2. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут ими на данном этапе занятия); определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в которой работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе освоения нового учебного материала. | 2.Стадия осмысления. Цель: Получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с собственными знаниями. Изучить строение и функции кожи человека. Продолжить заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать - Узнал». Цель и задачи: Дать новую информацию. Развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе. Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. -Все, что происходит в нашем организме, происходит на уровне клетки. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Кожа состоит из двух слоёв:а) Наружный. Оттяните слегка кожу на тыльной стороне ладони. Какая она?( шероховатая, с порами и узорами). Складочки и бороздки на коже образуют неповторимые узоры, которые строго индивидуальны и не меняются в течение всей нашей жизни. Именно поэтому криминалисты могут установить личность человека. Этот метод называется дактилоскопией, его автор - англичанин сэр Эдвард Генри.б) Внутренний слой. Посмотрите на схему, что находится под кожей? Этот слой оберегает организм от переохлаждения и ударов. Кто-нибудь из группы пусть возьмёт зеркальце, проведёт пальцем по своему лбу и приложит палец к поверхности зеркальца. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и может приобретать неприятный запах. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Почему кожа у человека краснеет, бледнеет? ( кровен. сосуды). Их много, они очень тоненькие, иногда тоньше волоса. Но их так много, что в них может храниться целый литр крови. И эти кровеносные сосуды имеют свойство расширяться и сужаться и регулируют температуру тела (она в норме 36,6°С). Таблица «Строение кожи» (демонстрация и обсуждение). Слой кожи | Название | Структурные компоненты, виды клеток | Наружный | Эпидермис (эпителиальная ткань) | Мертвые клетки рогового слоя | Живые стволовые клетки –кератиноциты; содержащие пигмент меланин | Внутренний | Дерма – собственно кожа (соединительная ткань) | Коллагеновые и эластические волокна, клетки - фибропласты | Сальные железы | Потовые железы | Волосяные луковицы | Гиподерма - подкожная жировая клетчатка | Сетка, в петлях которой находятся дольки жировой ткани | Самостоятельное заполнение таблицы «Функции кожи» после работы с текстом. Функции | Объяснение | Механическая защита | Защищает за счет мертвых клеток эпидермиса и подкожной жировой клетчатки от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий. | Барьерная | Обезвреживает микроорганизмы за счет выделения фермента лизоцима, а также сало и пот создают среду, неблагоприятную для микроорганизмов. | Теплорегуляция | Потоотделение, сужение и расширение кровеносных сосудов, «гусиная кожа». | Рецепторная или чувствительная | Нервные окончания, реагирующие на боль, холод и тепло, прикосновение, давление. | Выделительная | Через потовые железы удаляются вода, мочевина, соли. | Дыхательная | Через потовые железы выделяется углекислый газ и поступает кислород. | Эксперимент «Температурная адаптация рецепторов кожи». Цель: доказать влияние температуры окружающей среды на терморецепторы. Оборудование: три предмета различной температуры (сосуды с водой различной температуры) Ход работы: 1. Положить обе руки на парту (обычно дети говорят, что парта холодная) 2. Обе руки на холодную банку на 2 минуты (или другой более холодный предмет) 3. Во второй раз дотрагиваемся до парты (парта кажется более теплой). Вывод: (сначала формулируется ребятами) . Беседа, объяснение, самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы, эксперимент, проблемное изложение нового материала, частично – поисковый метод. Выполнение индивидуальных заданий детьми, отказавшимися работать в группе. Работа в группах по принципу свободного выбора членов группы ( группа по желанию). Групповая дискуссия. Доведение начатой работы до конца, обязательноясть ее « внешней отделки », стремление детей к показу результатов своей деятеьности, позы, мимика детей и их движения, энергичный темп работы и ответов, наличие вопросов к педагогу и членам группы, качественное выполнение заданий, желание использовать дополнительную литературу. Эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания); Познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий); Волевые (предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности , рефлексия); Социальные (взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка). |
3. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут ими на данном этапе занятия); определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала; Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила новый учебный материал. | 3.Рефлексия. Цель: Целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию. Выработать собственное отношение к изучаемому материал.у Проанализировать процесс изучения материала. Провести рефлексию своей работы на занятии. Цель и задачи: Анализ качества усвоения теоретических и практических знаний и умений воспитанниками. Оценка достижения цели занятия. Самооценка детьми собственной деятельности и оценка сотрудничества. Вопросы, беседа, викторина, устный контроль, оценка собственной работы назанятии карточкой с определенным символом. Воспитанники различают слои кожи, классифицируют (при внешней опоре) различные функции кожи. Воспитанники описывают по памяти строение и функции кожи, объясняют зависимость функций от строения. Дети обобщают полученные на занятии знания, находят причинно-следственные связи, оценивают значимость полученных знаний, формируют новые цели. Обратить внимание на задания, при выполнении которых возникли затруднения. Работа по образцу. Пересказ текста. Выделение ключевых слов. Возможность провести самоподготовку дома. |
4. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; определение и разъяснение воспитанникам критериев успешного выполнения домашнего задания. | Д/З дифференцированное, причем каждый решает сам, какое задание он будет выполнять: Цель: Повторить изученный материал. Ответить на вопрос: в чем биологический смысл адаптации и как это можно применять в жизни? Составить тест из 10 вопросов (три варианта ответа). Составить синквейн по теме занятия.
Цель: Оценить уровень выполнения творческих заданий. Проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ. Определить перспективы развития а данном разделе. Правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию занятия, свободное владение материалом. |