Структура современного урока астрономии
Учитель физики и математики высшей категории Галина Елькина раскрыла в вебинаре основы современного урока астрономии. Его подготовка и проведение, конечно, включают планирование образовательных результатов, самостоятельный поиск материалов учениками и побуждение ребят взаимодействовать в группе.
Учитель «второго поколения»
Школы остро нуждаются в учителях, которые отвечают актуальным требованиям: могут целенаправленно обучать детей универсальным и предметным действиям, инициировать активную деятельность на уроках, использовать новейшие технологии. Курсы и учебные пособия корпорации «Российский учебник» созданы, чтобы помочь педагогам с физико-математическим образованием организовать продуктивные уроки по астрономии. Рассмотрим структуру таких уроков.
Общая структура современного урока астрономии
Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.
Актуализация полученных ранее знаний.
Пробное учебное действие по новой теме.
Поиск сложных мест в работе с новой информацией.
Нахождение путей и способов выхода из затруднений.
Реализация решения. (Противоречивая ситуация – тоже результат)
Первичное закрепление успешного результата работы.
Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону (как правило, домашнее задание).
Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ.
Анализ и оценивание деятельности учеников на уроке.
Уроки астрономии можно разделить на несколько видов, их структуры будут отличаться. Разберем подробнее, как последовательно и эффективно обеспечить усвоение материала и диагностику знаний.
Уроки исследования и освоения новых знаний
Деятельностная цель: сформировать умение пользоваться новыми способами действия.
Содержательная цель: расширить понятийную базу новыми элементами.
Мотивирование ученика. Школьник должен захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы, понимать, что необходимо делать для получения знаний.
Формулировка цели и темы. В идеале, это делают сами ученики.
Формулирование гипотезы и плана действий.
Проверка гипотезы через наблюдение, эксперимент, лабораторную работу.
Первичное закрепление знаний через контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма. Для этого можно использовать модные, интересные ученикам книги и видеоролики.
Уроки рефлексии
Деятельностная цель: сформировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа.
Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные действия.
Подготовка к коррекционной работе. Здесь первоочередное не желание выполнять деятельность, а понимание ее необходимости.
Формулирование темы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.
Формулирование гипотезы и плана действий по фиксации алгоритма работы, собственных затруднений, причин ошибок.
Обобщение и отработка способов действия. Можно переносить на домашнюю работу.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: научить формулировать выводы, структурировать и обобщать информацию.
Содержательная цель: построить обобщающие нормы действий и определить теоретические основы содержательных и метапредметных линий урока.
Мотивирование ученика. Школьнику необходимо стремиться к развитию своих способностей.
Формулировка темы и цели на основе последующих задач.
Закрепление информации через размышление, диалог, решение различных типов задач. В том числе – задач по астрономии из реестра заданий ЕГЭ по физике.
Включение новых действий в систему знаний через обобщение.
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: сформировать способность к осуществлению контроля.
Содержательная цель: построить механизм контроля и самоконтроля.
Формулировка заданий на дом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).
Предоставление ученикам обоснованного эталона.
Сопоставление домашней работы с содержанием учебника.
Обсуждение критериев контроля и оценки результатов.
Общие советы педагогу
Для мотивации учеников и лучшего восприятия ими информации представляйте интересные факты, значимые для современного подростка.
Учебник используйте только как источник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий.
При возможности, организуйте наблюдение за небесными телами и обсуждение увиденного.
Составляйте задания для проектной деятельности с учетом профильного направления класса.
Изучение астрономии становится особенно важным для учеников, когда в процессе они приобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельности путешествуют, оказываясь в разных уголках мира