Просмотр содержимого документа
«Приемы стратегии смыслового чтения.»
Стратегия «Глоссарий».
Цель: актуализация словаря, связанного с темой.
Ход работы.
1.Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
2.Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Стратегия «Батарея вопросов».
Цель: припоминание важной информации, касающейся темы текста.
Когда и где произошло рождение кино?
Кто является основателем кинематографа?
С какими техническими идеями связано появление кино?
Что показывали?
Откуда вам все это известно? И т.д.
Стратегия « Предваряющие вопросы»
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Стратегия «Чтение в кружок».
Цель: проверка понимания читаемого вслух текста.
По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.
( Первым всегда читает преподаватель, затем передает текст первому слушателю, …второму и т.д.)
Стратегия «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы ( одни ? Направлены на проверку понимания, другие- на прогноз содержания последующего отрывка)
Данная стратегия особенно эффективна в работе со слабо читающими учащимися
Методика работы.
Учитель предварительно работает с текстом, разбивая его на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
Далее учитель проводит индивидуальное занятие со слабо читающими детьми до урока со всем классом.
Помимо этого консультант (хорошо читающий ученик) может также помогать такому ученику на уроке справиться с текстом.
Стратегия «Чтение про себя с пометками».
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. (Работа с научными текстами).
Читатель делает на полях заметки
+ понял - не понял ? надо обсудить
+ согласен - не согласен !! надо обсудить
Ход работы. (Работа в паре)
Чтение текста и одновременно отмечайте:
++соответствует тому, что знаю;
-- противоречит тому, что знаю;
+ новое
? Надо обсудить
Прочитав статью, посмотри на пометки.
Сделай таблицу (работа в паре).
Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что противоречит? Что узнал нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
Групповое обсуждение статьи: что вам известно? Что узнали нового? Интересным? О чём хотели бы получить больше информации?
«Тайм – аут»
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе.
Ход работы.
Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.
Работа с текстом до чтения.
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Ход работы.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
Ход работы.
. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.
4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Ш. Работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").
Ход работы.
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".
2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4. Выполнение творческих заданий.