СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура иконы. Что надо знать об иконе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация показывает структуру иконы, этапы ее создания. Рассказываеет, как "читать" икону. 

Просмотр содержимого документа
«Структура иконы. Что надо знать об иконе.»

 Структура иконы (что надо знать об иконе) Беляева Лидия Евгеньевна Учитель МОУ Мышкинской СОШ

Структура иконы

(что надо знать об иконе)

Беляева Лидия Евгеньевна

Учитель МОУ Мышкинской СОШ

 Чем отличается икона от картины Картина – художественный образ, созданный фантазией художника, который передает мироощущение художника. Картина – средство общения с автором В иконе иконописец передает мировоззрение Церкви, он не выражает себя; он служит Богу. Икона – средство общения с Богом и святыми

Чем отличается икона от картины

Картина – художественный образ, созданный фантазией художника, который передает мироощущение художника. Картина – средство общения с автором

В иконе иконописец передает мировоззрение Церкви, он не выражает себя; он служит Богу. Икона – средство общения с Богом и святыми

На чем пишется икона  Икона пишется на дереве. Это материал дешевый и доступный. Дерево имеет символическое значение. Это и Древо Жизни, древо познания Добра и Зла. Деревянным был ковчег Ноя, на деревянном кресте принес искупительную жертву Христос. Для иконной доски лучше всего подходит кипарис, липа, ольха. Другие менее долговечны или деформируются. Кроме дерева для изготовления иконы использовали и холст. Такие иконы назывались «полотенца».

На чем пишется икона

Икона пишется на дереве. Это материал дешевый и доступный. Дерево имеет символическое значение. Это и Древо Жизни, древо познания Добра и Зла. Деревянным был ковчег Ноя, на деревянном кресте принес искупительную жертву Христос. Для иконной доски лучше всего подходит кипарис, липа, ольха. Другие менее долговечны или деформируются.

Кроме дерева для изготовления иконы использовали и холст. Такие иконы назывались «полотенца».

Элементы иконной доски  поле Ковчег  – углубление на лицевой стороне иконы, где писалось изображение Поле – края, возвышающиеся над ковчегом Лузга - скос между ковчегом и полем Шпонка – врезная узкая дощечка на обратной стороне иконы, предохраняющая ее от выгибания лузга ковчег шпонка

Элементы иконной доски

поле

Ковчег – углубление на лицевой стороне иконы, где писалось изображение

Поле – края, возвышающиеся над ковчегом

Лузга - скос между ковчегом и полем

Шпонка – врезная узкая дощечка на обратной стороне иконы, предохраняющая ее от выгибания

лузга

ковчег

шпонка

Способы изображения фигур на иконах   Оплечные Оглавные

Способы изображения фигур на иконах

Оплечные

Оглавные

Способы изображения фигур на иконах  Поясные Ростовые

Способы изображения фигур на иконах

Поясные

Ростовые

Способы изображения фигур на иконах  Часто святые на иконах изображаются в окружении небольших композиций – житийных клейм , которые показывают значимы события их жизни. Для многих неграмотных людей Библия была недоступна, а икона была своеобразной книгой для верующих Житийные клейма «Житие святых Бориса и Глеба»

Способы изображения фигур на иконах

Часто святые на иконах изображаются в окружении небольших композиций – житийных клейм , которые показывают значимы события их жизни. Для многих неграмотных людей Библия была недоступна, а икона была своеобразной книгой для верующих

Житийные клейма

«Житие святых Бориса и Глеба»

Условность изображения Для иконы характерны подчеркнутая условность изображения. Фигуры имеют удлиненные пропорции,  что представляет идею преображенной плоти, обитающей в мире горнем. Икона исключает подчеркнутую телесность и прославление плоти. А на картине мы видим земную миловидную женщину с младенцем.

Условность изображения

Для иконы характерны подчеркнутая условность

изображения. Фигуры имеют удлиненные пропорции,

что представляет идею преображенной плоти,

обитающей в мире горнем.

Икона исключает подчеркнутую

телесность и прославление плоти. А на картине мы видим

земную миловидную женщину с младенцем.

Отсутствие источника внешнего света

Отсутствие источника внешнего света

 Цвет в иконе Краски иконы имеют иное значение, чем краски картины - они символичны. В картине цвет принадлежит предмету или событию. Он является средством выражения душевного состояния или объемной видимости предмета. В иконе цвет – это символ.

Цвет в иконе

Краски иконы имеют иное значение, чем краски картины - они символичны. В картине цвет принадлежит предмету или событию. Он является средством выражения душевного состояния или объемной видимости предмета. В иконе цвет – это символ.

Особенности иконы 5. Единовременность изображения всех событий Клейма

Особенности иконы

5. Единовременность изображения всех событий

Клейма

Цвет в иконе  Фон классической иконы – золотой. Золото –символ Божественного света Красный и синий цвет составляют единство. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное. Красным и синим изображают одежды Спасителя: хитон – красный, гиматий (плащ) – синий. Красный олицетворяет земную жизнь Христа, страдания, кровь, мученичество, но одновременно это и царский цвет. Синий – это символ божественности. Цвет одеяния Богоматери идет в обратном порядке.

Цвет в иконе

Фон классической иконы – золотой. Золото –символ Божественного света

Красный и синий цвет составляют единство. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное. Красным и синим изображают одежды Спасителя: хитон – красный, гиматий (плащ) – синий. Красный олицетворяет земную жизнь Христа, страдания, кровь, мученичество, но одновременно это и царский цвет. Синий – это символ божественности. Цвет одеяния Богоматери идет в обратном порядке.

Цвет в иконе  Зеленый цвет – это жизнь. Это цвет природный, живой, это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Голубой – чистота. Синий и голубой означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Желтый – тепло и любовь. Сиреневый – печаль или далекая перспектива.

Цвет в иконе

Зеленый цвет – это жизнь. Это цвет природный, живой, это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Голубой – чистота. Синий и голубой означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

Желтый – тепло и любовь. Сиреневый – печаль или далекая перспектива.

Цвет в иконе  Фиолетовый используют тогда, когда хотят подчеркнуть особенность служения или индивидуальность святого. Бирюзовый – молодость, розовый – детство. Черный, соединенный с зеленым, - старость. Серый цвет – мертвенность. Он никогда не использовался в иконописи. Смешав в себе белое и черное – добро и зло, он становился цветом пустоты, небытия. Этому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Оранжевый – благодать Божья. Но в иконе говорят не сами цвета, а сочетание их.

Цвет в иконе

Фиолетовый используют тогда, когда хотят подчеркнуть особенность служения или индивидуальность святого. Бирюзовый – молодость, розовый – детство. Черный, соединенный с зеленым, - старость.

Серый цвет – мертвенность. Он никогда не использовался в иконописи. Смешав в себе белое и черное – добро и зло, он становился цветом пустоты, небытия. Этому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Оранжевый – благодать Божья. Но в иконе говорят не сами цвета, а сочетание их.

Задание:  Перед вами икона «Вознесение Господня». Определите, какие цвета использовал иконописец. Почему? Что означают цветовые символы на данной иконе?

Задание:

Перед вами икона «Вознесение Господня».

Определите, какие цвета использовал иконописец. Почему? Что означают цветовые символы на данной иконе?

Элементы иконографии Спасителя  Нимб – символ святости, сияния Божественного света Гиматий – верхняя одежда в виде плаща Хитон – нижняя одежда в виде рубахи Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – знак патрицианского достоинства Книга может быть изображена в виде свитка. Если она раскрыта, то содержит цитату из Священного Писания Надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя 6 1 2 3 4 5

Элементы иконографии Спасителя

  • Нимб – символ святости, сияния Божественного света
  • Гиматий – верхняя одежда в виде плаща
  • Хитон – нижняя одежда в виде рубахи
  • Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – знак патрицианского достоинства
  • Книга может быть изображена в виде свитка. Если она раскрыта, то содержит цитату из Священного Писания
  • Надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя

6

1

2

3

4

5

 Иконография Спасителя «Спас Нерукотворный» Спас на чрепии – на камне Спас на убрусе – на плате

Иконография Спасителя

«Спас Нерукотворный»

Спас на чрепии – на камне

Спас на убрусе – на плате

Иконография Спасителя  Господь Вседержитель

Иконография Спасителя

Господь Вседержитель

Иконография Спасителя Спас Эммануил Господь на престоле Спас в силах

Иконография Спасителя

Спас Эммануил

Господь на престоле

Спас в силах

Элементы иконографии Богородицы  5 Нимб – символ святости, сияния Божественного света Мафорий (накидка) – большой четырехугольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру Звезды – символ непорочности и символ Святой троицы Поручи – деталь облачения, символ служения Церкви Именование – буквы на иконе, означающие «Матерь Бога» 1 2 3 4

Элементы иконографии Богородицы

5

  • Нимб – символ святости, сияния Божественного света
  • Мафорий (накидка) – большой четырехугольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру
  • Звезды – символ непорочности и символ Святой троицы
  • Поручи – деталь облачения, символ служения Церкви
  • Именование – буквы на иконе, означающие «Матерь Бога»

1

2

3

4

Иконография Богородицы   «Умиление» Особенность этой иконографии – соединенность ликов Спасителя и Богородицы «Путеводительница» Правая рука Богородицы указывает на младенца Христа, который опирается на свиток – Закон. Правая рука Христа благословляет молящихся  «Молящаяся» Воздетые руки Богоматери – символ молитвы. Христос в круге – чудо Боговоплощения.

Иконография Богородицы

«Умиление»

Особенность этой иконографии – соединенность ликов Спасителя и Богородицы

«Путеводительница»

Правая рука Богородицы указывает на младенца Христа, который опирается на свиток – Закон. Правая рука Христа благословляет молящихся

«Молящаяся»

Воздетые руки Богоматери – символ молитвы. Христос в круге – чудо Боговоплощения.

Иконография ангелов  Ангелы – существа, одаренные бессмертием, свободой воли, высокими способностями и могуществом. Их изображают в виде прекрасного юноши – символа совершенства. Ангелы имеют крылья – символ быстроты и всепроникновенности. Посох в руке – символ посланничества. Ленты в волосах – символ послушания Бога.

Иконография ангелов

Ангелы – существа, одаренные бессмертием, свободой воли, высокими способностями и могуществом. Их изображают в виде прекрасного юноши – символа совершенства. Ангелы имеют крылья – символ быстроты и всепроникновенности. Посох в руке – символ посланничества. Ленты в волосах – символ послушания Бога.

Иконография святых  Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображенные В иконографии святых можно выделить следующие типы изображений: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, блаженные (юродивые), праведные и праотцы Николай Чудотворец Пророк Иоанн Предтеча Апостол Павел

Иконография святых

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображенные

В иконографии святых можно выделить следующие типы изображений: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, блаженные (юродивые), праведные и праотцы

Николай Чудотворец

Пророк Иоанн Предтеча

Апостол Павел

Вывод:  Икона – неотъемлемая часть православного богослужения и Священного Предания. Она – символ веры человека в Бога. Икона – показатель духовной жизни и переживаний народа в тот период, когда была написана. Язык иконы – это тоже, что грамота. Ее надо осваивать постепенно, чтобы открывать для себя удивительный мир русской иконы.

Вывод:

Икона – неотъемлемая часть православного богослужения и Священного Предания. Она – символ веры человека в Бога. Икона – показатель духовной жизни и переживаний народа в тот период, когда была написана. Язык иконы – это тоже, что грамота. Ее надо осваивать постепенно, чтобы открывать для себя удивительный мир русской иконы.

  Литература и источники: 1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Сатисъ. Санкт-Петербург. 2001. 2. Алексеев С. Образ, воплотивший слово. Сатисъ. Санкт-Петербург. 1997. 3. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. М. Белый город. 2007. 4. Балакина Т.И. Россия IX- начало XX века., Айрис Пресс. 2004 5. http:// ru.wikipedia.org/ wiki 6. http: // www. Italia-ru 7. italia.narod.ru 8. http: //www. icon-art. ru/ 9. www. museum. ru 10.www. uer. varvar. ru 11 . ALLDAY . RU 12 . alivefaith.ru 13. http:// yurysto.livejournal.com/

Литература и источники:

1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Сатисъ. Санкт-Петербург. 2001.

2. Алексеев С. Образ, воплотивший слово. Сатисъ. Санкт-Петербург. 1997.

3. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. М. Белый город. 2007.

4. Балакина Т.И. Россия IX- начало XX века., Айрис Пресс. 2004

5. http:// ru.wikipedia.org/ wiki

6. http: // www. Italia-ru

7. italia.narod.ru

8. http: //www. icon-art. ru/

9. www. museum. ru

10.www. uer. varvar. ru

11 . ALLDAY . RU

12 . alivefaith.ru

13. http:// yurysto.livejournal.com/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!