СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и значение кожи человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие выстроено с использованиеи приемов технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Строение и значение кожи человека»

Схема конспекта занятия

«Наша кожа. Ее строение и значение»

по технологии критического мышления.


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной)

  • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;

  • описание методов организации работы воспитанников на начальном этапе занятия, настроя воспитанников на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)




1. Стадия вызова.

Цель: Совместно с педагогом сформулировать тему и цели занятия.

В течение 3 мин. составить список того, что они знают или думают по теме занятия. Заполнять табл. «Знаю - Хочу знать - Узнал» графу «Знаю».






Цель и задачи: Создать благоприятные условия для обучения и развития детей:

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

Пробудить интерес к изучаемой теме;

Мотивировать детей к учебной деятельности.


Беседа, самостоятельная работа с таблицей «Знаю - Хочу знать - Узнал», проблемное изложение материала.

-Занятие я хочу начать с информации для размышления.В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века».  Тело ребенка было покрыто золотой краской. Мальчик же вскоре  после шествия стал никому не нужен, был брошен в холодный подвал и забыт. Совсем скоро он заболел и умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка. Что произошло с мальчиком? Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас? ( Предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов нашего организма и его функции, угадайте его название. Это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса у взрослого достигает 2, 7 кг. и т.д. Что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика? (Нужно знать строение и функции кожи).





2.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут ими на данном этапе занятия);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;


  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен воспитанниками (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);












































  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе освоения нового учебного материала.


2.Стадия осмысления.



Цель: Получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с собственными знаниями.

Изучить строение и функции кожи человека.

Продолжить заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать - Узнал».





Цель и задачи: Дать новую информацию. Развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе. Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.


-Все, что происходит в нашем организме, происходит на уровне клетки. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Кожа состоит из двух слоёв:а) Наружный. Оттяните слегка кожу на тыльной стороне ладони. Какая она?( шероховатая, с порами и узорами). Складочки и бороздки на коже образуют неповторимые узоры, которые строго индивидуальны и не меняются в течение всей нашей жизни. Именно поэтому криминалисты могут установить личность человека. Этот метод называется дактилоскопией, его автор - англичанин сэр Эдвард Генри.б) Внутренний слой. Посмотрите на схему, что находится под кожей? Этот слой оберегает организм от переохлаждения и ударов. Кто-нибудь из группы пусть возьмёт зеркальце, проведёт пальцем по своему лбу и приложит палец к поверхности зеркальца. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и может приобретать неприятный запах. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Почему кожа у человека краснеет, бледнеет? ( кровен. сосуды). Их много, они очень тоненькие, иногда тоньше волоса. Но их так много, что в них может храниться целый литр крови. И эти кровеносные сосуды имеют свойство расширяться и сужаться и регулируют температуру тела (она в норме 36,6°С).

Таблица «Строение кожи» (демонстрация и обсуждение).

Слой кожи

Название


Структурные компоненты, виды клеток

Наружный

Эпидермис (эпителиальная ткань)


Мертвые клетки рогового слоя

Живые стволовые клетки –кератиноциты; содержащие пигмент меланин

Внутренний

Дерма – собственно кожа (соединительная ткань)

Коллагеновые и эластические волокна, клетки - фибропласты

Сальные железы

Потовые железы

Волосяные луковицы

Гиподерма - подкожная жировая клетчатка

Сетка, в петлях которой находятся дольки жировой ткани

Самостоятельное заполнение таблицы «Функции кожи» после работы с текстом.

Функции

Объяснение

Механическая защита

Защищает за счет мертвых клеток эпидермиса и подкожной жировой клетчатки от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий.

Барьерная

Обезвреживает микроорганизмы за счет выделения фермента лизоцима, а также сало и пот создают среду, неблагоприятную для микроорганизмов.

Теплорегуляция

Потоотделение, сужение и расширение кровеносных сосудов, «гусиная кожа».

Рецепторная или чувствительная

Нервные окончания, реагирующие на боль, холод и тепло, прикосновение, давление.

Выделительная

Через потовые железы удаляются вода, мочевина, соли.

Дыхательная

Через потовые железы выделяется углекислый газ и поступает кислород.

Эксперимент «Температурная адаптация рецепторов кожи».

Цель: доказать влияние температуры окружающей среды на терморецепторы.

Оборудование: три предмета различной температуры (сосуды с водой различной температуры)

Ход работы:

1. Положить обе руки на парту (обычно дети говорят, что парта холодная)

2. Обе руки на холодную банку на 2 минуты (или другой более холодный предмет)

3. Во второй раз дотрагиваемся до парты (парта кажется более теплой).

Вывод: (сначала формулируется ребятами) .


Беседа, объяснение, самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы, эксперимент, проблемное изложение нового материала, частично – поисковый метод.


Выполнение индивидуальных заданий детьми, отказавшимися работать в группе. Работа в группах по принципу свободного выбора членов группы ( группа по желанию). Групповая дискуссия.




Доведение начатой работы до конца, обязательноясть ее « внешней отделки », стремление детей к показу результатов своей деятеьности, позы, мимика детей и их движения, энергичный темп работы и ответов, наличие вопросов к педагогу и членам группы, качественное выполнение заданий, желание использовать дополнительную литературу.



Эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);

Познавательные  (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);

Волевые (предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности , рефлексия);

Социальные (взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).


3.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут ими на данном этапе занятия);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила новый учебный материал.

3.Рефлексия.



Цель: Целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию.

Выработать собственное отношение к изучаемому материал.у

Проанализировать процесс изучения материала.

Провести рефлексию своей работы на занятии.




Цель и задачи: Анализ качества усвоения теоретических и практических знаний и умений воспитанниками.

Оценка достижения цели занятия.

Самооценка детьми собственной деятельности и оценка сотрудничества.


Вопросы, беседа, викторина, устный контроль, оценка собственной работы назанятии карточкой с определенным символом.







Воспитанники различают слои кожи, классифицируют (при внешней опоре) различные функции кожи.

Воспитанники описывают по памяти строение и функции кожи, объясняют зависимость функций от строения.

Дети обобщают полученные на занятии знания, находят причинно-следственные связи, оценивают значимость полученных знаний, формируют новые цели.


Обратить внимание на задания, при выполнении которых возникли затруднения. Работа по образцу. Пересказ текста. Выделение ключевых слов. Возможность провести самоподготовку дома.


4.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение воспитанникам критериев успешного выполнения домашнего задания.

Д/З дифференцированное, причем каждый решает сам, какое задание он будет выполнять:


Цель: Повторить изученный материал. Ответить на вопрос: в чем биологический смысл адаптации и как это можно применять в жизни? Составить тест из 10 вопросов (три варианта ответа). Составить синквейн по теме занятия.




Цель: Оценить уровень выполнения творческих заданий. Проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ. Определить перспективы развития а данном разделе.

Правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию занятия, свободное владение материалом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!