| ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» |
Урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе :
Тема: Строение растения картофеля
Учитель-дефектолог
Суздалева И.В.
Тема: Строение растения картофеля
Цель: Познакомить учащихся со строением и использованием растения картофеля.
Работать над коррекцией памяти, мышления, речи, тактильного мышления посредством работы с учебниками, клубнями картофеля.
Развивать бережливое отношение к природе и уважение к труду.
Оборудование: рисунки, слайды о картофеле, карточки с заданиями.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока.
I.Оргмомент.
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде « два».
II. Актуализация знаний учащихся
-Игра «Волшебный мешочек».
Ученики по–одному достают овощи и называют их, дают краткую характеристику.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с темой и целями урока.
Загадка : Под землей живёт семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни её немножко -
Вмиг появится….. (картошка)
- Сегодня, на этом уроке мы с вами познакомимся со строением картофеля, узнаем , как и из чего он растёт.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…
2. История возникновения картофеля в России.
-А кто знает, как появился картофель в России? В Россию картофель завез царь Пётр 1. Приказал засадить поля картофелем, но крестьяне не знали, как его употреблять в пищу. И съели зеленые плоды, после этого многие заболели и сожгли весь картофель. Когда ворошили костер, то увидели черные клубни . Оказалось, что эти клубни очень вкусные. Поняли тогда люди, как правильно употреблять картофель. И он стал вторым хлебом на столе.
-А что является первым хлебом?
А первый хлеб - пшеница.
Ребята! Кто скажет, что такое картофель? (овощ).
- Да это овощ, которым мы питаемся.
2. А вы видели, где растёт он? –
- Да, картофель растёт в поле, огороде. (слайд 1,2)
3. Рассказ учителя о строении картофеля .
а) Работа с тестом учебника.
Давайте посмотрим в учебнике стр.86
надземную часть картофеля. Из чего она состоит.
- Растёт он кустом, имеет травянистые стебли и растёт прямо. (плакат)
Листья у него сложные и состоят из отдельных листочков. (слайд 3) (рисунок).
После посадки картофеля почки прорастают и образуются стебли, листья и корни. (плакат)
Потом картофель цветет . Цветы бывают разные. (рисунок), (слайд 11, Вместо цветка образуется плод. Это семена. (рисунки), (слайд 13)
б) Подземная часть
-Картофель имеет подземные стебли , которые называются столонами. На конце столонов образуются клубни т.е картофель. Их бывает от 3-х до 10-и штук. (плакат)
-Клубни у картофеля бывают округлой или овальной формы, мелкие и крупные. (слайд 4)
Они покрыты кожурой белого, жёлтого, розового, фиолетового или красного цвета. (слайд 5,6,7,8)
картофель в разрезе. (слайд 9)
-На картофеле т. е. клубнях есть углубления (вот они) это глазки, а в них почки. (рисунки), (слайд 10)
- Часть картофеля, где глазков больше – верхняя (верхушка), противоположная – основание.
Место прикрепления клубня к столону называется пуповиной. (показ
4.) Физминутка
Мультфильм « Антошка»
5. Работа в тетрадях.
На карточках запишите строение картофеля.
Словарная работа: Столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина.
IV. Первичное закрепление пройденного материала.
Работа с клубнями картофеля .найдите на клубне глазки, верхушку, основание.
Вот это почки картофеля. Картофель называется пророщенным.
6. Рассказ учителя об использовании картофеля.
А как используют картофель?
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченой
Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.
. Какие блюда, изготавливаемые из картофеля вы знаете? (
v. Итог урока.
1. О чем говорили сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание
Повторить части картофеля и ответить на вопросы стр. 87.