СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура и содержание ВПР по немецкому языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке вы узнаете о структуре и содержании ВПР по немецкому языку.

Просмотр содержимого документа
«Структура и содержание ВПР по немецкому языку»

1. Структура и содержание ВПР по немецкому языку в 7 классе.

ВПР по немецкому языку состоит из двух частей: устной и письменной.

Все задания учащиеся делают за компьютером, то есть в процессе выполнения заданий устной части они не взаимодействуют с учителями или друг с другом. Этот факт важен для подготовки к решению заданий, так как в рамках классно-урочной системы устно-речевые задания выполняются в условиях очной коммуникации. Другой важный момент связан с формой текстов. Они представляют собой тесты с ответами в виде выпадающих списков, из которых нужно выбрать правильный вариант в каждом конкретном случае. На это нужно обязательно обратить внимание учащихся, так как случайное неверное движение может стать причиной непреднамеренной ошибки.

Устная часть ВПР включает в себя два задания.

Первое задание направлено на контроль навыков чтения незнакомого текста на немецком языке. В этом случае проверяется прежде всего техника чтения. Но, как известно, текст не может быть прочитан и проинтонирован правильно, если его содержание осталось учащемуся непонятным. Именно поэтому тексты для чтения отобраны с учётом уровня владения немецким языком в 7 классе на базовом уровне и не содержат незнакомых языковых явлений, например: форм страдательного залога или сослагательного наклонения, неизвестных учащемуся типов придаточных предложений. Вместе с тем допускается наличие незнакомых слов, как и географических названий или числительных. Это сделано авторами для того, чтобы дать возможность потренировать чтение текстов различной тематики и различного лексического наполнения. Что касается типов предложений в текстах, то они являются преимущественно повествовательными, однако встречаются вопросительные и восклицательные предложения. Каким образом можно подготовить учащихся к чтению текста вслух? Как уже было упомянуто, учащиеся могут столкнуться с тремя типами трудностей: фонетическими, содержательными и психологическими. Что касается содержания текстов, то здесь важно предоставить учащимся возможность на протяжении всего подготовительного периода вспомнить темы и проблемы, изученные в курсе немецкого языка за 2–7 классы. Владение активной лексикой по данным темам даст учащимся уверенность в том, что содержание текстов будет понято без труда.

Фонетические трудности снимаются только регулярным повторением наиболее распространённых правил чтения. Это можно сделать в процессе подготовки, опираясь на таблицу правил чтения, которую вы найдёте в разделе «Фонетика». Что касается психологических трудностей, то они связаны прежде всего с тем, что учащийся читает текст не собеседнику, а компьютеру. Сначала это может быть довольно непривычно. Здесь можно порекомендовать включать в процесс обучения задания, которые учащийся должен наговорить, например, на диктофон в телефоне, и отправить учителю на проверку. Как показывает практика, при регулярном выполнении заданий подобного типа боязнь экрана снижается, и у учащихся не возникает стресса при выполнении контрольной работы.

Второе задание устной части связано с описанием фотографии. Учащимся предлагается на выбор 3 фотографии, на которых изображены дети, подростки или взрослые люди, которые выполняют какие-то действия. В задании уже обозначены основные параметры высказывания. Необходимо в нескольких предложениях (не меньше 7–8) осветить все пункты плана: место действия, чем занимается персонаж, как он выглядит, насколько понравилась учащемуся фотография и почему, то есть необходимо сказать по два предложения на каждый пункт плана, что в сумме даст запрашиваемые. Нужно заметить, что данное задание довольно непросто для выполнения. Задание описать фотографию относительно часто встречается в учебниках для средней школы, но зачастую в них описываются такие параметры, как погода, время года и природа, действия людей. Довольно редко можно увидеть задание на описание внешности человека (только в рамках соответствующей темы). Кроме того, учащиеся зачастую затрудняются в высказывании своего мнения относительно фотографии, аргументация своего мнения даётся им с ещё большим трудом, так как требует использования сложных, иногда придаточных предложений. Какие общие рекомендации можно дать для подготовки к этому типу заданий? Прежде всего частью учебного процесса должно стать описание фотографий по предложенной схеме и высказывание своего мнения о них. При этом рекомендуем использовать не только (и не сколько) фотографии из учебников, сколько фото, сделанные самими учащимися, их друзьями или членами семьи. Описание реальных фотографий создаёт необходимый коммуникативный фон, учащиеся с большим интересом осуществляют общение, эти фото вызывают эмоции и, как следствие, делают тренируемые речевые умения более прочными. Важно помнить, что учащиеся описывают фотографии также не собеседнику, а сидя за экраном компьютера, что уже вызывает упомянутый дискомфорт. Профилактикой стресса в этом случае могут быть видеоблоги, которые учащиеся снимают на свои мобильные телефоны. Они могут показать фотографию, которую описывают, зафиксировать своё описание и выслать учителю на проверку. Это, кроме прочего, экономит время контроля такого задания на занятии. Съёмку можно сделать в паре, дополнив монологическое высказывание каждого учащегося уточняющими вопросами и комментариями. Чтобы учащиеся легко могли сформулировать своё мнение и аргументировать его, необходимо тренировать это речевое действие регулярно не только с помощью фотографий. Мнение можно высказывать и после прочитанного текста, прослушанного диалога, просмотренного видеофрагмента. Это действие должно стать для учащегося естественным, непринуждённым. Тогда в процессе контрольной работы оно не вызовет затруднений. Необходимо заметить, что в третьей части пособия мы предлагаем ключевые фразы для описания фото и высказывания своего мнения. Но эти ключевые фразы должны употребляться в коммуникативных ситуациях, тренироваться в межличностном общении. Нельзя составлять и заучивать формальные тексты с функцией описания фотографии. Это не приведёт к желаемому результату.

Письменная часть ВПР состоит из трёх блоков: задания на аудирование, чтение и лексико-грамматический тест.

Задание на контроль умений аудирования представляет собой диалог, который ведётся между двумя лицами. Темы диалога имеют бытовой характер и посвящены следующим проблемам: покупки в магазине и на рынке, разговор на вечеринке, распорядок дня и уроки, свободное время и хобби и некоторые другие. С помощью тестового задания, в котором нужно выбрать правильный ответ из предложенных трёх вариантов, контролируется уровень сформированности умения воспринимать на слух диалог бытового характера с пониманием запрашиваемой информации. Сами задания не являются вопросами в грамматическом понимании данного слова. Это предложения с пропущенной информацией. Эту информацию и нужно восполнить, выбрав правильный вариант. Задания касаются в основном некоторых содержательных деталей диалогов. Трудность выполнения данного задания связана с основными характеристиками речевого вида деятельности — аудирования. Диалог предъявляется дважды, у учащегося нет возможности вернуться к тексту ещё раз, ему нужно опираться только на свою память и записи. Именно письменная фиксация деталей диалога имеет большое значение в успешности выполняемого задания. Умение письменно фиксировать услышанную информацию необходимо развивать в течение всего периода обучения немецкому языку, но наибольшее внимание этому умению следует уделять в 6–7 классах, когда учащиеся уже в полной мере овладели орфографией немецкого языка и умением концентрироваться на общем смысле высказывания или деталях в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. Именно умение игнорировать несущественную информацию, которую учащиеся, может быть, даже недостаточно полно поняли, помогает справиться с большинством трудностей при аудировании. Рекомендации при выполнении задания:

1. Сначала учащиеся читают предложения и варианты ответов. В предложении нужно подчеркнуть ключевые слова и фразы.

2. Затем они прослушивают диалог первый раз, делают записи. Не нужно сразу же пытаться заполнить пропуски во всех предложениях. Главная задача первого прослушивания: понять содержание диалога в целом.

3. Затем учащиеся отмечают правильный ответ.

4. При повторном прослушивании они проверяют правильность выполнения задания.

Технически данное задание будет выполняться на компьютере. Учащимся нужно выбрать ответ из выпадающего списка, что означает, что они не будут видеть сразу все варианты ответов. Для этого нужно будет кликнуть на список, чтобы он выпал и показал варианты. Поэтому ориентироваться лучше на сами предложения, и при восприятии диалога на слух сделать необходимые записи.

Задание на контроль умений чтения имеет довольно традиционную для тестов форму. Учащимся нужно прочитать несколько мини-текстов, понять их основное содержание и соотнести предложенные рубрики с текстами. Рубрик на одну больше, чем текстов. Тексты подбираются в основном одной тематики, или они связаны друг с другом по ассоциативным связям (например, всё, что мы ассоциируем с зимой: виды спорта, праздники, погоду, климат и т. д.). Рубрики — это не заголовки, а скорее обобщённые темы, которые можно увидеть в оглавлении журнала или детской энциклопедии. Например: Viele Menschen wissen, dass gesunde Ernährung wichtig ist. Doch sie essen trotzdem nicht gesund. Die Zeit für gesundes Essen fehlt vielen Menschen. Es geht schneller eine Tiefkühlpizza in dem Ofen aufwärmen. Man muss nicht Kartoffeln schälen und Gemüse schneiden und dann noch kochen. Außerdem sehen die meisten beim Essen gleichzeitig Fernsehen oder beschäftigen sich mit ihrem Handy. Подходит рубрика „Leckeres und gesundes Essen“. И это не заголовок, который мог бы звучать так: „Fertiggerichte erobern unseren Alltag. “ Рубрика формулируется более обобщённо. Для выполнения данного задания важно понять общее содержание текстов, подчеркнуть слова и выявить элементы, которые отличают тексты друг от друга и одновременно соотносят определённую рубрику с их содержанием. При этом, как и в случае аудирования, важно игнорировать незнакомые слова (которых может быть до 10 процентов), опираться на знакомую информацию и внимательно читать формулировки рубрик. В техническом смысле ученики снова сталкиваются с выпадающим списком, где они выбирают рубрику в соответствии с текстом. Форма задания здесь не играет важной роли, так как к тексту для чтения можно всегда несколько раз вернуться, уточнить свои ответы.

Лексико-грамматический раздел представлен двумя типами заданий: заданием на контроль овладения грамматическими навыками и контроль навыков использования лексики. Учащимся предлагается заполнить пропуски в тексте, ориентируясь на его содержание и учитывая грамматические правила. В первом случае нужно выбрать правильную форму слова из четырёх вариантов. Здесь важно знать правила спряжения глаголов и их употребления в определённом времени, уметь склонять существительные, образовывать степени сравнения прилагательных и форму второго причастия. Во всех случаях правильный ответ невозможно дать без понимания содержания текста. Именно поэтому каждый из двух текстов является законченным по смыслу и грамматическому оформлению, часто имеет два-три абзаца, всегда озаглавлен. Всё это должно помочь учащемуся выполнить задание правильно. Во втором тексте нужно вставить в пропуски слова, данные уже в определённой грамматической форме. Здесь важно учесть лексическую сочетаемость и обратить внимание на грамматическое окружение каждого слова. В списке два слова являются лишними. В данных лексико-грамматических заданиях учащийся снова имеет дело с выпадающим списком, но это обстоятельство также не играет существенной роли при выполнении задания, поскольку текст всегда перед глазами, к нему можно обратиться несколько раз.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!