Просмотр содержимого документа
«Структура и оформление исторической исследовательской работы старшеклассников для конкурсов Всероссийского уровня»
«Структура и оформление исторической исследовательской работы старшеклассников для конкурсов Всероссийского уровня»
Автор работы: Пронина А.Г.,
учитель истории и обществознания,
педагог-методист
МБОУ «Средняя школа №27» г. Ульяновска
Участие исследовательской работы в конкурсах
- VIII Малые сытинские чтения (Ульяновск – 2019)
- Открытый городской межмузейный конкурс
исследовательской деятельности учащихся
«Музей открывает фонды» (Санкт-Петербург – 2019)
- XXI Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия - XX век» ( Москва – 2019)
Технические требования к исследовательским работам, представляемым на защиту
- Текстовые работы должны содержать:
- титульный лист с указанием темы и музея, по материалам которого работа написана, сведений об авторе, его руководителе и научном консультанте (ФИО полностью), телефоны и электронные адреса;
- вводную часть с обоснованием выбора темы;
- основную часть с изложением собранного докладчиком материала;
- заключение, содержащее выводы;
- список литературы и источников, составленный в соответствии с общепринятыми требованиями к оформлению библиографии:
- все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности: 1) фамилия, инициалы автора; 2) название издания; 3) место и год издания; 4) № выпуска, тома (если издание периодическое)
Технические требования к исследовательским работам, представляемым на защиту
- электронный вариант работы на компакт-диске.
- Текстовые работы выполняются в программе Microsoft Word. Межстрочный интервал – одинарный, шрифт основного текста – «Times New Roman», кегль 14 пунктов, полное выравнивание («по ширине»). Размеры полей страницы: верхнее и нижнее – 20 мм., левое – 30 мм, правое – 15 мм
1 лист работы - титульный
2 лист работы - содержание
Содержание научно-исследовательской работы включает следующие компоненты:
- Введение (актуальность темы; объект исследования, цель и задачи)
- основная часть: название глав и параграфов
- заключение
- список используемых источников
- приложение (названия приложений)
- соответствующие номера страниц
Введение
- Введение в исследовательской работе – это представление темы и основных идей исследовательской работы
- Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, формулируются цель и задачи исследования
- Объем раздела Введение - 1-1,5 страницы.
- Введение - первый раздел проекта, располагается на третьем листе
Актуальность темы
- Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи
Актуальность темы
- Нельзя забывать о судьбах 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков, которые вместе со взрослыми оказались замкнутыми в блокадном кольце. Чтобы спасти детей от голодной смерти, часть из них была вывезена по Дороге жизни на Большую землю, в том числе в Ульяновск.
- Слабая изученность дальнейших судеб детей блокадного Ленинграда заставила меня исследовать данную тему.
Объект исследования
- Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных
- В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении)
- Таким объектом становится всякое непознанное явление, неизвестное ранее науке, историческое здание, судьба человека
Объект исследования
- Объектом исследования стала судьба матери учителя начальных классов, работающей в нашей школе с 1988 по 2004 года, Будниковой Елены Александровны. Акимова Элла Николаевна , будучи четырёхлетней девочкой, была эвакуирована в Ульяновск из блокадного Ленинграда.
Цель исследования
- Цель исследования — ожидаемый конечный результат (теоретико познавательный или практически-прикладной), который планируется получить в ходе исследования.
- В теоретико-прикладном исследовании целью является получение нового знания об объекте и его характеристиках, о факторах, обусловливающих то или иное социальное явление
Цель исследования
- Узнать как можно больше о судьбе Акимовой Эллы Николаевны (Гавшиной Эллы).
- Показать сложный жизненный путь от эвакуации четырёхлетней девочки из блокадного Ленинграда на Большую землю, в Ульяновск, до удочерения её Королёвой Александрой Сергеевной
- Проанализировать поисковую переписку и архивные документы, предоставленные Акимовой Э.Н. госархивами Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, ЦАМО
Задачи исследования
- Задачи исследования — средства реализации цели исследования, которые раскрывают последовательность основных шагов, необходимых для достижения поставленной цели
Задачи исследования
- 1 . Систематизировать архивные документы и семейные фотографии.
- 2. Изучить все архивные материалы, полученные Акимовой Э.Н. в ходе поисковой переписки с государственными учреждениями: материалы семейного архива Акимовой Э.Н. и документы архивов Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, ЦАМО
Обзор архивных документов
- Обзор архивных документов – систематизированные сведения о составе и содержании отдельных комплексов документов, дополненные их источниковедческим анализом
Обзор архивных документов
- Все документы, полученные в ходе поисковой переписки, можно разделить на три группы:
- 1. Архивные справки Госархивов Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, министерства обороны РФ.
- 2. Постановления, обращения, уведомления Ульяновского Гороно, Администрации губернатора Санкт-Петербурга, отдела кадров государственной службы и наград администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
- 3. Фотографии памятных медалей и знаков, удостоверения к Знаку «Жителю блокадного Ленинграда», фотографии из семейного архива
Гипотеза исследования
- Гипотеза исследования - )от греч. hypothesis - основание, предположение) – положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования:
- Если Захаровой Марии Арсентьевне, матери Гавшиной Элеоноры, в 1943 и 1946 гг. были вручены медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», то в тяжелейшем 1942 блокадном году она выжила, а не умерла от голода. А значит прошла всю войну в Ленинграде, но без дочери
Методы научного исследования
- Это приемы и средства, с помощью которых получают новые достоверные факты
- Основные методы исследования, которые применяются в том числе в истории, социологии:
- описание
- наблюдение
- анкетирование (опрос)
- беседа
- моделирование
Методы научного исследования
- 1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы: изучение исторических источников, печатных архивных материалов
- 2. Метод беседы с дочерью Акимовой Э.Н., обеспечивающий получение практических результатов исследования проблемы
Основная часть: Глава I Глава II
Заключение
- Во время изучения биографии Акимовой Эллы Николаевны, поиска информации о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда, я прониклась в историю нашей страны. То, что пережила мать нашей героини, Мария Арсентьевна, потрясло меня до глубины души. Война разлучила её с мужем, дочерью, но, несмотря на щемящую сердце боль, Мария трудилась на благо победы. А скольким ещё семьям пришлось расстаться со своими родными!
Выводы
- 1. Судьба Акимовой Эллы Николаевны является частью трагической страницы истории нашей страны в период Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Данная исследовательская работа помогла восстановить ход событий 1942-1950 гг. и судьбу четырёхлетней Гавшиной Элеоноры, эвакуированной в сентябре 1942 года в Ульяновск. Анализ архивных документов помог устранить некоторые пробелы той информации, которой владела Акимова (Гавшина) Элла Николаевна.
- 2. Погружение в историю событий через изучение материалов поисковой переписки Акимовой Э.Н. с государственными учреждениями, подтвердило гипотезу исследования о том, что мать девочки выжила в 1942 году, но при неизвестных обстоятельствах Эллу Гавшину сначала определили в круглосуточный детский сад, а затем вывезли из блокадного Ленинграда.
- 3. Моя исследовательская работа показала весь трагизм войны. Война разлучила мать нашей героини, Захарову Марию Арсентьевну с мужем, дочерью, но, несмотря на щемящую сердце боль, она трудилась на благо победы. Одна из самых страшных трагедий войны – это разлучение семей!
Сноски, указание на источник
Продолжал работу во время блокады 1941-1944 гг., часть детей была вывезена в Выборгский район, остальные дети оставались в детском саду до полного снятия блокады. 2
27 июня 1941 г. по решению бюро горкома и обкома ВКП(б) была организована Ленинградская городская эвакуационная комиссия в составе 9 человек под председательством Б.М. Мотылева. Одним из мест, куда направлялись эвакуированные из Ленинграда жители, был город Ульяновск. 3
________________
1 П.Л. Щербаков, Р.Я. Уклеин. «Бессмертный подвиг Ленинграда». Л., 1988., с.15
2 Истории детей блокадного Ленинграда. – https://tass.ru/spec/leningrad_deti
3 Эвакуированные дети из блокады Ленинграда в Ульяновск, 1942г - http://ulpravda.ru/rubrics/nasha-pobeda/polochki-s-khlebom-kak-malenkie-leningradtsy-zhili-v-ulianovske
Список используемых источников
- 1. Большов В.М., Большова А.И., Осипов Л.В. Я поведу тебя в Музей… (Блокада лишила их детства) – Ульяновск, 2010.
- 2. Щербаков П.Л., Уклеин Р.Я. «Бессмертный подвиг Ленинграда». Л., 1988.
- 3. Блокада Ленинграда- https://www.syl.ru/article/171565/new_blokada-leningrada-kratko-o-sobyitiyah-skolko-dlilas-blokada-osvobojdenie-leningrada
- 4. Дорога жизни- https://pomnisvoih.ru/kak-eto-bylo/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada.html
- 5. Знак «Жителю блокадного Ленинграда» - ru.m.wikipedia.org
- 6. Эвакуированные дети из блокады Ленинграда в Ульяновск, 1942г -http://ulpravda.ru/rubrics/nasha-pobeda/polochki-s-khlebom-kak-malenkie-leningradtsy-zhili-v-ulianovske
- 7. РИА Новости. Ольга Фёдоровна Берггольц. Биографическая справка-https://ria.ru/20100516/234406155.html
- 8. Истории детей блокадного Ленинграда-https://tass.ru/spec/leningrad_deti
- 9. Сайт Ульяновского педагогического колледжа. Музей защиты детства- http://xn—4-stbop.xn—p1ai/muzej/
Приложение к работе
- Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием
- В содержании это последний раздел «Приложение»
Приложение к работе
- Спустя четыре месяца после пребывания Эллы в детском саду, в сентябре 1942 года, она была эвакуирована в наш город. (Приложение 1)
Приложение 1
Ниночка Королёва (Элла Гавшина). 7 лет. Ульяновск