СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы стратегии смыслового чтения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегия смыслового чтения. Приемы ССЧ. Предназначена для учителей любого предиета. 

Просмотр содержимого документа
«Приемы стратегии смыслового чтения.»

Стратегия «Глоссарий».
Цель: актуализация словаря, связанного с темой.

Ход работы.

1.Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом

2.Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Стратегия «Батарея вопросов».

Цель: припоминание важной информации, касающейся темы текста.

  • Когда и где произошло рождение кино?

  • Кто является основателем кинематографа?

  • С какими техническими идеями связано появление кино?

  • Что показывали?

  • Откуда вам все это известно? И т.д.

Стратегия « Предваряющие вопросы»

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.

  • Прочитайте текст быстро

  • Ответьте на вопрос, заданный в названии текста

Стратегия «Чтение в кружок».
Цель: проверка понимания читаемого вслух текста.

  • По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону.

  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.

  • ( Первым всегда читает преподаватель, затем передает текст первому слушателю, …второму и т.д.)

Стратегия «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.

  • Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы ( одни ? Направлены на проверку понимания, другие- на прогноз содержания последующего отрывка)

  • Данная стратегия особенно эффективна в работе со слабо читающими учащимися

Методика работы.

  • Учитель предварительно работает с текстом, разбивая его на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.

  • Далее учитель проводит индивидуальное занятие со слабо читающими детьми до урока со всем классом.

  • Помимо этого консультант (хорошо читающий ученик) может также помогать такому ученику на уроке справиться с текстом.

Стратегия «Чтение про себя с пометками».

Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. (Работа с научными текстами).

Читатель делает на полях заметки

+ понял - не понял ? надо обсудить

+ согласен - не согласен !! надо обсудить

Ход работы. (Работа в паре)

Чтение текста и одновременно отмечайте:

++соответствует тому, что знаю;

-- противоречит тому, что знаю;

+ новое

? Надо обсудить

Прочитав статью, посмотри на пометки.

  • Сделай таблицу (работа в паре).

  • Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что противоречит? Что узнал нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?

  • Групповое обсуждение статьи: что вам известно? Что узнали нового? Интересным? О чём хотели бы получить больше информации?

«Тайм – аут»
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе.

Ход работы.

  • Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.

  • Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.


Работа с текстом до чтения.

  • Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.


Ход работы.

  • 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

  • 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

  • Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.


II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

Ход работы.


  • . Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

  • 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

  • 3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.

  • 4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

  • 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?


Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").

  • Ход работы.

  • 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

  • 2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

  • 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

  • 4. Выполнение творческих заданий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!