;

    • • обеспеченность стабильными базами практик;

    • • качество учебных занятий и др.;

  • 2) качество научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава:

    • • научные гранты;

    • • научные программы;

    • • хоздоговорные темы;

    • • студенческие научные публикации;

    • • студенческие научные гранты;

    • • участие студентов в хоздоговорных работах;

  • 3) качество профессорско-преподавательского состава (ППС):

    • • должности ППС;

    • • средний возраст преподавателей по должностям;

    • • научная активность преподавателей;

  • • методическая активность;

  • • повышение квалификации ППС;

  • 4) качество информационного обеспечения учебного процесса:

    • • обеспеченность дисциплин учебными электронными материалами;

    • • обеспечение доступа в Интернет;

    • • качество компьютерных сетей;

  • 5) качество материально-технического обеспечения учебного процесса:

    • • обеспеченность помещениями;

    • • лабораторное обеспечение;

    • • обеспечение специально оборудованными аудиториями.

По остальным разделам стратегического плана развития кафедры также могут быть предусмотрены различные критерии в зависимости от направленности кафедры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!