СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строевая подготовка. План-конспект занятия №2

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строевая подготовка. План-конспект занятия №2»

Занятие № 2 План-конспект

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Выход и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Цели: 

         ознакомить обучаемых выходу и возвращению в строй, подходу и отходу к начальнику, выполнению воинского приветствия;

         научить обучаемых действовать в строю на месте и в движении без оружия;

         воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: пришкольная площадка.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 45 мин.

Учебные вопросы:

9.      Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

10.  Выполнение воинского приветствия на месте без оружия.

11.  Выполнение воинского приветствия в движении.

  Ход занятия:

  І. Вводная часть.

         Проверка наличия личного состава;

         Проверка готовности к занятию;

         Объявление цели и темы занятия.

  ІІ. Основная часть.

1. Вопрос. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй целесообразно отрабатывать в такой последовательности:

1. Подход к начальнику вне строя и отход от него.

2. Выход из строя по команде и возвращение в строй.

3. Выход из строя по вызову и возвращение в строй.

Подход к начальнику и отход от него.

В начале обучения необходимо изучить подход к начальнику и отход от него по разделениям. Командир отделения, построив отделение в одну шеренгу, показы­вает выполнение приема в целом, затем по разделениям. Для большей нагляд­ности рекомендуется вызвать одного из обучаемых из строя для обозначения начальника и поставить его так, чтобы остальные видели, как правильно подхо-дить к начальнику и отходить от него. Показывая прием, командир разъясняет порядок его выполнения.

После показа командир приступает к обучению приему по разделениям на три счета. Подход к начальнику по разделениям на три счета выполняется по коман-де «Подход к начальнику, по разделениям, на три счета, делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ». По счету «Делай – РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновре-менно с выносом левой ноги вперед произвести движение руками так, чтобы кисть правой руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и на рас­стояние ладони от тела, а левая рука подалась назад до отказа в плечевом суста­ве (движения руками в такт шага), с поста­новкой левой ноги на землю руки опустить вниз. По счету «Делай – ДВА» одновременно с приставлением правой ноги к левой, расположенной впереди, приложить правую руку к головному убору. По счету «Делай – ТРИ» кратчайшим путем опустить правую руку.

Правила подхода к начальнику можно разучивать на четыре счета с движением вперед на три шага. По команде «Подход к начальнику, по разделениям, на че­тыре счета, с движением вперед на три шага, начи-НАЙ» по счету»РАЗ, ДВА, ТРИ» сделать три шага вперед, а по счету «ЧЕТЫРЕ» приставить правую ногу к левой и одновременно правую руку приложить к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края голов­ного убора (у козырька), а локоть был на уровне и высоте плеча. По следующее­му счету «РАЗ, ДВА, ТРИ» руку держать у нижнего края головного убора, а по счету «ЧЕТЫРЕ» руку опустить. В таком порядке упражнение повторяется не­сколько раз.

При первоначальном обучении нужно приучать обучаемых о прибытии. Для этого при выполнении приема на три счета по счету «Делай – ТРИ» обучаемый докладывает: «Товарищ сержант, курсант Иванов по вашему приказу прибыл», а затем самостоятельно опускает правую руку.

Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на четыре счета по команде «Отход от начальника по разделениям на четыре счета, начи-НАЙ». По счету «Делай – РАЗ» все обучаемые прикладывают правую ру­ку к головному убору и отвеча­ют: «Есть». По счету «Делай – ДВА» обучаемые поворачиваются кругом и приставляют правую ногу. По счету «Делай – ТРИ» с первым шагом (с постановкой ле­вой ноги на землю) опускают руку. По счету «Делай – ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу к левой. В такой последователь­ности упражнение повторяется под счет командира или под счет самих обучае­мых. В ходе разучивания подхода к начальнику и отхода от него совершенству­ются изученные ранее приемы: повороты кругом, налево, направо.

Когда подход к начальнику и отход от него будут разучены по разделениям, эти действия отрабатываются в комплексе с использованием метода по парной тре­нировки. Для этого построить отделение в две шеренги, разомкнуть на интервал 4-5 шагов, отвести первую шеренгу от второй на 5-10 шагов и тренировать в подходе к начальнику и отходе от него. Поочередно один из обучаемых высту­пает в роли начальника, второй – в роли подчиненного. Командир в это время вызывает к себе военнослужащих и тренирует их, добиваясь правильных и чет­ких действий. Особое внимание обращает на то, чтобы при отходе от начальни­ка правая рука опускалась от головного убора одновременно с постановкой ле­вой ноги на землю. Левая рука с выносом левой ноги вперед в начале отхода должна оставаться опущенной вниз.

Для привития военнослужащим твердых навыков в действиях при подходе к на­чальнику и отходе от него рекомендуется тренировать их и обычном темпе на восемь счетов. Для тренировки отделение выстраивается в колонну по одному с дистанцией 1-2 шага или попарно один против другого. По команде командира «Подход к начальнику и отход от него, на восемь счетов, с подсчетом вслух, тренировку шагом – МАРШ» обучаемые по первым трем счетам делают с левой ноги три шага вперед. По счету «ЧЕТЫРЕ» одновременно с приставлением пра­вой ноги к левой прикладывают правую руку к головному убору. По счету «ПЯТЬ» опускают руку. По счету «ШЕСТЬ» вновь прикладывают руку к голов­ному убору. По счету «СЕМЬ» поворачиваются кругом. По счету «ВОСЕМЬ» приставляют правую ногу к левой. По следующему счету «РАЗ» делают с левой ноги первый шаг движения в обратном направлении, с постановкой ее на землю опускают руку и повторяют упражнение. Командир в это время следит за действиями обучаемых и устраняет допускаемые ими ошибки.

На занятиях показываются также действия обучаемых при обращении к началь­нику или при обращении начальника к нему во время нахождения вне строя. В этих случаях, а также в случае отдачи и получения приказания курсант стано­вится в положение «смирно», а при надетом головном уборе, кроме того, при­кладывает к нему руку и опускает ее.

Выход из строя по команде и возвращение в строй. Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй командир начинает из развернутого одноше­реножного строя, а потом из двух шереножного строя и из колонн по два, по три (по четыре). Для выхода из строя подается команда, например, «Юнармеец Ива­нов. Ко мне» или «Юнармеец Иванов. Выйти из строя на пять шагов». Обучае­мый, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о выходе (вызове) из строя отвечает: «Есть». По первой команде обучаемый, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчай­шим путем строевым шагом подходит или подбегает к нему и докладывает о прибытии. По второй команде он строевым шагом выходит из строя на указан­ное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачи­вается лицом к строю.

Выходя из второй шеренги, учащийся легко кладет левую руку на плечо стоящего впереди, который делает шаг вперед н, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится обратно на свое место.

При выходе обучаемого из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

Из строя в колонны по два (по три, по четыре) курсант выходит в сторону бли­жайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой военнослужащий, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя и затем становится на свое место.

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда, например, «Юн­армеец Иванов. Стать в строй». По этой команде военнослужащий приклады­вает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону дви­жения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, двигаясь строевым шагом, становится на свое место в строю.

При подходе к начальнику вне строя за 5-6 шагов до него военнослужащий пе­реходит на строевой шаг, за 2-3 шага останавливается и одновременно с при­ставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего док­ладывает, например, «Товарищ сержант. Курсант Сидоров по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.

Получив разрешение идти, обучаемый  прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.

Командир последовательно показывает порядок выхода из строя при нахожде­нии солдата в первой, во второй шеренге и в колонне.

Для обучения этим действиям командир выстраи­вает отделение в две шеренги, размыкает ее на 1-2 шага и подает команды для выхода из строя и возвращения в строй вначале из первой шеренги, а затем из второй.

В ходе тренировки рекомендуется шеренги менять местами с таким расчетом, чтобы каждый обучаемый усвоил порядок выхода из любой шеренги строя.

Отработав выход из двухшереножного строя, командир приступает к разучива­нию порядка выхода из колонны по два и по три (по четыре).

Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй.

Командир разъясняет, что этот прием выполняется по команде. «Юнармеец По­пов. Ко мне» или «Юнармеец Попов. Бегом ко мне», Услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по команде «Ко мне» отвечает: «Есть». Затем, в зависимо­сти от того, с какой стороны находится начальник, обучаемый делает один или два шага из своей шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит к нему и докладывает о прибытии, например, «Товарищ сержант. Юнармеец Попов по вашему прика­зу прибыл». По окон­чании доклада руку опускает. Если военнослужащий под­бегает к начальнику, то за 5-6 шагов до него он переходит на строевой шаг. При этом командир, изменяя положение относительно военнослужащего, проверяет способность и умения обучаемого выбирать направление подхода, дополнитель­но тренируя в поворотах в движении.

При отходе от начальника для возвращения в строй военнослужащий поворачи­вается в сторону строя и продолжает движение строевым шагом, подходит к своему месту и становится в строй.

Закончив тренировку, командир может провести в заключение занятия соревно­вания между обучаемыми на лучшее выполнение приемов, выхода из строя и возвращения в строй.

2. Вопрос. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте.

Занятие целесообразно начинать с обучения военнослужащих выполнению во­инского приветствия на месте и в движении без оружия.

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Воинское приветст­вие должно выполняться молодцевато, с точным соблюденном правил строевой стойки и движения.

Выполнение воинского приветствия на месте. Для выполнения воинского при­ветствия на месте вне строя без головного убора за 5-6 шагов до начальника по­вернуться в его сторону, стать «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, кроме того, приложить правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, сред­ний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на ли­нии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника рука остается в прежнем положении. Когда начальник минует отдающего воинское приветст­вие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Правила отдания воинского приветствия на месте рекомендуется в начале раз­учивать по разделениям, а затем тренировать в целом.

Воинское приветствие на месте.

 Обучение отданию воинского приветствия без головного убора по разделениям проводится на два счета по команде «Для отдания чести, начальник с фронта (справа, слева, сза­ди), по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По счету «Делай – РАЗ» при движении начальника с фрон­та обучаемый должен за 5-6 шагов до него принять по­ложение «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачи­вая вслед за ним голову. Если начальник двигается справа, слева или сзади, то за 5-6 шагов до него по­вернуться в его сторону и также принять положение «смирно» и смотреть в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову. По счету «Делай – ДВА» поставить голову прямо и принять положение «вольно».

Разомкнув отделение на 3-4 шага, командир организует попарную тренировку.

Обучение приемам воинского приветствия на месте при надетом головном убо­ре проводится по разделениям в том же поряд­ке, что и без головного убора, однако на эту часть занятия следует отводить боль­ше времени, поскольку здесь надо еще научить обучаемых правильно прикладывать руку к головному убору.

3. Вопрос. Выполнение воинского приветствия в движении.

Для обучения военнослужащих выполнению воин­ского приветствия в движении без головного убора командир выстраивает отделение в одну шеренгу, показы­вает и поясняет технику выполнения приема в начале в целом, затем по разделе­ниям, указывая, что для воинского приветствия в движении  вне строя без го­ловного убора за 3-4 шагов до начальника надо прекратить движение руками, повернуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжать движение ру-ками. Затем, разомкнув отделение на интервал 3-4 шага, командир приступает к разучиванию выпонения воинского приветствия в движении по разделениям. Действие выполняется по команде «Для отдания воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ и т. д.».

По счету «Делай – РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону на­чальника.

По счету «Делай – ДВА, делан – ТРИ, делай – ЧЕТЫРЕ, делай – ПЯТЬ, делай – ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть на­чальнику и лицо.

По следующему счету «Делай – РАЗ», пройдя начальника, одновременно с по­становкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.

Изучив прием по разделениям, командир тренирует обучаемых и выполнении его в целом. Для последующей тре­нировки он выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.

Методика обучения выполнения воинского приветствия при надетом головном уборе такая же, как и при воинском приветствии без головного убора, только при надетом головном уборе необхо­димо одновременно с поворотом головы приложить правую руку к головному убору, а левую держать неподвижной у бедра. Пройдя начальника с очередным шагом, с постановкой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

В процессе отработки приема часто допускают следующие ошибки: вместе с по­воротом головы поворачивают корпус в сторону начальника, прикладывают ру­ку к головному убору не одновременно с постановкой ноги на землю, руку, при­ложенную к головному убору, тянут вслед за головой при ее повороте.

Прием выполнения воинского приветствия при обгоне начальника отрабатыва­ется на два счета. По счету «Делай – РАЗ» необходимо сделать шаг левой ногой вперед, одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову налево (направо) и приложить руку к головному убору. По счету «Делай – ДВА» одно­временно с постановкой правой ноги на землю с обгоном начальника голову по­ставить прямо, а правую руку опустить вниз.

Отработанные на предыдущем занятии приемы строевой подготовки при подхо­де к начальнику и отходе от него должны использоваться командиром отделе­ния при тренировке приемов отдания воинского приветствия на месте и в дви­жении.

ІІІ. Заключительная часть

  • подвожу итог занятия; 

  • напоминаю тему и цель занятия; 

  • отправляю на другое учебное место. 

Руководитель занятия: ________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!