СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно подготовить и провести классный час. Данная разработка может быть использована на заседании МО классный руководителей

Просмотр содержимого документа
«Положение о проведении классных часов в начальной школе»

Положение о проведении классных часов в начальной школе.

МО классных рук... - Вс, 05/02/2012 - 14:50

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры. это классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ классных часов

• лекция
• беседа
• интеллектуальная/деловая/ролевая игра
• конкурс
• викторина
• тренинг
• дискуссия
• «мозговой штурм» и др.
При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:
• возрастные и интеллектуальные особенности школьников
• их интересы и запросы
• соответствие формы тематике и цели классного часа
• собственный опыт воспитательной работы
• школьные условия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ классного часа

Классный час выполняет три основные воспитательные функции : просветительскую, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родной станице, районе, крае , стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.
Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.

ТЕМАТИКА классных часов

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
• морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.)
• проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности)
• эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал)
• вопросам государства и права ( эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики. классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями)
• вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека
• психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения)
• проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе)
• общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.)

ОРГАНИЗАЦИЯ классного часа

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.
На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.
Продолжительность классного часа – 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:
• определить тему классного часа
• подобрать форму/методы/технологии его проведения
• место проведения
• составить план проведения классного часа
• вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников
• распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися
Приобщая учеников к проведению классных часов , вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.
Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

СТРУКТУРА классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа .

Во время заключительной части важно:
• стимулировать потребность школьников в самовоспитании,
• поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих,
• направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.

САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Классный руководитель ____________________________________________________________________________________
(Ф. И.О., квалификация)

1. Общие сведения о классном часе

Дата ____________________ класс_____________________
Тема классного часа ________________________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________________________
Внедряемая технология (элементы технологии):
- коллективно-творческого воспитания, воспитание на основе системного подхода, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть)
- другая технология__________________________________________________________
Оптимальность объема предложенного познавательного материала_______________________________ ____________________________________________________________________________________________
Актуальность и воспитательная направленность классного часа _________________________________ ______________________________________ ______________________________________________________
Степень новизны, проблемности и привлекательности познавательной информации для воспитанников _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Общая характеристика класса, в котором проводится классный час
• кол-во человек в классе по списку __________, сколько присутствует на классном часе ___________, опоздавшие _______, отсутствующие ________;
• сколько обучающихся из:
полных семей ___________, неполных семей________ , проблемных __________, состоящих на учете в инспекции _________, многодетных семей____________, сироты __________, под опекой_________, относящихся к группе риска ___________.
• сколько из них испытывает интерес к обучению в школе__________;
• уровень сформированности коллектива в группе (каждый сам по себе, класс дружный, не дружный)______________________________________________________________________________
Место классного часа в воспитательной системе________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Характеристика цели классного часа и соответствие ее содержанию классного часа ______________ ____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности ____________________________________________________________
- ТСО __________________________________________________________________________
- раздаточный материал ___________________________________________________________
- другое _________________________________________________________________________
Соответствие оформления учебного помещения классного часа тематике _________________________
____________________________________________________________________________________________
Уровень активности обучающихся в ходе подготовительной работы ______________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Организация воспитательной деятельности:

Наличие и качество проведения оргмомента:
• подготовка учащихся к началу классного часа, эмоциональный настрой ________________________
_________________________________________________________________________________________
• организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) ________________________
_________________________________________________________________________________________
• внешняя готовность____________________________________________________________________
• психологическая готовность обучающихся_________________________________________________
• внешний вид___________________________________________________________________________
• оформление класса_______________________________________________________________

- Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.) _________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут, беседа и др.) _____________________________________________
______________________________________________________________________________________

- Характеристика этапа подведения итогов классного часа__________________________________
_______________________________________________________________________________

2. Деятельность учащихся

Уровень активности :
- высокий, средний, низкий, нормальный, динамичный;
- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть)
Интерес к теме ______________________________________________________________________________

Самостоятельность суждений _________________________________________________________________

Речь обучающихся, грамотность ______________________________________________________________

Культура поведения, дисциплина _____________________________________________________________

3. Результативность классного часа

Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д._____________________________
____________________________________________________________________________________________
Эмоциональность классного часа_____________________________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия_____________________________
____________________________________________________________________________________________
Формы и методы организации деятельности обучающихся:
- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.
- другое _________________________________________________________________________
Морально-психологическая атмосфера классного часа:
- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;
- другое _________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Самоанализ составила ___________________ __________________________
(Ф.И.О.)

" ____"__________________20____г.



Просмотр содержимого презентации
«Структура классного часа»

Структура классного часа

Структура классного часа

Что такое классный час?

Что такое классный час?

  • Классный час – одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива.
Классный руководитель Посредник между школьником и обществом Организовывает и активно участвует в КТД своего класса Лидер, наставник, опекун, друг класса Уметь вдохновлять, понимать нужды, быть помощником ребят своего класса

Классный руководитель

Посредник между школьником и обществом

Организовывает и активно участвует в КТД своего класса

Лидер, наставник, опекун, друг класса

Уметь вдохновлять, понимать нужды, быть помощником ребят своего класса

Классный час  представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей Классный час  проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Тематический классный час
  • Классный час представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей
  • Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие.
  • Тематический классный час отличается тем, что посвящен определенной теме. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание.
Место тематических классных часов в системе воспитательного процесса

Место тематических классных часов в системе воспитательного процесса

    Воспитательные цели классного часа

    Воспитательные цели классного часа

    • Создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявлять свою индивидуальность и творческие способности.
    • Дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т.п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т.д.
    • Дать учащимся нравственно-эстетическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.
    • Создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интелектуального развития учеников.
    Формы проведения тематических классных часов Беседы на определенную тему Дискуссия, дебаты Совещательные группы Ролевые игры Тематическая лекция Лекционный форум Классное собрание Час общения Вопросы и ответы Экскурсия Игра-путешествие Тренинги Конференция Симпозиум Семинар Комиссия Мастер-класс Рабочая группа Театральные постановки Игры подобные телевизионным шоу

    Формы проведения тематических классных часов

    Беседы на определенную тему Дискуссия, дебаты

    Совещательные группы Ролевые игры

    Тематическая лекция Лекционный форум

    Классное собрание Час общения

    Вопросы и ответы Экскурсия

    Игра-путешествие Тренинги

    Конференция Симпозиум

    Семинар Комиссия

    Мастер-класс Рабочая группа

    Театральные постановки

    Игры подобные телевизионным шоу

    Структура классного часа

    Структура классного часа

    • Вступление
    • Основная часть
    • Заключение
    Вступление

    Вступление

    • Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом.
    • Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.
    Основная часть

    Основная часть

    • Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.
    • Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему.
    • Не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено и рассеяно.
    • В основной части полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы
    • Здесь желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.
    Заключительная часть

    Заключительная часть

      В помощь преподавателю

      В помощь преподавателю

      • Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа.
      • Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно.
      В помощь преподавателю Можно предложить определенные правила общения в классе: Уважать друг друга С вниманием и уважением относиться к мнению другого Если один говорит, никто не перебивает, пока он не закончит свою мысль Если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т.п. Лучше вместе с классом выработать подобные правила поведения. Участие учеников в составлении правил побудит их быть более дисциплинированными в их исполнении

      В помощь преподавателю

      Можно предложить определенные правила общения в классе:

      • Уважать друг друга
      • С вниманием и уважением относиться к мнению другого
      • Если один говорит, никто не перебивает, пока он не закончит свою мысль
      • Если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т.п.

      Лучше вместе с классом выработать подобные правила поведения. Участие учеников в составлении правил побудит их быть более дисциплинированными в их исполнении

      Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках
      • Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!