11
Николо-Погореловская сельская
библиотека-филиал № 23
МКОУ «Сафоновская РЦБС»
«Кузя приглашает друзей»
Сценарий библиотечного занятия
к 90-летию со дня рождения
Татьяны Ивановны Александровой.
Автор:
Салимова М.Г.,
библиотекарь
1 категории
2019 год
«КУЗЯ ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ»
Сценарий библиотечного занятия к 90-летию со дня рождения
Татьяны Ивановны Александровой.
Оформление и реквизит: домовенок Кузька-кукла, книга, карточки со строчками стихотворения Т. Крюковой, волшебный сундучок, выставка книг, дом для Кузи.
Цель: Привлечение к чтению книги Т. Александровой «Кузька»
Задачи:
Презентация проекта «Домик для Кузи»
Проект «Обложка для книги»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Библиотекарь:
- Здравствуйте, ребята!
Для начала отгадайте загадку:
Его никто не видел. Добрый озорной бывает, люди говорят за печкой живет в доме, охраняет и оберегает дом. Кто это?
(ответ детей:Домовой)
- Каким вы его представляете?
(ответы детей: красивый, добрый, маленький)
Раньше в старину на Руси люди верили в существование духов, в частности, домового. Представляли образ в виде маленького человечка, старика или девушки…
Ставили еду на стол (хлеб, воду) приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили:
«Домовой, домовой, поиграл – отдай».
Переезжали из дома в дом, приглашали домового словами:
«Домовой, домовой, иди со мной…»
Образ домового стал оберегом в доме, который охранял и оберегал жилище, сохранял здоровье.
«Слепое прослушивание» фрагмента из книги Н.И.Александровой
- Как называется книга?
- Кто автор ?
- Какой здесь домовой?
3.Знакомство с библиотечным Кузей
- У нас в библиотеке есть свой домовенок, небольшой, молоденький, а зовут его Кузька, Кузя, Кузенька. Пока библиотека открыта - он с детьми, а как закрывается, возвращается и он в свою книжку. Что же это за книжка?
( Александрова Т. «Кузька»).
Вот Кузька с Книгой и спешит к нам сегодня, давайте позовем их!
Приходи скорее, Кузя,
И давай знакомиться.
Пусть на долгие года
Этот день запомнится.
- Наш библиотечный домовёнок Кузя. Такого вы представляете?
- Здравствуйте, ребята! Я пригласил вас к себе в гости на новоселье. Вот какой домик соорудили дети. Обставили и украсили. (багодарит авторов проекта «Домик для Кузи»)
- А вы знаете, где домовые живут? Попробуйте отгадать загадку и узнаете!
Летом спит, зимой гудит,
Внутри горит, тепло дарит. (Печка).
История литературного домовёнка.
В ы, наверняка, видели мультфильм про домовёнка Кузю, а знаете ли вы, что у домовёнка есть мама – добрая, ласковая, любящая, как все мамы на свете. Зовут её Татьяна Ивановна Александрова.
Она родилась 10 января 1929 года в городе Казани, но детство провела в Москве со своими родителями и сестрой– близняшкой Наташей.
А ещё в доме была помощница по хозяйству Матрёна Фёдоровна Царёва. Девочки очень любили свою Матрёшеньку. Ведь она не только о них заботилась, но и превращала их жизнь в сказку, а самые обычные предметы в доме становились для них волшебными. Так и казалось, что из-за цветочного горшка, из-за занавески, вот-вот высунется домовой. Но девочки не только слушали Матрёшины сказки, вскоре Таня и сама стала выдумывать истории и рассказывать их сестре.
А потом была Великая Отечественная война, девочки оказались в эвакуации. И Таня, а было ей всего 13 лет, работала воспитательницей в детском саду и, конечно, сочиняла для малышей необычные истории.
Все дети вырастают, и Таня тоже выросла, но, как бывает с детскими писателями и поэтами, сохранила в сердце сказку. Возможно, именно за эту черту её полюбил замечательный детский поэт Валентин Берестов, который и стал её мужем. Вместе они написали чудесную книгу «Катя в игрушечном городе», а ещё «Сундучок с игрушками» и «Игрушечная школа».
Однако Татьяна Александрова не только писатель, но и художник. Рисовать она любила с детства. А потом выучилась, работала на мультстудии, вела занятия во Дворце пионеров – занималась с детьми и часто их рисовала, а чтобы они сидели смирно, рассказывала им сказки про всяких удивительных созданий – леших, водяных, домовых, кикимор. Вот и Кузю – тогда ещё просто лохматого домовёнка – она сначала нарисовала, а потом уже – 8 октября 1972 года – стала сочинять про него историю. Именно эта дата считается днём рождения домовёнка Кузи.
Хорошие книги приходят в мир разными путями. Бывает, что только автор издал произведение, и оно тут же стало известным, а бывает, что пройдёт много лет, прежде чем его полюбят и оценят. Так и путь домовёнка Кузи оказался намного длиннее, чем следовало бы. В 1977 году вышла первая история про домовёнка Кузю, но нарисовать к ней иллюстрации Татьяне Александровой не позволили, и Кузька получился толстым и каким-то староватым. Да и книжка прошла почти незамеченной. В 1983 году Татьяна Александрова умерла – ей было всего пятьдесят четыре. И уже после её смерти вышел в свет мультфильм «Дом для Кузьки» – первый мультик о домовёнке, прославивший Кузю на всю страну. Сценарий к нему написал В. Берестов, и домовёнок уже был таким, как надо, – очень похожим на того, которого нарисовала Т. Александрова: маленький, смешной, в огромных лаптях, с головой, похожей на солнышко. А потом вышла и книжка со всеми тремя историями про домовёнка. Вот тогда-то наконец у нас, читателей, появилась возможность узнать про Кузю всё-всё-всё!(М. А. Мельниченко)
).
Книга про Кузю (Дети рассматривают странную книгу).
Ведущий: Если кто-то не читал книгу про него, обязательно прочитайте, а то Кузька обидится и убежит от нас.
Книга: Прочитайте стихотворение про этого домового, Кузька хочет послушать про своего родственника.
Ведущий: Вы получите по строчке, Вам нужно не только выразительно прочитать эти строчки, но еще и подобрать рифму, вставив подходящие слова вместо точек.
В доме добрый домовой
Поселился за.. (трубой)
Для мышей наделал дыр
И таскал туда им.. (сыр).
Дымоход трухой забил
Дым чтоб зря не (уходил).
Все двери Домовой
Поломал замок дверной
Чтобы ночью был и днем
Для гостей распахнут …(дом) Т. Крюкова
Ведущий: А следующая загадка вам поможет ответить на вопрос: где нашла Кузьку девочка Наташа?
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
В пляс по комнате пошел
Оглянулся - чистый дом. (веник).
Да, домовенка Кузьку девочка обнаружила под веником.
Игра- словарик
Ведущий:
Ну а теперь давайте с Кузькой поговорим. Скажите ему несколько ласковых, добрых слов и передайте Кузьку следующему.
- Кузька, давай с тобой дружить!
(Дети стоят в кругу и передают Кузьку друг другу, произнося при этом что-то приятное в его адрес.)
Ему всего-то семь веков, что по человеческим меркам – семь лет.
«Небольшой, лохматый, в красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос
курносый, а рот до ушей, особенно, когда смеется».
Домовенок Кузя говорит языком странным, старинным, но живым.
Пословицы, присказки, поговорки так естественны в его речи:
- Спасибо тому, кто хозяин в дому!
- С некоторыми водиться - что в крапиву садиться.
- Идет мимо кровати спать на полати.
- Стужа да мороз, на печи мужик замерз!
Кузя любит хозяйничать по дому, приводить его в порядок, поддерживать чистоту. Не случайно Баба-Яга так стремится заполучить его к себе в дом: домовые приносят счастье и создают уют.
У Кузи много друзей и родственников, которых он с
обстоятельностью перечисляет своей подружке – девочке Наташе:
- Афонька, Адонька, Вуколочка, Пармеша, Куковяка, Лутонюшка, Пафнутий, Фармуфий и еще много других – на полстраницы!
- Что это, все твои товарищи? – изумилась девочка. – Так много?
- А как же! – важно ответил Кузька. – Без товарищей один Жердяй
живет… Завистник, ненавистник и пакостник, лучше его сюда не звать –
всех перессорит.
Кузя не только дружелюбен, но и доброжелателен, жалостлив. В силу
своего невеликого жизненного опыта и незнания городской жизни он готов
общаться со всеми предметами. Так, он зовет в гости самолет, которому
показывает язык и которого подразнивает:
- Эй ты! Сюда заворачивай! Лети, лети к нам в гости со своими чадами и домочадцами. С друзьями и соседями, со всем домком, окромя хором!
- Вот чудак, да он же здесь не поместится, - рассмеялась Наташа.
- Толкуй больной с подлекарем! – развеселился Кузька. – Сколько их в
небе перевидал, ни один крупнее вороны или галки не попадался. А этот не
простой самолет, обиженный.
Потом Наташа еще не раз будет поправлять и оберегать искушенного в городской жизни Кузеньку, когда он будет искать себе домик и выбирать то шкафчик для мусорного ведра, то духовку, то холодильник. Когда он будет отказываться от пирожных с кремовыми листиками и цветами: «Это я не ем. Я не козел». А потом, съев штук десять, будет всюду носить с собой коробочку с олелюшечками, как он назовет пирожные.
Родом Кузька из деревни. Там он жил в доме под печкой с другими
домовятами. Там научился понимать и говорить по-воробьиному, по-вороньи, по-куриному, узнал лошадиный, козлиный, бычий, лисий, медвежий
языки.
- «Рыбьи языки хуже знаю, трудные они: покуда выучишь, десять раз утопнешь или простудишься», - говорил Кузька. Убежав из горящего дома с заветным сундучком, который умеет сказки сказывать добрым людям, Кузька попадает то к лешим - хозяевам леса, называвшим каждое дерево, каждый кустик по имени; то к Бабе-Яге; то к болотным кикиморам - бестолковым и суетливым.
Трудно Кузеньке отличить добро от зла. Баба-Яга может быть злой, и страшной в доме для плохого настроения, доброй и приветливой в доме хорошего настроения. А еще может она лживыми речами улестить,ублажить Кузю, откормить себе на будущее. И вместо Кузьки его друг Лешик видит Бабеныша-Ягёныша, подобие коварной ведьмы. Но не может домовой быть бездельником, и друзья выручают Кузьку.
Теперь он будет жить в городе, в большом доме, на восьмом этаже у девочки Наташи, да не один, а со своими друзьями. Об этом финал книги: Наташа «вернулась, а там, среди игрушек, сидят два Кузьки. Второй домовенок поменьше и весь рыжий. Смотрит на девочку, молчит и улыбается.
- Это Вуколочка! – сказал тот Кузька, который покрупнее. – Он тебя
стесняется. Долго молчать будет.
А в круглом аквариуме среди… рыбок кто-то сидел и глядел круглыми
печальными глазами.
- Это водяной, - объяснил Кузька. – Крохотный еще. Вуколочка его по дороге нашел… вылез из речки. Пусть поживет у тебя, хотя бы лет шестьдесят, пока немного не подрастет. Ладно?».
Ведущий: Ну, вот и подружились с Кузькой. А у Кузьки много товарищей и родственников. Вы знаете, как их зовут?
Дети отвечают.
- Ну что ж, а теперь Кузька приглашает всех своих друзей поиграть в игру «Пять домовых».
6.Игра « Пять домовых»
Ведущий читает стихотворение, дети изображают действие домовых.
Пять веселых домовых праздничною ночью
Разгулялись чересчур, расшатались очень.
(поднимают руки вверх и покачиваются)
Встав на цыпочки, один закружился в вальсе
(встают на цыпочки. кружатся вокруг себя)
А второй споткнулся - и нос себе расквасил
(держатся за нос)
Третий прыгал до небес. С неба звезды цапал.
(прыгают, хватая руками звезды.)
А четвертый топал как Мишка косолапый
(топают)
Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой.
(руки держат у рта)
Этой ночью домовым очень было весело.
( хлопают в ладоши).
Игра “10 домовят”.
10 домовят мороженое ели
Десятый простудился, и их осталось 9.
Девять домовят красили заборчик,
Испачкался девятый, и их осталось восемь.
8 домовят всю ночь танцевали,
Проснулись рано утром, друг друга посчитали,
Восьмой проспал совсем, и их осталось 7.
Семь домовят бегали, играли
Седьмой порвал штанишки, за это наказали.
Стоит в углу, скучает, и больше не играет.
Сколько их осталось – 6, какая жалость!
6 домовят больше не шалят, 6 домовят тихонечко сидят
Устал Шестой, залез в кровать, и их осталось ровно 5.
5 домовят по лесу гуляли, 5 домовят шишки собирали
Заблудился пятый и кричит АУ,
Сколько домовят без него в лесу.
Четыре домовенка шлепали по лужам,
Четвертый ноги промочил и теперь простужен
Горячий чай с малиной ему принесли,
А домовят осталось, сколько – три.
Три домовенка отправились в поход,
Третий оступился – дальше не пойдет
Остальные на гору взбираются пока
А сколько их осталось – ну конечно два.
Два домовенка в зоопарк попали
Два домовенка крокодила увидали
Второй испугался и быстрей домой
А один остался, он теперь герой!
Один домовенок сильно устал
Один домовенок сегодня рано встал
Пора ему спать, пусть ложиться в кровать
Ну, а утром станет 10 их опять.
Ведущий: Да, любит Кузька поиграть. А как называется игра, в которой домовенок с Наташей играл, кто из вас знает?
Книга: А называется она «То тепло, то холодно». Послушайте, как в нее играли Кузька и Наташа.
(ведущий читает из книги «Кузька» с. 23-26.)
- Давайте и мы поиграем в игру « Тепло-холодно».
Я буду говорить вам предложения. Если их говорил Кузька, то вы должны сказать «тепло», а если нет, то «холодно».
Игра: «Тепло - холодно»
«Ну что я за добрый молодец. Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодей». «тепло»
«Нам с вами зима - одна ночь. Закроешь глаза, наглядишься снов; откроешь - и весна1» (холодно).
«Дом без хозяина – сирота, и хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают», «тепло».
«А без хозяина лес - сирота: сушь да глушь. Хозяин хорош – и лес пригож». «холодно»
«Где новоселье - там гости. Где гости - там угощение. Мало угощение - гости подерутся». «тепло».
7. Викторина
Ведущий: кто внимательно слушал, тот ответит на вопрос: а сколько же лет нашему Кузьке? (семь веков, восьмой пошел, т. е. 700 лет)
8. Сундучок со сказками
Ведущий: Есть у Кузьки волшебный сундучок. Он хранится у домовых много веков.
и вот такое будет вам задание от Кузьки: Собрать для его сундучка ваши любимые сказки
9. Библиотечная проблема – ПРОЕКТ «Обложка для книги про Кузю»
10. Просмотр мультфильма
11. Новоселье: угощение и чаепитие