СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии работы с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю фрагменты уроков, на которых были применены различные стратегии работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Стратегии работы с текстом»

Тема 4. Метакогнитивные стратегии

Метакогнитивные стратегии относятся к разным видам, типам и жанрам текстов и относятся к группе общеучебных. В эту группу мы отнесли стратегию компрессии текста ( G-S-R)и стратегию, суммирующую отношение к нему (Синквейн), общеучебную стратегию, которую используют до, во время и после чтения текста (Знаю-Хочу узнать-Узнал) и стратегию развития словаря (Обзор словаря).

ПРИМЕРЫ (Русский язык,5 класс, научный текст «Подлежащее и сказуемое», МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный)

Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, детям предлагается написать синквейн о главных членах предложения. Сначала вспоминаем, что такое синквейн и как он строится (Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

(Примеры: Подлежащее,

Главное, необходимое,

Называет, указывает, сообщает,

Ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

Сказуемое,

Главное, содержательное.

Действует, выражает, обозначает,

Грамматическая основа предложения.

Глагол.



ПРИМЕРЫ (Русский язык, 5 класс, научный текст «Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения», МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный)

 Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




После определения темы урока, обучающиеся чертят в тетрадь таблицу З-Х-У (можно на отдельной доске, по ходу записывая все, что вспоминают ребята).

Затем записать все, что удалось вспомнить о подлежащем и сказуемом, при этом можно совещаться с соседом по парте.  Проверка записей (по группам, по очереди)

Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем? Исследование (разбор предложений).

1.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)

2. У кухни, под окном, на солнышке Полкан с Барсом, лежа, грелись. (И.Крылов)

3. И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

Вывод. Подлежащее может быть выражено сочетанием слов.


Стратегия «РАФТ»

ПРИМЕРЫ (Русский язык, 8 класс, научный текст, тема «Диалог», МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный)

Познакомившись с научным текстом по данной теме, обучающим предлагают проиграть с помощью стратегии РАФТ (Р-роль, А-аудитория, Ф - форма, Т – тема) данную тему. Обучающиеся делятся на группы, им нужно составить диалог.

Роль – учитель,

Аудитория – учащиеся,

Форма – диалог,

Тема – подготовка к экзаменам.


Тема 1 Стратегии предтекстовой деятельности

Стратегии предтекстовой деятельности вошли в практику обучения в качестве ориентировочной основы деятельностного подхода. Они нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и слов, на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным стратегиям относятся: Мозговой штурм, Ориентиры предвосхищения содержания текста, Глоссарий, Рассечение вопроса, Предваряющие вопросы.


Стратегия «Антиципация»

ПРИМЕРЫ (Литература, 8 класс, художественный текст А.П. Платонова «Возвращение», МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный)

Цель антиципации: подготовить к восприятию произведения, пробудить интерес к содержанию рассказа, развивать воображение учащихся.

Пытаемся с учащимися предугадать, о чем пойдет речь в этом произведении. А также записываем, какие ассоциации возникают у обучающихся, когда они слышат слово «возвращение» (возвращение домой, возвращение откуда-то, дом, семья, любовь, разлука и т.д.).

Все фиксируется, для того чтобы расставить нужные акценты после прочтения произведения.

Стратегия «Верные и неверные утверждения»

ПРИМЕРЫ (Русский язык, 8 класс, научный текст, тема «Предложения со вставными конструкциями», МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный)

Стратегию «Верные и неверные утверждения» («Верите ли вы…») можно использовать как в предтекстовую, так и послетекстовую.

В начале урока ребятам предлагается таблица, где они должны поставить «-» или «+» в зависимости от того, согласны с утверждением или нет.

После работы с правилом (научным текстом) обучающиеся проверяют, совпали ли их предположения с информацией учебника.

Вот так может выглядеть таблица:

№ п/п

Утверждение

До чтения

После чтения

1.

Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения, поправки



2.

Вставные конструкции могут быть распространенными и нераспространенными



3.

Вставные конструкции являются членом предложения



4.

Вставные конструкции могут занимать любое место в предложении



5.

В предложении выделяются запятыми и тире.



6.

Произносятся с выделительной интонацией.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!