Стратегия РАФТ как способ развития критического мышления
Как известно новый ФГОС требует от учителей современный подход к планированию урока. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Составляющими процесса критического мышления являются наблюдение, интерпретация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, логика.
Два основных компонента критического мышления:
Диспозиция (искать основание для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию)
Навыки и умения (выявлять аргументы, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов)
И отправным пунктом критического мышления является информация.
Широко распространенные приемы развития критического мышления, построенные на восприятии визуальной информации – это кластер и синквейн. Они уже давно вошли в работу учителя.
В своей работе я хочу отметить чуть менее распространенный прием – стратегию РАФТ. Ученикам часто не легко говорить от себя, и этот прием как раз помогает им преодолеть эту трудность.
Рассмотрим подробнее стратегию РАФТ.
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Роль | Аудитория | Форма | Тема |
Для определения роли следует выяснить, кто сможет раскрыть заданную тему | Для кого вы создаете свой текст | Выбор жанра, формы повествования | Тема того, о чем вы будете создавать текст |
Этапы подготовки урока:
I этап – выбрать интересную тему.
Пример: «Стили речи» (Русский язык), «Григорий Распутин. Рассказ «Уроки французского» (Литература - 6 класс), «Гоголь, Роман «Мертвые души» (Литература – 9 класс)
II этап – знакомим обучающихся с табличкой РАФТ
III этап – Определяем возможные роли, задействованные в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку.
Роль | Одноклассник Родитель Журналист Актер |
IV этап –Определяем возможную аудиторию, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
Аудитория | Герой произведения Слушатели по радио Судья Зрители в театре Блогер |
V этап –Определяем возможные жанры. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
Форма | Письмо Запись в личном дневнике Сводка новостей Жалоба Петиция Блог в социальной сети |
VI этап –Определяем тематику письменных текстов, то есть главные идеи, которые будут затронуты в них.
Тема | Что бы вы посоветовали герою произведения в данной ситуации? Жалоба на поведение героя произведения Петиция о запрете мобильных телефонов на уроке Новости за неделю |
VII – Учащиеся делятся на группы (можно в парах), распределяют роли и приступают к написанию текстов.
VIII – Работа учащихся с текстами, параграфами, источниками, дополнительными материалами, фильмами, художественными тестами.
IX – По завершении этого задания предлагаем самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты.
Учитель слушает и вместе с учениками обсуждает: достигнута ли цель урока. Делаем выводы.
Также данный прием можно задать в качестве домашней самостоятельной работы.
Плюсы приема РАФТ:
Готовность к импровизации
Анализ своих поступков, развитие эмпатии
Форма высказывания от 3 лица снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
Можно использовать на любом предмете (метапредметность и межпредметность)