СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегия РАФТ как способ развития критического мышления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС  и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления. В своей работе я хочу отметить  прием – стратегию РАФТ. Ученикам часто не легко говорить от себя, и этот прием как раз помогает им преодолеть эту трудность.

Просмотр содержимого документа
«Стратегия РАФТ как способ развития критического мышления»

Стратегия РАФТ как способ развития критического мышления



Как известно новый ФГОС требует от учителей современный подход к планированию урока. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Составляющими процесса критического мышления являются наблюдение, интерпретация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, логика.



Два основных компонента критического мышления:

  1. Диспозиция (искать основание для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию)

  2. Навыки и умения (выявлять аргументы, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов)

И отправным пунктом критического мышления является информация.

Широко распространенные приемы развития критического мышления, построенные на восприятии визуальной информации – это кластер и синквейн. Они уже давно вошли в работу учителя.

В своей работе я хочу отметить чуть менее распространенный прием – стратегию РАФТ. Ученикам часто не легко говорить от себя, и этот прием как раз помогает им преодолеть эту трудность.

Рассмотрим подробнее стратегию РАФТ.

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто сможет раскрыть заданную тему

Для кого вы создаете свой текст

Выбор жанра, формы повествования

Тема того, о чем вы будете создавать текст



Этапы подготовки урока:

I этап – выбрать интересную тему. 
Пример: «Стили речи» (Русский язык), «Григорий Распутин. Рассказ «Уроки французского» (Литература - 6 класс), «Гоголь, Роман «Мертвые души» (Литература – 9 класс)

II этап – знакомим обучающихся с табличкой РАФТ

III этап – Определяем возможные роли, задействованные в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку.

Роль

Одноклассник

Родитель

Журналист

Актер



IV этап –Определяем возможную аудиторию, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).

Аудитория

Герой произведения

Слушатели по радио

Судья

Зрители в театре

Блогер



V этап –Определяем возможные жанры. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).

Форма

Письмо

Запись в личном дневнике

Сводка новостей

Жалоба

Петиция

Блог в социальной сети



VI этап –Определяем тематику письменных текстов, то есть главные идеи, которые будут затронуты в них.

Тема

Что бы вы посоветовали герою произведения в данной ситуации?

Жалоба на поведение героя произведения

Петиция о запрете мобильных телефонов на уроке

Новости за неделю



VII –  Учащиеся делятся на группы (можно в парах), распределяют роли и приступают к написанию текстов.

VIII – Работа учащихся с текстами, параграфами, источниками, дополнительными материалами, фильмами, художественными тестами. 
IX – По завершении этого задания предлагаем самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты.

Учитель слушает и вместе с учениками обсуждает: достигнута ли цель урока. Делаем выводы.

Также данный прием можно задать в качестве домашней самостоятельной работы.



Плюсы приема РАФТ:

  1. Готовность к импровизации

  2. Анализ своих поступков, развитие эмпатии

  3. Форма высказывания от 3 лица снимает страх перед самостоятельным высказыванием.

  4. Можно использовать на любом предмете (метапредметность и межпредметность)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!