СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура системы оценивания образовательных достижений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура системы оценки достижения планируемых результатов. Виды, формы и методы контроля. Примеры заданий.

Просмотр содержимого документа
«Структура системы оценивания образовательных достижений»

Структура системы оценки

достижения планируемых результатов





Компоненты системы оценивания

Объект оценивания

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Вид оценки

Вид оценки

Вид оценки

текущая

Промежуто

чная


итоговая

текущая

промежуто

чная

итоговая

текущая

промежуто

чная

итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией».

-анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава) (уровня и динамики).

-оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;

-выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, по-лугодие, год.


-анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

Ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты)

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.).

-оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;

-рефлексивные сочинения.

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

-оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;

рефлексивные сочинения.

-диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

-мониторинг метапредметных универсальных учебных действий

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

-оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;

-рефлексивные сочинения.

Инструментарий:

1.КИМЫ





задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов).

тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).

-задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

-задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»

-тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов.

2.Критерии

-планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);

-обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

-планируемые метапредметные результаты

-планируемые предметные результаты

3.Шкала и вид оценки

-определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).


-определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

-определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки).

4.Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;

  • портфолио «Мои достижения»;

  • дневник ученика;

  • диагностическая тетрадь учителя.

-листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;

-портфолио «Мои достижения»;

-дневник ученика;

-диагностическая тетрадь учителя.

-принятые в классе формы ( «листы достижений», «оценочные листы», ЭЖ, волшебные линеечки).

- «листы достижений»,

диагностическая тетрадь учителя;

-журнал учителя.

-таблицы требований, «листы достижений», дневник ученика;

-портфолио;

диагностическая тетрадь учителя;

-журнал учителя.



















Вид контроля: предварительный.

Форма контроля: фронтальный устный; фронтальный письменный.

Методы предварительного контроля (беседа, биологический диктант, , тестирование )

  1. Беседа

  • Какова основная функция цветка?

  • Что должно произойти, чтобы образовались семена?

  • Что такое опыление?

  • Какие органы цветка играют наиболее важную роль?

  • Какова роль тычинок?

  • Какова роль пестика?

  1. Тест по химии в 9 классе (Повторение основных понятий неорганической химии за курс 8 класса по теме «Периодический закон химических элементов. Строение атома. Химическая связь»).

Вариант 1.

Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных

А1 Изотопы элемента различаются по

  1. Числу протонов

  2. Атомному номеру

  3. Числу валентных электронов

  4. Числу нейтронов

А2. Внутри периода увеличение порядкового номера элемента обычно сопровождается

  1. Уменьшением атомного радиуса т возрастанием электроотрицательности атома;

  2. Возрастанием атомного радиуса и уменьшением электроотрицательности атома;

  3. Уменьшением атомного радиуса и уменьшением электроотрицательности атома

  4. Возрастанием атомного радиуса и возрастанием электроотрицательности элемента.

А3. Атомы элементов !А группы периодической системы элементов имеют одинаковое число

  1. Электронов на внешнем электронном уровне

  2. Нейтронов

  3. Всех электронов

  4. протонов

А4. Атом какого из элементов YА группы имеет максимальный радиус

  1. Азот

  2. Фосфор

  3. Мышьяк

  4. Висмут

А5. Металлический характер свойств элементов в ряду Mg-Ca-Sr-Ba

  1. Уменьшается

  2. возрастает

  3. не изменяется

  4. уменьшается, а затем возрастает

А6. Чему равно максимальное число электронов, которые могут занимать 3s – орбиталь:

  1. 1

  2. 2

  3. 6

  4. 8

А7. Максимальное число электронов, которые могут занимать 2р – подуровень равно:

  1. -

  2. -

  3. -

  4. =

А8. На 3d подуровне максимально может находиться

  1. 2е-

  2. 6е-

  3. 10е-

  4. 18е-

А9. Атом, какого элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s1

  1. K

  2. Ca

  3. Ba

  4. Na

А10. В каком из соединений между атомами образуется ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму:

  1. KCL

  2. NH4CL

  3. CCL4

  4. CO2

А11. Ковалентная связь между атомами имеет место в веществе

  1. MgCL2

  2. H2S

  3. CaS

  4. K3P

А12. Ионная связь между атомами имеет место в веществе

  1. PCL3

  2. SO2

  3. Na3P

  4. ICL



Часть В. Задания с вербальным ответом в одно слово.

В1. С атомом калия произошло превращение:К0 – х К+

Как называется частица х, которую отдал атом калия, превратившись в катион?

В2. Назовите вещество из числа предложенных, в котором атом неметалла имеет неподеленную электронную пару: Н2, NH3?CH4, C2H6

Часть С. Дайте краткий, но точный, обоснованный ответ.

С1.Охарактеризуйте химический элемент №31 на основании его положения в Периодической системе по следующему плану: состав и заряд изотопа, общее число электронов в атоме, их распределение по энергетическим уровням и подуровням (электронная формула); семейство элементов; металл или неметалл; максимальная и минимальная степени окисления; формула водородного соединения, формула и тип высшего оксида, формула и характер соответствующего ему гидроксида.





Вид контроля: текущий

Формы контроля: фронтальный и индивидуальный устный и письменный; комбинированный.

Методы контроля: беседа, индивидуальный опрос, биологический диктант, выполнение лабораторной работы, творческие задания, работа с дидактическими карточками, познавательные задачи, подготовка сообщения, доклада, составление схем, таблиц, рисунков, написание реферата, составление презентации.

Биологический диктант

Запишите биологический термин, определение которого прозвучало.

  1. Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя.

  2. Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает, окрашена в различные цвета.

  3. Венчик, лепестки которого срастаются между собой.

  4. Венчик, как правило, окружен окрашенной в зеленый цвет…

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка.

  6. Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называют…

  7. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют …

  8. Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через них можно провести несколько осей симметрии, то такие цветки называют…



  1. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, то такие цветки называют…

  2. Женский орган у покрытосеменных растений.

  3. Мужской генеративный орган цветка.

  4. Часть стебля, к которой прикрепляется цветок.

  5. Ось цветка, к которой прикрепляются его основные части: чашелистики, лепестки, пестики, тычинки.

  6. Верхняя часть тычинки, внутри которой развивается и созревает пыльца.

  7. Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы.

  8. Цветки растений, в которых имеются как мужские органы ( тычинки), так и женские (пестики).

  9. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях.







Терминологический диктант



Цветковые растения имеют две группы органов…..и…. . К генеративным органам относятся: После опыления и оплодотворен из завязи пестика развивается …., а из семязачатков… При прорастании семени первым появляется зародышевый корешок. Он превращается в …. Корень. От него отрастают…. Корни. Первое время развивающийся зародыш питается за счет……

Цифровой диктант

Ответы: 1. Ягода, 2.Костянка. 3.Семянка. 4. Зерновка. 5.Тыквина. 6.Боб. 7.Стручок. 8. Коробочка. 9.Орех. 10.Желудь.

1 вариант

  1. Сочные плоды.

  2. 2.Односемянные сухие.

  3. Плод у гороха

  4. Плод у подсолнечника

  5. Плод сухой с обилием мелких семян

  6. Сочная мякоть покрыта тонкой кожицей, внутри много семян.

  7. Сухой односемянной плод. Околоплодник срастается с семенем.

2 вариант

  1. Сухие плоды

  2. Сочный односемянной

  3. Плод абрикоса

  4. Плод пшеницы

  5. Плод состоит из двух створок. Семена расположены на перегородке

  6. Сочная мякоть покрыта толстой кожицей. Внутри много семян

  7. Сухой односемянной плод. Околоплодник не срастается с семенем.

Рассказ с ошибками ( найдите и исправьте биологические ошибки в тексте)





Корень – генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней – это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Корни под землей дышат кислородом, содержащимся в воздухе, находящемся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой четко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплоды.



Познавательные задачи по зоологии позвоночных

  1. Хотя киты и живут в воде, но дышат легкими. Но, не смотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутится на суше. Почему?

  2. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см, вспахивать землю. Каким «орудием» он пользуется? Каковы его особенности?

  3. Спорили два друга: один утверждал, что сыр необходимо исключить из рациона собаки, так как он притупляет ее нюх; другой – что сыр полезен для собак. Кто же прав? Почему?

  4. Высоко в горах обитает черная и красноклювая клушница. Так, в Гималаях клушница была обнаружена на высоте 1800м. Чаще всего эта птица встречается там, где пасутся отары овец (до 5000 м). Овцы и птицы хорошо уживаются. Почему клушницы не пугают овец, а овцы позволяют птицам садиться на свою спину? Каков смысл поведения этих животных?



Индивидуальная работа по карточкам («Использование вегетативного размножения растений человеком»)



Карточка 1.

  1. Дайте определение: вегетативное размножение

  2. Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен этот способ вегетативного размножения?

  3. Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения размножаются таким способом?







Карточка 2.

  1. Дайте определение: вегетативные органы

  2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, н также встречающиеся в природе.

  3. Дайте подробное описание размножения растений прививкой. Какие растения размножаются таким способом?

Карточка 3

1. Дайте определение: генеративные органы

2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, которые использует человек и которые при этом отсутствуют в природе.

3. Дайте подробное описание размножения культурой тканей. Какие растения размножаются таким образом?



Составление схем, таблиц, рисунков

Самостоятельная работа с учебником (Тема «Соцветия, их значение в жизни растений)

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой §23) заполните таблицы:

Простые соцветия

Тип соцветия

Описание

Примеры растений

Рисунок

Кисть




Простой колос




Початок




Корзинка




Головка




Простой зонтик




Щиток




Завиток






Сложные соцветия

Тип соцветия

Описание

Примеры растений

Рисунок

Метелка (сложная кисть)




Сложный зонтик




Сложный колос






Заполните схему «Растение – целостный организм», назвав не только органы, но и ткани и где они находятся в организме.

Органы и ткани растения



















Задание для учеников, интересующихся биологией. ( Тема: «Понятие о систематике растений» ).

Сделайте таксономическое описание любого вида растения (т.е. укажите его вид, род, семейство, порядок и т.д.), укажите близкородственные виды, сделайте рисунок этого растения и укажите ареал его обитания.

Найдите и определите род, к которому относится наибольшее количество видов. Выпишите все эти виды, подсчитайте их количество.

Творческая работа. (Тема: «Бактерии»)

(Работа в парах)

Выберите любую группу бактерий и расскажите о них. Но рассказывать нужно так, чтобы предупредить об опасности или, напротив, показать их пользу. Помните, что в рекламе должна быть интересная информация. Не забудьте изготовить рекламные листовки. Их вам придется защищать.

(На работу отводится 10 минут.)

Работа с перфокартой («Побег»)

Перечертите в тетрадь перфокарту с вопросами и, пользуясь ответами, заполните ее. Для этого в каждую горизонтальную графу («А», «Б», и т.д.) поставьте знак «+» под цифрами, соответствующими номерам правильных ответов. Для примера первая горизонтальная строчка (А) уже заполнена.

Вопросы: А – листорасположение, Б – жилкование, В – внешнее строение листа; Г – форма листовой пластинки; Д – край листовой пластинки.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

А









+





+







+








Б





























В





























Г





























Д































Ответы:1 – листовая пластинка; 2 – пятилопастные листья, 3 – овальные листья, 4 – дваждынепарноперистые, 5-зубчатый, 6-дуговое, 7-цельные, 8-тройчатосложные, 9-очередное, 10-черешок, 11-ланцетные, 12-пильчатые, 13-сетчатое, 14-мутовчатое, 15-линейные, 16-многолопастные, 17-цельнокройные, 18 – параллельное, 19-выемчатые, 20-рассеченные, 21-супротивное, 22-перистосложные, 23-многократнорассеченные, 24-городчатые, 25-волнистые, 26-трехлопастные, 27 – лопастные, 28 – двоякозубчатые.

Подготовка сообщения, доклада, презентации, написание реферата

Выдающийся русский ботаник, растениевод, ученый, основоположник важных направлений в биологической науке, создатель отечественной школы биологов-селекционеров, известный путешественник-исследователь Николай Иванович Вавилов много сделал для научных основ растениеводства, а также для других отраслей биологии. Постарайтесь найти в литературе сведения о его жизни и деятельности, подготовьте и сделайте об этом подробное сообщение, презентацию. На уроке биологии по плану:

  1. Годы жизни и деятельности

  2. Области биологии, в которых работал ученый.

  3. Основные проблемы научной деятельности.

  4. Практическое значение научных выводов ученого.

  5. Главные научные труды ученого, не утроившие своего значения до настоящего времени.

Поищите в литературе сведения и о других отечественных ученых, которые внесли вклад в развитие биологии растениеводства, сельского хозяйства или других отраслей биологической науки. Напишите небольшой реферат или подготовьте презентацию и прочитайте его на уроке биологии.

Тест по биологии в 10 классе по теме «Строение клетки»

Вариант 1

Максимальное количество баллов – 63

  1. Описать органоиды (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану. (16 баллов)

  1. Функции

  2. Строение

  3. Количество в клетке

  4. Химический состав

  1. Распределите характеристики соответственно органоидам (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоидов). (26 баллов)

Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана

  2. Ядро

  3. Митохондрии

  4. Пластиды

  5. Рибосомы

  6. ЭПС

  7. Клеточный центр

  8. Комплекс Гольджи

  9. Лизосомы

  10. Цитоскелет

  11. Жгутики и реснички

А) транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) движение органоидов в клетке

Д) хранение наследственной информации

Е) немембранные

Ж) синтез жиров и углеводов

З) содержит ДНК

И) одномембранные

К) обеспечение клетки энергией

Л) самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) движение клетки

Н) двухмембранные

О)связь клетки с внешней средой

П) управление цитоскелетом и делением ядра

Р) есть только у растений

С) есть только у животных



  1. Уберите лишнее (3 балла)

Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка

  1. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках. (3 балла)

­­­­­­­­­­­­-------- + ---------- + ----------- = ---------------

( цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения)

  1. Выберите правильный ответ. (5 балов)

  1. Фотосинтез происходит

А) в хлоропластах

Б) в вакуолях

В) в лейкопластах

Г) в цитоплазме

2. Образование РНК происходит

А) в ЭПС

Б) в вакуолях

В)в комплексе Гольджи

Г)в цитоплазме

3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержаться

А)в рибосомах

Б) лизосомах

В) в цитоплазме

Г) в ЭПС

4. Жиры и углеводы образуются

А) в рибосомах

Б) в комплексе Гольджи

В) в вакуолях

Г) в цитоплазме

5. Белки, жиры, углеводы накапливаются про запас

А) в рибосомах

Б) в комплексе Гольджи

В) в вакуолях

Г) в цитоплазме

6. Определите, правильно ли дано высказывание (да – нет). (10 баллов)

  1. ЭПС – это часть комплекса Гольджи

  2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи

  3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами

  4. Цитоплазма выполняет защитную функцию

  5. Включения – это непостоянные образования клетки

  6. Клеточная стенка есть только у растений

  7. У растений нет клеточного центра

  8. Жгутики и реснички различаются по функциям

  9. Облегченная диффузия – это вид активного транспорта

  10. Митохондрии отличаются от пластид наличием ДНК



Вариант 5.

Максимальное количество баллов – 85

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. Нарисуйте схему строения животной и растительной клетки в виде топографической карты, подпишите структурные элементы (10баллов)

  2. Составьте путеводитель по карте-схеме клетки, с кратким описанием для каждого структурного элемента: какие вещества там можно найти, какие процессы можно наблюдать, особенности структуры и т.п. (30 баллов)



  1. Заполните таблицу «Строение эукариотической клетки» (20 баллов)

Структурный элемент клетки

Химический состав

Особенности строения

Функции, разновидности (если есть)

Количество в клетке

















  1. Назовите отличие активного и пассивного транспорта веществ через мембрану (3 балла)

  2. Найдите черты сходства (помимо сходства в строении) у всех (15 баллов)

  1. Немембранных органоидов

  2. Одномембранных органоидов

  3. Двумембранных органоидов

  1. Напишите памятку: «Как отличить клетку Прокариота от клетки Эукариота» Укажите не менее 5-ти отличий (7 баллов)


Вопросы для блицопроса по теме


  1. Как называется жидкая часть цитоплазмы

  2. Как называются постоянные образования клетки?

  3. Как называются непостоянные образования клетки?

  4. На какие группы можно разделить органоиды по строению

  5. Перечислите немембранные органоиды

  6. Перечислите 1-мембранные органоиды

  7. Перечислите 2-мембранные органоиды

  8. Назовите функции плазмолеммы

  9. Сколько слоев липидов входит в состав мембран?

  10. У какой группы живых организмов нет клеточной стенки?

  11. Из какого вещества состоит клеточная стенка растений?

  12. Из какого вещества состоит клеточная стенка грибов?


  1. Из какого вещества состоит клеточная стенка бактерий?


  1. Какие группы живых организмов относятся к эукариотам?

  2. Какие группы живых организмов относятся к прокариотам?

  3. Какие органоиды есть у прокариотов?

  4. Какие органоиды есть у эукариотов?

  5. Назовите функции ядра

  6. Назовите функции митохондрий

  7. Что общего в строении у митохондрий и ядра?

  8. Чем отличаются по строению митохондрии и ядро?

  9. Что общего у митохондрий и бактерий?

  10. Назовите функции ЭПС

  11. Что у бактерий выполняет функцию ЭПС

  12. Назовите функции комплекса Гольджи

  13. Назовите функции лизосом

  14. Назовите функции рибосом

  15. Что такое шероховатая ЭПС?

  16. какие органоиды есть только у животных?

  17. Назовите функции клеточного центра

  18. Какие органоиды есть только у растений?

  19. Назовите функции вакуолей у растений

  20. У каких еще организмов бывают вакуоли

  21. Назовите виды вакуоле у простейших

  22. Назовите функции пищеварительной вакуоли

  23. Назовите функции сократительной вакуоли

  24. Назовите виды пластид

  25. Назовите функции хлоропластов

  26. Назовите функции хромопластов

  27. Назовите функции лейкопластов

  28. Назовите 2 общих черты строения пластид, митохондрий и ядра

  29. Назовите функции жгутиков

  30. Назовите функции ресничек

  31. Назовите функции пероксисом

  32. Назовите виды транспорта веществ через мембрану

  33. Дайте определение активного транспорта

  34. Дайте определение пассивного транспорта

  35. Назовите виды эндоцитоза

  36. Что такое пиноцитоз?

  37. Что такое фагоцитоз?

  38. Дайте определение понятию «осмос»


Вид контроля: промежуточный

Форма контроля: фронтальный письменный

Метод контроля: Тестирование

Тест «Обмен веществ. Биосинтез белка»

Часть А. Выберите один правильный и наиболее полный ответ

А1. Ассимиляция – это

  1. Выделение энергии

  2. Распад органических веществ

  3. Пластический обмен

  4. Энергетический обмен

А2. Диссимиляция – это

  1. Анаболизм

  2. Биосинтез

  3. Пластический обмен

  4. Энергетический обмен

А3. Окисление органических веществ, сопровождающееся синтезом АТФ, носит название

  1. Анаболизм

  2. Ассимиляция

  3. Диссимиляция

  4. Фотосинтез

А4. биосинтез сложных органических веществ в клетке носит название

  1. Дыхание

  2. Ассимиляция

  3. Диссимиляция

  4. катаболизм

А5. Универсальными накопителями энергии в клетке являются молекулы

  1. аденозинтрифосфорной кислоты

  2. рибонуклеиновой кислоты

  3. дезоксирибонуклеиновой кислоты

  4. различных белков

А6. АТФ является

  1. нуклеиновой кислотой

  2. нуклеотидом

  3. белком

  4. углеводом

А7.В молекулах АТФ энергия заключена в химических связях между

  1. азотистым основанием и сахаром

  2. сахаром и остатком фосфорной кислоты

  3. атомами, входящими в состав остатков фосфорной кислоты

  4. остатками фосфорной кислоты

А8.Основной механизм распада молекулы АТФ, при котором выделяется энергия,-это

  1. отщепление одного фосфорного остатка (превращение АТФ в АДФ)

  2. отщепление двух фосфорных остатков (превращение АТФ в АМФ)

  3. отщепление трех фосфорных остатков

  4. полное разложение молекулы АТФ

А9.Каждая аминокислота закодирована

  1. одним нуклеотидом

  2. двумя нуклеотидами

  3. тремя нуклеотидами

  4. четырьмя нуклеотидами

А10.Четыре типа нуклеотида могут образовывать определенное число различных триплетов, равное

  1. 16

  2. 32

  3. 64

  4. 128

А11. Кодон – это

  1. Любая комбинация из трех нуклеотидов

  2. Триплет ДНК

  3. Триплет тРНК

  4. Триплет иРНК

Антикодон – это

  1. Любая комбинация из трех нуклеотидов

  2. Триплет ДНК

  3. Триплет тРНК

  4. Триплет иРНК

Часть В. Выберите все верные ответы

В1. В ходе анаболизма

  1. Синтезируются белки

  2. Синтезируется АТФ

  3. Синтезируются углеводы

  4. Выделяется энергия

  5. Поглощается энергия

  6. Участвуют ферменты

В2. В ходе катаболизма

  1. Синтезируются крупные органические молекулы

  2. Выделяется энергия

  3. Поглощается энергия

  4. Распадается АТФ

  5. Синтезируется АТФ

  6. Распадаются органические вещества

В3. Транскрипция

  1. Происходит в цитоплазме

  2. Происходит в ядре

  3. Это процесс, в результате которого образуется белок

  4. Идет с участием ферментов

  5. Идет с участием ДНК

  6. Это процесс, в результате которого образуется иРНК

В4.Трансляция

  1. Происходит вне ядра

  2. Протекает в ядре

  3. Идет с участием ферментов

  4. Идет с участием тРНК

  5. Это процесс, в результате которого образуется иРНК

  6. Это процесс, в результате которого образуется белок

Установите соответствие

В5. Установите соответствие между этапами синтеза белка и биологическими процессами

  1. Транскрипция

  2. Трансляция

  1. Происходит считывание информации

  2. Происходит вне ядра

  3. Идет с участием нуклеотидов

  4. Идет с участием тРНК

  5. В результате образуется белок

Установите последовательность

В6. Укажите правильную последовательность событий

  1. Присоединение аминокислоты к белковой молекуле

  2. Раскручивание двойной спирали ДНК

  3. Приобретение белком третичной структуры

  4. Выход копии гена в цитоплазму

  5. Доставка аминокислоты к рибосоме



В7. Укажите правильную последовательность событий

  1. Копирование гена

  2. Взаимодействие кодона с антикодоном

  3. Доставка молекулы в аппарат Гольджи

  4. Приобретение белком вторичной структуры

  5. Объединение иРНК с рибосомами



Вид контроля: Итоговый

Форма контроля: фронтальный письменный

Метод контроля: тестирование.

Тест по биологии в 10 классе «Наследственность и изменчивость организмов»

Часть. А – базовый уровень

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы

  1. ааВ

  2. ааВВ

  3. аВВ

  4. аВ

А2.Организм, имеющий генотип аа.-это

  1. гомозигота по доминантному признаку

  2. гомозигота по рецессивному признаку

  3. гетерозигота

  4. гомозигота

А3. Скрещивание, при котором родители различаются только по одной паре признаков, называется

  1. моногибридным

  2. дигибридным

  3. тригибридным

  4. полигибридным

А4. Расщепление по генотипу при анализирующем скрещивании происходит в соотношении

  1. 1:1

  2. 1:2

  3. 3:1

  4. 1:2:1

А5. Согласно закону независимого наследования признаков, расщепление по фенотипу происходит в соотношении

  1. 1;1

  2. 1:2:1

  3. 3:1

  4. 9:3:3:1

А6. Определите генотипы родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 75% растений с желтыми и 25% с зелеными семенами (рецессивный признак)

  1. ААхаа

  2. АахАа

  3. ААхАа

  4. ААхаа

А7. Катаракта (а) и глухонемота (в) у человека передаются как аутосомно-рецессивные, не сцепленные с полом признаки. Выберите генотип человека, страдающего глухонемотой.

  1. ааВВ

  2. ААвв

  3. АаВв

  4. ааВв

А8. Т. Морган сформулировал закон

  1. сцепленного наследования

  2. доминирования

  3. расщепления

  4. независимого наследования признаков

А9. При скрещивании двух дигетерозиготных особей у гибридов происходит расщепление по фенотипу в соотношении

  1. 3:1

  2. 1:2:1

  3. 1:1

  4. 9:3:3:1

А10. При дигибридном анализирующем скрещивании генотипы родителей соответствуют

  1. ААВВ х ВвВв

  2. АаВв х аавв

  3. ААВВ х ААвв

  4. Аа х Вв

А11. Структура ДНК изменяется в результате….мутации

  1. Генной

  2. Геномной

  3. Хромосомной

  4. Цитоплазматической

А12. Фенотипическая изменчивость, в отличии от генотипической, характеризуется тем, что

  1. Носит приспособительный характер

  2. Передается потомкам при половом размножении

  3. Является источником материала для естественного отбора

  4. Является необратимой.

А13. На схеме изображена мутация

А

Б

В

Г

Д


Е

Ж

  1. Генная

  2. Геномная

  3. Спонтанная

  4. Хромосомная

А14. В селекции животных не используют

  1. Аутбридинг

  2. Инбридинг

  3. Метод ментора

  4. Отдаленную гибридизацию

А15. Теоретической базой селекции является

  1. Биохимия

  2. Генетика

  3. Молекулярная биология

  4. Эволюционное учение Дарвина

Часть В. – повышенный уровень

Выберите три верных ответа из шести предложенных.

В1. Закон Т. Моргана-

  1. Закон независимого наследования признаков

  2. Закон сцепленного наследования

  3. В F2 расщепление по фенотипу происходит в соотношении 9:3:3:1

  4. Потомки с фенотипическими признаками родителей в F2 появляются чаще, чем с перекомбинированными

  5. Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются преимущественно вместе

  6. Моногибридное скрещивание






В2. Генеалогический метод исследования

  1. Использовал Г. Мендель

  2. Используют в практике медико-генетического консультирования

  3. Используют для определения биохимического состава тканей потомков

  4. Позволяет определить характер и тип наследования признаков

  5. Лежит в основе определения химического состава хромосом

  6. Позволяет рассчитать риск рождения больного ребенка






Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Характеристика

А. скрещивание гомозигот

Б. скрещивание гетерозигот

В. родительские формы - чистые линии

Г. Родительские формы взяты из F1

Д. в F1 100% гетерозигот

Е. Расщепление по фенотипу 3:1

Законы Г. Менделя

  1. 1 закон Г. Менделя

  2. 2 закон Г. Менделя



А

Б

В

Г

Д

Е











Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В4.Установите последовательность открытия законов и закономерностей генетики

  1. Закон сцепленного наследования

  2. Закон единообразия гибридов первого поколения

  3. Закон независимого наследования признаков

  4. Закон расщепления

  5. Закон гомологических рядов

  6. Закон Харди-Вайнберга.









Часть С. – повышенный уровень.



Применение биологических знаний в практических ситуациях; практико-ориентированное задание.



С1. Что такое отдаленная гибридизация? Приведите не менее трех примеров получения отдаленных гибридов, обладающих хозяйственно-ценными признаками.



Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации



С2. У кур темная кожа доминирует над белой, полосатое оперение над черным. Ген, обуславливающий окраску оперения, локализован в Х-хромосоме. Скрещивали черную курицу с темной кожей с полосатым петухом со светлой кожей. Все цыплята оказались полосатыми, из них 50% имели темную кожу и 50% - светлую. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!