СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегия направлена определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей

Просмотр содержимого документа
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  (2015 – 2025)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)

«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В. В. Путин

«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

В. В. Путин

 СТРАТЕГИЯ направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гра жданск ая идентичность, патриотизм, о тветс твенная жизненная позиция. призвана Консолидиров-ать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства. ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

СТРАТЕГИЯ

направлена

на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гра жданск ая идентичность, патриотизм, о тветс твенная жизненная позиция.

призвана

Консолидиров-ать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.

утверждает

главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности.

закладывает

основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

ориентирована

на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

Цель Стратегии:  Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и градаций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и градаций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

 Задачи стратегии создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации; сформировать социокуль-турную инфраструктурусодействую-щую успешной социализации детей и интегрирую-щую воспитатель-ные возможности образователь-ных, культурных, спортивных, научных, познаватель-ных, организаций обеспечить равный  доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограничен-ными возможностя-ми здоровья.

Задачи стратегии

создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

сформировать социокуль-турную инфраструктурусодействую-щую успешной социализации детей и интегрирую-щую воспитатель-ные возможности образователь-ных, культурных, спортивных, научных, познаватель-ных, организаций

обеспечить равный

доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограничен-ными возможностя-ми здоровья.

Приоритеты государственной политики в области воспитания:

воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья.

воспитание языковой культуры детей;

развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ. бизнес-сообществ)

Поддержка семейного воспитания: содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности; сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России; популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;

Поддержка семейного воспитания:

содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;

сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;

популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций; расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время; поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;

содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования:

1.обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

2.содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;

3.полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;

4.расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учетом его потребностей, интересов и способностей;

5.совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие, форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, обшественно- полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования

6.развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов: создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение); содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве; применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;

применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания: улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей: поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях; широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей:

поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;

широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций : Гражданское и патриотическое воспитание: формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к сохранению и развитию: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции. гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического;

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций :

Гражданское и патриотическое воспитание:

формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к сохранению и развитию:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции. гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического;

Духовно-нравственное развитие: воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности; формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями; расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное развитие:

воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;

формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Приобщение детей к культурному наследию: создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек; создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Приобщение детей к культурному наследию:

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;

совершенствование деятельности библиотек;

создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

 Физическое развитие и культура здоровья: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек; формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.

Физическое развитие и культура здоровья:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;

распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:  воспитание у детей уважения к труду, людям груда, трудовым достижениям и подвигам; формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

воспитание у детей уважения к труду, людям груда, трудовым достижениям и подвигам;

формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:  Становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Экологическое воспитание:

Становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Ожидаемые результаты Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить: значимость воспитания в общественном сознании; укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества; повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной па координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспи- тательной деятельности; доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

значимость воспитания в общественном сознании;

укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной па координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспи-

тательной деятельности;

доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей; укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений; развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания; повышение уровня информационной безопасности детей;

разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;

повышение уровня информационной безопасности детей;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!