СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья помогает понять, как лучше приучить подростка  хорошо и вдумчиво читать, читать с удовольствием, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, искать любимые произведения, уметь выделять главное везде и во всем – будь то художественная, философская литература или учебник.

Просмотр содержимого документа
«Стратегия смыслового чтения на уроках литературы»

Стратегия смыслового чтения и умение задавать вопросы при работе с текстом

Толмачева Марина Геннадьевна,

МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», Ангарск

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам..» (Д.С. Лихачев). «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности.» И. Кант. Эти мысли великих ученых дают возможность убедиться в том, что в современных условиях, когда учитель втиснут в рамки Профстандарта, ЕГЭ, ФГОС – основное назначение Учителя – приучить подростка хорошо и вдумчиво читать, читать с удовольствием, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, искать любимые произведения, уметь выделять главное везде и во всем – будь то художественная, философская литература или учебник.

Сегодня особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения при работе с текстом, поэтому ориентир на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие с помощью исторической, филологической, естественнонаучной литературы – одна из ключевых задач учителя. Формирование интереса к книге и потребность в систематическом чтении литературных, исторических, географических произведений – это залог понимания того, что любой текст требует вдумчивого чтения. Одним из требований к образовательному процессу сегодня является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

К сожалению, одной из задач современного образования является развитие только функциональной грамотности (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения), поэтому важно привить ученикам мысль о том, что например, вопросы о смысле жизни являются «сквозными» на всех предметах и во все времена, начиная от древнерусской живописи и классической литературы и вплоть до последних современных исследований о космических цивилизациях. И.А. Гончаров писал, что основной задачей искусства и литературы является «довершение воспитания и совершенствование человека».

На уроках литературы, истории, географии с помощью текстов великих ученых можно прививать детям не только навыки смыслового чтения, но и важные духовные ценности. Например, короткие притчи, эссе, рассказы о проблемах поиска смысла жизни помогают формировать категории Добра, Любви, Справедливости. На уроках истории и литературы хорошо использовать статьи Е. Трубецкого «Спор о жизненном пути», И.А Гончарова «Сильнее всякой морали», Н. Лескова «Отчего на свете доброе не ладится?», Л. Толстого «А для чего жить –то?», А.П. Чехова «Жизнь в вопросах и восклицаниях», Н. Бердяева «Назначение человека», Д.С. Лихачева «Родина», В. Дегтева «Аморальный приказ», А. Лиханова «Последние холода» и др.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется уже в первом десятилетии жизни, тогда же решается вопрос: будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Организация чтения подростков в школе – процесс творческий, потому что сегодня гораздо большим интересом пользуются компьютерные сети, игры, блоги.. Читательский опыт приобретается тоже позже, но учителю важно привить мысль, что «художественное произведение, обладая достоинствами эстетического воздействия на читателя, не имеет возрастных границ, поэтому может быть интересно и взрослым, и детям. Книга помогает понять друг друга» (Е. Галицких).

Сегодня ученик должен при написании выпускного сочинения показать свое мировоззрение, нравственную платформу, начитанность, осведомленность в основных проблемах современной жизни. Он должен уметь обстоятельно аргументировать тезисы на основе двух литературных произведений, при этом упоминать имена, микротемы, значимые детали, - все то, что свидетельствует о хорошем знании текстов обоих произведений. Мы должны научить выпускника осмысливать поставленную перед ним проблему сквозь призму любого научного, публицистического, литературного произведения, через героев и события, а не просто аргументировать свои суждения ссылками на текст. Необходимо уметь поставить продуктивные и репродуктивные вопросы при анализе работы с текстом, т.к. «…интеграция содержания обучения предметов, объединенных одним объектом изучения, например, русской словесности и литературы, способствует развитию творческого потенциала школьников как пути освоения нового культурно - образовательного пространства», - писал Б. Вышеславцев.

В. Распутин, проза которого и есть духовное завещание нам, сибирякам, призывал: «Еще в к. XIX в. Сибирь считалась краем заповедного, без всяких помех процветающего невежества и недоступного бескультурья…Здесь есть, конечно, верное наблюдение, но лишь в той части, которая связана с внешней стороной нелегкой сибирской жизни» Призывом к раздумью звучат его слова: «Русский язык, отечественная словесность и отечественная история – когда бы оберечься этим триединством в их нераздельности, да еще с молитвой, - встали бы мы на путь спасения… И кто бы мог представить, что пройдут годы, и мы, не покидавшие Родины, будем так же тосковать о России посреди России, хвататься за нее, гонимую, искать заклинающие слова и замолкать в отчаянии». С болью читаем его строки: «И все это было бы ничего, не опасно и никакого вреда нашему языку принести не могло бы… Если бы мы читали. А читают все меньше… если бы, как в чистилище, заглядывали мы в книгу безупречной чистоты … Чтение доброго и прекрасного, вздымающего душу, - это тоже молитва, пусть и мирская, но совсем близкая к божьей…»

Научить читать вдумчиво, со смыслом, задавать себе внутренние вопросы – в этом заключена задача учителя. У чело­века, испытывающего интерес к чтению, обязательно появится желание исследовать, расширить читательский опыт, сопереживать и тем самым по­лучать удовольствие и от чтения, и от поиска своего места в жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!