СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение сложноподчинённого предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для 1 урока блока "Сложноподчинённое предложение". Вначале мини-цифровой диктант "ССП" и синтаксический разбор, затем идёт сообщение о строении СПП с примерами и практическими заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Строение сложноподчинённого предложения»

Строение сложноподчиненного предложения

Цель и задачи: способствовать формированию лингвистической компетенции через усвоение строения сложноподчиненного предложения;

содействовать формированию коммуникативной компетенции, развивая умения конструировать сложноподчиненные предложения;

формировать культуроведческую компетенцию, указывая на роль сложноподчиненных предложений в тексте.

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент. Стихотворение читаем.

Когда ты идёшь по тропинке лесной, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Сидит «отчего» на зелёном листке,
Одно «почему» меж деревьями мчится, «Куда» полетело верхом на жуке,
Летит по пятам за неведомой птицей. «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Другое – пчелой забралось на цветок, Вопрос за вопросом, и так целый день!
А третье – лягушкою скок в ручеёк. Пойдем - ка, друзья, мы за знаньями вместе,
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах, Ответы гурьбой ведь искать интересней!

- Как(ие) часть(и) речи выделены красным? А какими членами предложения являются эти наречия и местоимения? (подлежащие) Последнее предложение простое или сложное? (БСП) Чем осложнено в нём первое простое? (обращением)

Целеполагание.

Мы изучили ССП, узнали, что они помогают устанавливать связь между событиями и действиями, сравнивать их. На 1-м этапе урока проверим наши знания, написав цифровой диктант и выполнив синтаксический разбор ССП.

Слайд 2 Открываем тетради, записываем дату…, тему урока.

Слайд 3 На 2-м этапе познакомимся со строением СПП, выясним, в чём особенности данных предложений и получим немного дополнительной информации о сложноподчинённом предложении.

Мотивация.

- Скажите, где вам могут пригодиться знания сложных предложений, для чего нужны сложные предложения? (Сложные предложения, в первую очередь, делают рассказ более полным и детальным, придают тексту красочность и помогают доступнее раскрыть смысл. Кроме того, данные предложения позволяют сделать речь более информативной и выразительной. Функция стилевой дифференциации также играет важную роль. Сложные предложения характерны для книжных стилей и письменной речи.)

II. Работа по теме урока.

1. Повторение знаний о сложном предложении.

А) 1 учащийся у доски готовит сообщение о видах сложных предложений.

Б) 2 – выполняет синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый, покрытый льдом слой наста. (А. Куприн)

В) Класс в это время пишет цифровой диктант.

Вариант 1

1. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.

1) соединительный 2) противительный 3) разделительный

2. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью.

2) Разговор показался ему интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли.

3) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором не нужна запятая (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

5. Укажите ССП, в котором нужно ставить тире (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Раздался шелест веток и передо мной выскочил пёс Дружок.

2) Я приехал рано однако дома никого не было.

3) Небо стало ясным и звёзды скрылись за пеленой утренних облаков.

Ответы: 2, 3, 1, 3, 1

Вариант 2

1. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

1) противительный 2) соединительный 3) разделительный

2. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.

2) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

3) Лошадь увидела меня и выдохнув воздух через мягкие ноздри дружелюбно заржала.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне.

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором не нужна запятая (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.

2) Даже днём в этом полутёмном кафе горел свет и хрипло звучал граммофон.

3) Странный старичок заговорил очень протяжно да звук его голоса также изумил меня.

5. Укажите ССП, в котором нужно ставить тире (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Хотелось пирога а яблоки еще не созрели.

2) Низко груши да достать легко.

3) Положили огонь под костер со стружками и пламя запылало.

Ответы: 3, 3, 2, 2, 3

- Слово предоставляется учащемуся, выполнявшему синтаксический разбор предложения, а затем учащемуся для защиты схемы видов СП.

2. Изучение строения СПП.

Мы учились с вами создавать из 2 простых предложений ССП и выяснили, что наша речь со сложносочинёнными предложениями становится более гармоничной. (слайд 4)

- Но так бывает не всегда. Возьмём простые предложения: Я приеду домой. Стемнеет. Или Я хочу купить ноутбук. Видела вчера.

- Если мы попытаемся сделать из них ССП, что у нас получится? (учащиеся пробуют построить ССП) Конечно, в таком случае нас никто не поймёт и все удивятся, насколько несвязна наша речь. А дело в том, что в ССП части равноправны. Поэтому вся информация в этом предложении, сколько бы ни было частей, воспринимается как одинаково важная. Но в речи мы не всегда сообщаем одинаково важную информацию. Наша голова была бы просто замусорена, если бы вся информация была одинаково важная. Поэтому мы как бы отфильтровываем информацию, отделяя её на нужную и не очень нужную, на главную и второстепенную. Именно СПП помогают нам выделить главную и второстепенную информацию, так как части в них неравноправны.

Многие писатели, чтобы создать всеобъемлющую и образную картину мира и помочь читателю ярко представить её, активно используют в своём творчестве сложноподчиненные предложения.

Слайд 7 И вдруг вы остановитесь, потому что вас остановит перед собой этот лесной цветок. Поэту хотелось написать такую песню, которая заставила бы прослезиться. Где нет зна­ний, там нет и сме­ло­сти. Утром, когда мы еще спали, утка вылезла из корзины.


Рассказываю о скобках для главных и придаточных предложений; средствах связи (союзах, союзных словах, указательных словах); о месте придаточной части в предложении.

Слайд 8 [И вдруг вы остановитесь], (потому что вас остановит перед собой этот лесной цветок.) [Поэту хотелось написать такую песню], (которая заставила бы прослезиться.) (Где нет зна­ний), [там нет и сме­ло­сти.] [Утром, (когда мы еще спали), утка вылезла из корзины.]

Смотрим видеоурок – с 04.50 по 08.31 минут.

3.Закрепление знаний о СПП

Слайд 9

1) Закончите предложение (Конструирование СПП по началу)

- Подберите к данному главному предложению придаточные:

Дорога вывела меня на луг.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

в начале в середине в конце

предложения предложения предложения

Примерные варианты предложений:

1. Когда я заблудился в лесу, дорога вывела меня на луг.

2. Дорога, которая бежала вдоль реки, вывела меня на луг.

3. Дорога вывела меня на луг, где росли маки.

2) Упражнение 105 («Учёные пишут» - устно) и 106 (письменно).

3) Дополнительная информация о СПП (слайд 10)

III. Итог урока, слайд 11

IV. Домашнее задание: П. 12, упр. 102 (устно), 109 (письменно, 2 абзац)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!