СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Строки, опаленные войной". Мероприятие для обучающихся с ОВЗ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс чтецов для обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«"Строки, опаленные войной". Мероприятие для обучающихся с ОВЗ»

Сценарий конкурса чтецов «Строки, опаленные войной».


Задачи:


1. Приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

2. Развитие у обучающихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

3. Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся.


Цель: воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.

Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, презентация, клипы.

Ход мероприятия


Звучит клип «Прощание славянки»


Ведущий

Война. Это страшное слово постучалось в далёком 1941 году в каждую дверь, в каждое окошко. И, пожалуй, не было ни одной семьи, откуда бы не ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не ковал победу в тылу врага.1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она.

По традиции 9 мая мы участвуем в торжественном шествии, возлагаем цветы к Вечному огню, читаем высеченные имена и фамилии на гранитных плитах, среди которых есть фамилии и ваших родственников, слушаем песни военных лет, песни со слезами на глазах.

В годы войны проявился невероятный всплеск творчества поэтов, писателей, просто рядовых солдат, да и офицеров, которым написать эти строки о войне, о мужестве солдат стало просто необходимостью высказаться.

Сегодня услышим стихи, песни, написанные в то суровое время, когда шли тяжёлые бои на фронтах, услышим стихи, написанные уже в мирное время про эту страшную годину.

Работает комиссия.

Ведущий. Не было и горше нет войны

Той, что завершилась в сорок пятом.

Мне слышны, да и тебе слышны

Столько лет слышны ее раскаты.

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти 75 лет?» Но правы ли будем мы, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, поэтов, помогавших бороться и побеждать? Многие поэты и писатели были на фронте в качестве военных корреспондентов и о войне знали не понаслышке.

Чтец 1.

Опять война, опять блокада,
А, может, нам о ней забыть.
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить”.

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.

И могут показаться правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда не права.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта правда - наша совесть,
Она, как воздух, нам нужна.

Ведущий:

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Звучит песня «Тучи в голубом». (исполняют учителя, одетые в военную форму)

Ведущий:

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась стихотворениями, поэмами, песнями Исаковского, Симонова, Суркова, Ольги Берггольц ,Маргариты Алигер, Юлии Друниной, Анны Ахматовой и многих других замечательных поэтов.

Чтец А. Ахматова«Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


Ведущий:

Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, В. Лебедев- Кумач. «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Были нужны лирические песни, чтобы согреть души бойцов. Наибольшее призвание получила песня «Землянка» на слова Алексея Суркова

Видео «Землянка»

Ведущий . « Жди меня»- стихотворение необычайной судьбы. Немудрёные, казалось бы строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех. Эти стихи вырезали из газет, переписывали, с ними шли в бой. В тылу женщины плакали, читая его.

Чтец К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Ведущий:

Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.

Чтец «Василий Теркин» глава «О награде»

- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.


На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.


Буду ль жив ещё? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчёт медали:

Мне её тогда подай.


Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришёл с войны.


Вот пришёл я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришёл, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.


Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.


И, явившись на вечёрку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».


И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.


И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.


- Как, мол, что? - Бывало всяко.

- Трудно всё же? - Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.


И девчонки на вечёрке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.


И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!


Ждёт девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...


- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечёрке,

И девчонка - самый цвет.


- Нет, - сказал Василий Тёркин

И вздохнул. И снова: - Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Ведущий:

Плечом к плечу с воинами мужчинами шагали воины-женщины- радистки и санитарки, летчицы и разведчицы…Все тяготы войны легли на хрупкие женские плечи. Поэтесса Ю. Друнина на фронте была медсестрой.

Исполнение песни «Вальс фронтовой сестры» (учителя поют, двое танцуют вальс)

Ведущий:

В фашистских застенках М. Джалиль создал сборник стихотворений « Моабитская тетрадь»

Чтец стихотворение « Варварство» (читает учитель)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.


У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...


Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.


Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,


В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.


Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.


И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,


Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!


Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,


Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?


И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.


Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

(Звук автоматной очереди)

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!


Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?


Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?


Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,


Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ведущий:

Много горя, страданий принесла война. Она не щадила никого: ни женщин, ни детей. Но русский народ верил в победу .В 1942-1945 г.г .поэт Константин Мамонтов создаёт сборник стихотворений « Навстречу жизни»

Чтец читает стихотворения К. Мамонтова « Сегодня здесь»

Сегодня здесь такая тишина,

Такая ночь, что я боюсь поверить,

Что будто здесь – вчера еще – война

Врывалась в дом, срывая с петель двери;

Что будто здесь – вчера еще – в броне

Ходила смерть, утюжа нивы эти;

Что будто здесь – вчера еще – ко мне,

Дрожа от страха, прижимались дети.

И вдруг кругом такая тишина!..

Поднявшись в рост, глядит подснежник смело.

И в первый раз уставшая война

К огню костра с солдатами присела.

Ведущий.

Между боями солдаты доставали заветные тетрадочки, писали письма домой, читали стихи, и, конечно же, было место песне, танцу.

Танцевальная композиция на мотив песни «Катюша» (исполняют учителя с детьми)

Ведущий:

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» говорится о подростках, наших сверстниках – участниках военных действий.

Чтец стихотворение А. Твардовского « Рассказ танкиста».

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.


Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.


Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...


Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.


Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!


Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.


Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.


Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.


Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...


Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий:

Боль, пережитая нашей страной, стала болью нашей памяти. Война заставила внезапно повзрослеть бывших школьников. Безусые юнцы, гонявшие по крышам голубей, и молоденькие девушки, тайком игравшие в куклы, проявляли на войне невиданное мужество и героизм

Чтец стихотворение Погореловского « Имя»

К разбитому доту приходят ребята,

Приносят цветы на могилу солдата.

Он выполнил долг перед нашим народом.

Но как его имя? Откуда он родом?

В атаке убит он? Погиб в обороне?

Могила ни слова о том не проронит.

Ведь надписи нет. Безответна могила.

Знать, в грозный тот час не до надписей было.


К окрестным старушкам заходят ребята -

Узнать, расспросить их, что было когда-то.

- Что было?! Ой, милые!..

Грохот, сраженье! Солдатик остался

Один в окруженье. Один -

А не сдался фашистскому войску.

Геройски сражался и умер геройски.

Один - а сдержал, поди, целую роту!..

Был молод, черняв, невысокого росту.

Попить перед боем в село забегал он,

Так сказывал, вроде, что родом с Урала.

Мы сами сердечного тут схоронили -

У старой сосны, в безымянной могиле.


На сельскую почту приходят ребята.

Письмо заказное найдёт адресата.

В столицу доставят его почтальоны.

Письмо прочитает министр обороны.

Вновь списки просмотрят, за записью запись…

И вот они - имя, фамилия, адрес!

И станет в колонну героев несметных,

Ещё один станет -посмертно, бессмертно.


Старушку с Урала обнимут ребята.

Сведут её к сыну, к могиле солдата,

Чьё светлое имя цветами увито…

Никто не забыт, и ничто не забыто!


Звук метронома

Объявляется минута молчания.

Ведущий:

Я думаю, что сегодняшнее мероприятие произвело на вас впечатление, и строчки о войне затронули ваши детские сердца. Строчки о войне – это память о тех, кто ушел, защищая нас.

Наша память в стихах,

И еще наша память в песнях,


В песнях, созданных на войне.

Эти строки так нам известны,

Так близки и тебе, и мне!

Строки, опаленные войной…

Звучит песня И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам», звуки салюта.

Подведение итогов конкурса, награждение.














Составил: учитель чтения высшей категории

Недокушева Г.А.

2019г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!