СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегия "Чтение с пометками".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из стратегий современной педагогической технологии" Развитие критического мышления", цель которой — помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, является стратегия "Чтение с пометками", которую я применяю на уроках окружающего мира и при чтении информационных текстов.

Просмотр содержимого документа
«Чтение с пометками»

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн



Стратегия ИНСЕРТ («Чтение с пометками»)

Данная учебная стратегия была разработана Л.Л.Вогэн и Т.Х.Эстес. Аббревиатура ИНСЕРТ – это «калька» с английского I.N.S.E.R.T., что примерно можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.

Все мы знаем, что нужно учить детей читать, выполняя пометки в тексте или на листочке, но как это сделать, чтобы процесс разметки был естественным и понятным? Как сделать так, чтобы при этом развивалось умение работать с информацией, критически ее осмысливать? Для этой цели и предназначена стратегия ИНСЕРТ (для детей и тех, кто не любит заимствованные слова можно называть ее «Чтение с пометками»).

Требования к тексту

Эта стратегия подходит для информационно-насыщенных текстов, связанных с окружающим миром, историей, биологией, географией и т.п.

(Учащиеся должны перед началом работы хоть что-то знать по предложенной теме.)

Описание стратегии ИНСЕРТ

1. После краткого введения попросите учащихся индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией и составить некую «гроздь» (или «кластер»*), в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.

2. На доске, всем классом мы составляем общую «гроздь», общий кластер по данной теме. Это – не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Те эллипсы, содержание которых вызвало споры, можно отметить знаком вопроса. Необходимо обсудить, какие темы для нас являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание можно объединить.

3. Теперь настало время почитать текст. Предлагаем детям следующую систему разметки:

«V» - знаю. (мне это было известно ещё до чтения текста).

«+» – узнал что-то новое! (абсолютно новая информация).


«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» – возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете.

Попросите детей делать пометки по мере необходимости и не слишком часто использовать «галочку». Если вы не хотите, чтобы дети ставили галочки и плюсики прямо в книге, предложите им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

4. После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:

 

+

 

 

?

 

5. Обсудите результаты заполнения таблиц и скорректируйте общую «гроздь» на доске.

Данный приём не только помогает учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. На стадии рефлексии дети, используя заполненные таблицы, легко отвечают на вопросы: «Что нового вы узнали из текста?», «С чем бы вы поспорили?».

В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».

* Англ. cluster – пучок, группа, гроздь.

Урок чтения М. Пришвин «Какие бывают дожди».

Этап : актуализация знаний перед началом чтения текста. Какие дожди вы знаете? Составление на доске «кластера».





















Этап : Чтение текста с пометками, заполнение таблицы.















Этап: Составление «кластера» в группе.



























Этап: Корректировка первоначального «кластера «на доске.





Этап : Выступление от групп.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!