СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура методологического знания ( уровни и подходы )

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. •Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. •Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. •Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Просмотр содержимого документа
«Структура методологического знания ( уровни и подходы )»

СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ  ( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )

СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )

МЕТОДОЛОГИЯ - Учение о методе научного познания и преобразования мира.  Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ -

  • Учение о методе научного познания и преобразования мира.

  • Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ  ( Э.Г. ЮДИН ): Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала  и его первичную обработку.

СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( Э.Г. ЮДИН ):

  • Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
  • Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин.
  • Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
  • Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Уровень философской методологии   представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.  Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело психолог.

Уровень философской методологии

  представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии разрабатываемые обычно профессиональными философами.

Философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело психолог.

Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.

Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования

Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.

Уровень конкретно-научной методологии применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

Уровень конкретно-научной методологии

применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

Уровень методики и техники исследования   связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их.

Уровень методики и техники исследования

  связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

  • обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД  к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

  • к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

  • требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;  наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека .

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

  • направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;
  • наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека .
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД

  • к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!