СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение речной долины источники питания и режимы рек. Речной сток.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение речной долины источники питания и режимы рек. Речной сток.»

Дата---------

География 8 класс

Тема: Строение речной долины источники питания и режимы рек. Речной сток.

Тип урока: комбинированный с элементами интегрированного.

Оборудование: физическая карта, учебник «Родной край», фрагменты видеофильмов, контурные карты, макет реки. За наличием .

Контурные карты, рабочие тетради, учебники «Родной край».

Цель : углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.

Задачи :

повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частях реки; ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать с географической картой.

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правила поведения детей на воде.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: площадь поперечного сечения, скорость течения реки, расход воды в реке.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

 Учитель: Всем добрый день!

 Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока : Строение речной долины источники питания и режимы рек. Речной сток.

Учитель; - А что такое гидросфера?

Дети: - Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Учитель:- Мы будем сегодня говорить о гидросфере, а о какой ее части – узнаем, отгадав загадку.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)

Учитель:

- Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки. А. Голубицкая.



2.Изучениенового материала

Речные долины- продольные углубления на земной поверхности, сформирован­ные в результате эрозионно-аккумулятивной деятельности реки.

 Уклоном реки называют отношение падения реки (в сантиметрах) к ее длине (в километрах).

Элементы речной до­лины:русло, пойма, надпойменные террасы, коренные берега. 

Русло- наиболее низ­кая часть долины, занятая рекой в маловодные периоды года. 

Пойма- часть долины, заливаемая при самом высоком уровне воды. 

Террасы- относительно плоские участки долины, представляющие собой остатки пойм на предшествующих этапах развития долины.

Русло и пойма образуют дно долины, террасы и коренные берега - склоны до­лины.








Учитель: - А какие правила поведения на воде надо знать? Зачитаем стр. 36 учебника. Запомните! Надо всегда, зимой и летом, быть очень осмотрительными на воде.

Учитель: - Река имеет части, т. е. свои морфологические особенности. Какие из этих определений, вывешенных на доске вам уже известны?

Исток, устье, речная долина, водораздел, правые притоки, левые притоки, речная система, бассейн реки, уклон, падение реки.

Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемого речной долиной.

Пониженная часть речной долины, которая затапливается водой во время разливов, называется поймой.

Дети: - Надо встать по направлению течения реки, лицом к устью. Если притоки впадают слева, то это левый приток, а если справа – то правые.

Учитель: - Определите по карте, куда впадает р. Северский Донец и какие реки впадают в нее?

Дети: - р. Северский Донец – левый приток Дона, а наиболее крупные ее левые притоки реки: Красная, Айдар, Деркул. А кто помнит, кто и когда впервые описал р. Северский Донец, какое название ей дали?

Дети: - Греки, Танаис, еще в 111 – 1У вв до н.э..

Учитель: - А какие левые притоки Северского Донца вы бы могли назвать?

Дети: - Лугань, Луганчик.

Учитель: - А какие реки есть в окрестностях с.Дьяково ?

Дети: Наголная бассейн Миуса ,Юськина

( Дети подписывают на контурной карте правые и левые притоки р. Северский Донец)

Учитель: Реки подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения. А, как вы думаете, что является водоразделом р. Северский Донец?

Дети: - Донецкий кряж.

Учитель: - А какие реки, впадающие в Азовское море, отделяет Донецкий кряж от бассейна Северского Донца?

Находим их на карте и подписываем реки: Кальмиус

Учитель: - Реки бывают по характеру течения горные и равнинные. Как вы думаете, какой характер течения имеет река Северский Донец?

Дети: - Равнинный.

Физминутка.

Море волнуется раз море волнуеться два


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Выполнение звданий на определение уклона,падения ,поперечного сечения реки.

Задание 1

Учитель: - теперь мы перейдем к новым понятиям.Река Северский Донец берет начало в с. Лисички на Среднерусской возвышенности на высоте 337м, а ее устье лежит на высоте 82м. Разница в высоте истока и устья называется падением. Определите.

337 м – 82 м =255 мм

Разделив падение на длину реки, получим уклон реки.

255 м : 1053 км = 25500см : 1053 км = 24,2 см/км

Такая величина уклона характерна для равнинной реки.

Используя воды реки в народном хозяйстве важно знать расход воды в реке. Для этого надо площадь поперечного сечения реки умножить на скорость реки. Как определяют скорость течения реки, мы посмотрим





2 задание

Учитель: Площадь поперечного сечения реки можно узнать, определив площадь фигур поперечного сечения, состоящего из 2 – х треугольников и 1 прямоугольника. Площадь каждой фигуры определяем по рядам.

Площадь первого треугольника = 30м х 3м : 2=45 кв.м.

Площадь прямоугольника = 40м х 3м = 120 кв.м.

Площадь второго треугольника = 10м х 3м : 2 =15 кв. м.

Площадь поперечного сечения реки = 45 кв.м + 120 кв.м + 15 кв. м =180 кв. м

Из справочника мы знаем, что скорость течения р. Северский Донец в этом месте = 0,74 м/сек или 0,74 м/сек х 60сек =44,4 м/мин.

Узнаем расход воды 180 кв. м х 44,4м/мин =7992куб.м/мин. Для сравнения р. Ломоватка имеет около 17 куб .м/ мин.

Расход воды важно знать для того , чтобы знать сколько ее можно из реки взять. Той воды, которая находится в Северском Донце, для нужд населения не хватает. Кто знает, откуда подпитывается водой р. Северский Донец?

Дети или учитель: - Канал Днепр – Донбасс.

Словарная работа: записать значение понятия «расход воды» в тетрадь.

Учитель: - Спасибо, большое за работу. Перед вами карты. Найдем и покажем все реки, которые сегодня называли и наносили на контурные карты.

3. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы сегодня поставленной цели урока?

4. ИТОГ УРОКА

Как итог нашей работы на уроке, мы выполним следующее задание.

Тестовые задания, учитель диктует – дети ставят буквы.

Выберите верный ответ:

1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении – это

а) пойма; б) река; в) русло.

2. Устье реки - это

а) граница между бассейнами рек;

б) место, где река берёт начало;

в) место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

3. Уклон реки – это

а) начало реки; б) разница высот истока и устья; в) падение : на длину реки.

4. Питание р. Северский Донец

а) снеговое; б) дождевое; в) смешанное.

5.Правые притоки р. Северский Донец

а) Деркул и Лугань; б) Лугань и Луганчик; в) Красная и Лугань.

.Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по рекам Луганщины не оставило вас равнодушными. Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Благодарю вас за хорошую работу на уроке. Всем спасибо.

4. ИТОГ УРОКА.

Домашнее задание:

1. Составить описание реки Северский Донец, используя план на обратной стороне картосхемы интернет ресурсы

План описания реки (дан с обратной стороны картосхемы).

1. Название реки.

2. К бассейну какого океана она относится?

3. Место истока, направление течения.

4. Характер течения.

5. Основные правые и левые притоки.

6. Питание реки.

7. В каких природных зонах протекает река.

8. Использование реки.

А для гостей приятная минутка – песня о нашем крае в исполнении детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!