Просмотр содержимого документа
«"Стратегии смыслового чтения в начальной школе"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Известковый
Амурского муниципального района Хабаровского края
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работу выполнила:
Рыжкова Н.В.,
учитель начальных классов
Стратегии предтекстового этапа
- «Мозговой штурм»;
- «Глоссарий»;
- «Ориентиры предвосхищения»;
- «Батарея вопросов»;
- «Предваряющие вопросы»;
- «Рассечение вопроса»;
- «Алфавит за круглым столом»;
- «Соревнуемся с писателем».
«Мозговой штурм»
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Учитель обращается к обучающимся с вопросом: «Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?»
- Учитель фиксирует все называемые обучающимися ассоциации.
- Учитель предлагает прочитать текст и выяснить справедливы ли высказанные предположения обучающихся.
«Предваряющие вопросы»
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Алгоритм работы
1. Учитель просит обучающихся: «просмотрите текст быстро». (Просмотровое чтение)
2. Учитель задает вопрос: «Сможет ли Денис использовать мишку вместо боксёрской груши?
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Алгоритм работы:
Учитель предлагает обучающимся прочитать заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Например:
«Про девочку, которая нашла своего мишку»
Стратегии текстового этапа
- « Чтение в кружок» («попеременное чтение»);
- «Чтение про себя с вопросами»;
- «Чтение про себя с пометками»;
- «Чтение про себя с остановками»;
«Чтение в кружок»
Алгоритм работы:
- Обучающиеся начинают по очереди читать текст в единственном экземпляре по абзацам. Задача – читать с пониманием. Задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он текст.
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысление текста во время чтения.
Алгоритм работы:
Обучающиеся читают текст с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
Стратегии послетекстового этапа
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста»
- «Тайм-аут»
- «Проверочный лист».
- «Отношение между вопросом и ответом»
.
«Проверочный лист»
Проверочный лист «Краткий пересказ»
«Чтение про себя с пометками»
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Учитель предлагает обучающимся во время чтения текста делать на полях пометки.
+
-
СОГЛАСЕН
!!
НЕ СОГЛАСЕН
ТРЕБУЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ
«Отношение между вопросом и ответом»
Суть стратегии: ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
ЧТЕНИЕ БЕЗ УМЕНИЯ – НЕ ПОЛЬЗА, А ВРЕД !
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxkaXN0YW50bmFjaGFsa2F8Z3g6Yjc1ZmUwNDQ5MGRjMGE3
2. https://drive.google.com/file/d/0B2HdolAuL_x1cmFTcUVPajBjOGM/view
3. https://sites.google.com/site/distantnachalka/razdel-2
4. https://drive.google.com/file/d/0B2HdolAuL_x1bGdQZkg0MGxoWlU/view