СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "900 блокадных дней"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий "900 блокадных дней" посвящен снятию блокады Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "900 блокадных дней"»

Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда.

«900 Блокадных Дней» (с презентацией)


Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим

историческим событиям.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий

нашей страны.


Вед: Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых -

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Вед: На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.


Вед: Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.


Вед: 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, использовать их труд на строительство и нужды великой Германии.


Вед: Одной из главных целей Гитлера – было захватить город Ленинград. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город, с целью стереть его с лица земли.


Вед: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Фашистские войска несли большие потери и вскоре перешли к обороне. Гитлер уготовил ужасную участь городу. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено было блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй.


Вед: Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши. Начался отчёт блокадных дней и ночей.

Стихотворение «За Ленинград» читает ________________________________


За Ленинград (А. Прокофьев 1941г)


С утра не замолкает канонада,

Так день за днём, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.


Об этом говорили их листовки -

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга.


И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Всё наседал, смертельно ненавидя

Всё русское, всё, связанное с ним!


Но мы стеною от земли до неба

Все поднялись и отстояли свет.

И Ладога, и дальняя Онега

Услышали стоярусное: «Нет!»


Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!


Не отдадим мы дел, вознесших - Смольный,

Лугов, какими город окружен,

Не отдадим волны Невы раздольной,

Не предадим детей своих и жен!


Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа, свет его

И преградим пути ей в глубь России,

К бессмертию народа моего!


Не отдадим им молний наших росчерк,

Гнездовья туч, озёр великий стан,

Не отдадим берёзовые рощи,

Которые увидел Левитан!


Не отдадим грядущий День Победы,

Сиянье солнца, отблески зари,

Не предадим могил отцов и дедов,

Курганов, где лежат богатыри!


Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим,

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим! Не отдадим!

 

Вед: С 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года город Ленинград находился в блокаде. В осажденном городе от бомбёжек, болезней, голода и холода погибло около 1 млн. ленинградцев. Самая распространенная болезнь в то время была дистрофия, т.е. нарушение питания, кровоснабжения, доставки питательных веществ в организм.


Вед: С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. В состав блокадного хлеба входили: мука ржаная, жмых, соевая мука, отруби, целлюлоза, обойная пыль, солод.  Добавляли в тесто различные ингредиенты  органического происхождения, например, опилки из древесины.  Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.


Вед: Смерть входила во все дома. Многие знают печальную историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда. Она была сильно больна, её лечили, но спасти не смогли.

Стихотворение «Дневник Тани Савичевой» читает _____________________________


Дневник Тани Савичевой (Сергей Смирнов)


На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время возвышает образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки. 
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстояния
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит про наши времена!


Вед: В первый год тяжёлой блокадной зимы работало около 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе. Стихотворение «В школе» читает _______________________________


В школе. (Юрий Воронов)
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось: умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли. 
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.

Вед: В таких суровых испытаниях город не только жил, но и давал фронту танки, самолеты, минометы, пулеметы, снаряды и мины. На заводах и фабриках у станков стояли женщины, мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.


Вед: 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землёй, не занятой врагом. Эту дорогу назвали - ДОРОГА ЖИЗНИ. По ней под непрерывными бомбёжками врага двигались колонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Вед: В январе 1943 года блокада города была прорвана, и по отбитому у врага коридору шириной всего 8-11км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьём для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Но впереди был ещё целый год до полного снятия блокады.


Вед: Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Около полутора миллиона военнослужащих и мирных жителей получили эту награду, из них-15.249 детей. Стихотворение «Моя медаль» читает _______________________


Моя медаль (О. Берггольц)
...Осада длится, тяжкая осада, 
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
Я здесь жила и всё могла снести:
Медаль "За оборону Ленинграда"
Со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
Я до тебя тогда коснусь руками,
Медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать ещё упрямей и сильней...
Взывай же чаще к памяти моей, 
Медаль "За оборону Ленинграда".
...Война ещё идёт, ещё – осада.
И, как оружье новое в войне,
Сегодня Родина вручила мне
Медаль "За оборону Ленинграда".


Вед: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – День снятия блокады Ленинграда, который упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в восемь часов вечера над освобождённым Ленинградом прогремел праздничный салют. Салют городу - герою!


Вед: За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.


Вед: Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!


Вед: Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...


Вед: Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.


Вед: В этом году исполняется 70 лет со дня снятия блокады. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершённый ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.


Вед: Священное место для каждого ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.


Вед: Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискарёвка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет…


Вед: Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!


Вед: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


(минута молчания)


Вед: Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.


Вед: За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями города во время блокады, Ленинград  получил  звание - ГОРОД ГЕРОЙ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Стихотворение «Опять война» читает __________________________________


"Опять война..." (Юрий Воронов).

Опять война, опять блокада. А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы и убедительны слова,

Но даже, если это правда, такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети б этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!


Вед: Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы, ведь память жива!

Вед: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!