СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий библиотечного мероприятия  к 90-летию со дня рождения  Т. И. Александровой "Кузя приглашает друзей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кузя приглашает друзей»

 

Сценарий библиотечного мероприятия  к 90-летию со дня рождения

 Татьяны Ивановны Александровой "Кузя приглашает друзей"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий библиотечного мероприятия  к 90-летию со дня рождения  Т. И. Александровой "Кузя приглашает друзей"»

11


Николо-Погореловская сельская

библиотека-филиал № 23

МКОУ «Сафоновская РЦБС»


«Кузя приглашает друзей»


Сценарий библиотечного занятия

к 90-летию со дня рождения

Татьяны Ивановны Александровой.


Автор:

Салимова М.Г.,

библиотекарь

1 категории

2019 год


«КУЗЯ ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ»

Сценарий библиотечного занятия к 90-летию со дня рождения

Татьяны Ивановны Александровой.


Оформление и реквизит: домовенок Кузька-кукла, книга, карточки со строчками стихотворения Т. Крюковой, волшебный сундучок, выставка книг, дом для Кузи.

Цель: Привлечение к чтению книги Т. Александровой «Кузька»

Задачи:

Презентация проекта «Домик для Кузи»

Проект «Обложка для книги»


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Библиотекарь: 

- Здравствуйте, ребята!

Для начала отгадайте загадку:

Его никто не видел. Добрый озорной бывает, люди говорят за печкой живет в доме, охраняет и оберегает дом. Кто это?

 (ответ детей:Домовой)

- Каким вы его представляете? 

(ответы детей: красивый, добрый, маленький)

Раньше в старину на Руси люди верили в существование духов, в частности, домового. Представляли образ в виде маленького человечка, старика или девушки…

Ставили еду на стол (хлеб, воду) приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили

«Домовойдомовой, поиграл – отдай».

Переезжали из дома в дом, приглашали домового словами:

«Домовойдомовой, иди со мной…»

Образ домового стал оберегом в доме, который охранял и оберегал жилище, сохранял здоровье.


  1. «Слепое прослушивание» фрагмента из книги Н.И.Александровой

- Как называется книга?

- Кто автор ?

- Какой здесь домовой?

3.Знакомство с библиотечным Кузей

- У нас в библиотеке есть свой домовенок, небольшой, молоденький, а зовут его Кузька, Кузя, Кузенька. Пока библиотека открыта - он с детьми, а как закрывается, возвращается и он в свою книжку. Что же это за книжка?

( Александрова Т. «Кузька»).

Вот Кузька с Книгой и спешит к нам сегодня, давайте позовем их!


Приходи скорее, Кузя,

И давай знакомиться.

Пусть на долгие года

Этот день запомнится.

- Наш библиотечный домовёнок Кузя. Такого вы представляете?

- Здравствуйте, ребята! Я пригласил вас к себе в гости на новоселье. Вот какой домик соорудили дети. Обставили и украсили. (багодарит авторов проекта «Домик для Кузи»)

- А вы знаете, где домовые живут? Попробуйте отгадать загадку и узнаете!

Летом спит, зимой гудит,

Внутри горит, тепло дарит. (Печка).


  1. История литературного домовёнка.

В ы, наверняка, видели мультфильм про домовёнка Кузю, а знаете ли вы, что у домовёнка есть мама – добрая, ласковая, любящая, как все мамы на свете. Зовут её Татьяна Ивановна Александрова.

Она родилась 10 января 1929 года в городе Казани, но детство провела в Москве со своими родителями и сестрой– близняшкой Наташей.

А ещё в доме была помощница по хозяйству Матрёна Фёдоровна Царёва. Девочки очень любили свою Матрёшеньку. Ведь она не только о них заботилась, но и превращала их жизнь в сказку, а самые обычные предметы в доме становились для них волшебными. Так и казалось, что из-за цветочного горшка, из-за занавески, вот-вот высунется домовой. Но девочки не только слушали Матрёшины сказки, вскоре Таня и сама стала выдумывать истории и рассказывать их сестре.

А потом была Великая Отечественная война, девочки оказались в эвакуации. И Таня, а было ей всего 13 лет, работала воспитательницей в детском саду и, конечно, сочиняла для малышей необычные истории.

Все дети вырастают, и Таня тоже выросла, но, как бывает с детскими писателями и поэтами, сохранила в сердце сказку. Возможно, именно за эту черту её полюбил замечательный детский поэт Валентин Берестов, который и стал её мужем. Вместе они написали чудесную книгу «Катя в игрушечном городе», а ещё «Сундучок с игрушками» и «Игрушечная школа».

Однако Татьяна Александрова не только писатель, но и художник. Рисовать она любила с детства. А потом выучилась, работала на мультстудии, вела занятия во Дворце пионеров – занималась с детьми и часто их рисовала, а чтобы они сидели смирно, рассказывала им сказки про всяких удивительных созданий – леших, водяных, домовых, кикимор. Вот и Кузю – тогда ещё просто лохматого домовёнка – она сначала нарисовала, а потом уже – 8 октября 1972 года – стала сочинять про него историю. Именно эта дата считается днём рождения домовёнка Кузи.

Хорошие книги приходят в мир разными путями. Бывает, что только автор издал произведение, и оно тут же стало известным, а бывает, что пройдёт много лет, прежде чем его полюбят и оценят. Так и путь домовёнка Кузи оказался намного длиннее, чем следовало бы. В 1977 году вышла первая история про домовёнка Кузю, но нарисовать к ней иллюстрации Татьяне Александровой не позволили, и Кузька получился толстым и каким-то староватым. Да и книжка прошла почти незамеченной. В 1983 году Татьяна Александрова умерла – ей было всего пятьдесят четыре. И уже после её смерти вышел в свет мультфильм «Дом для Кузьки» – первый мультик о домовёнке, прославивший Кузю на всю страну. Сценарий к нему написал В. Берестов, и домовёнок уже был таким, как надо, – очень похожим на того, которого нарисовала Т. Александрова: маленький, смешной, в огромных лаптях, с головой, похожей на солнышко. А потом вышла и книжка со всеми тремя историями про домовёнка. Вот тогда-то наконец у нас, читателей, появилась возможность узнать про Кузю всё-всё-всё!(М. А. Мельниченко)

).

  1. Книга про Кузю (Дети рассматривают странную книгу).

Ведущий: Если кто-то не читал книгу про него, обязательно прочитайте, а то Кузька обидится и убежит от нас.

Книга: Прочитайте стихотворение про этого домового, Кузька хочет послушать про своего родственника.

Ведущий: Вы получите по строчке, Вам нужно не только выразительно прочитать эти строчки, но еще и подобрать рифму, вставив подходящие слова вместо точек.

В доме добрый домовой

Поселился за.. (трубой)

Для мышей наделал дыр

И таскал туда им.. (сыр).

Дымоход трухой забил

Дым чтоб зря не (уходил).

Все двери Домовой

Поломал замок дверной

Чтобы ночью был и днем

Для гостей распахнут …(дом) Т. Крюкова

Ведущий: А следующая загадка вам поможет ответить на вопрос: где нашла Кузьку девочка Наташа?

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел

Оглянулся - чистый дом. (веник).

Да, домовенка Кузьку девочка обнаружила под веником.

Игра- словарик

Ведущий: 

Ну а теперь давайте с Кузькой поговорим. Скажите ему несколько ласковых, добрых слов и передайте Кузьку следующему.

- Кузька, давай с тобой дружить!

(Дети стоят в кругу и передают Кузьку друг другу, произнося при этом что-то приятное в его адрес.)

Ему всего-то семь веков, что по человеческим меркам – семь лет.

«Небольшой, лохматый, в красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос

курносый, а рот до ушей, особенно, когда смеется».

Домовенок Кузя говорит языком странным, старинным, но живым.

Пословицы, присказки, поговорки так естественны в его речи:

- Спасибо тому, кто хозяин в дому!

- С некоторыми водиться - что в крапиву садиться.

- Идет мимо кровати спать на полати.

- Стужа да мороз, на печи мужик замерз!

Кузя любит хозяйничать по дому, приводить его в порядок, поддерживать чистоту. Не случайно Баба-Яга так стремится заполучить его к себе в дом: домовые приносят счастье и создают уют.

У Кузи много друзей и родственников, которых он с

обстоятельностью перечисляет своей подружке – девочке Наташе:

- Афонька, Адонька, Вуколочка, Пармеша, Куковяка, Лутонюшка, Пафнутий, Фармуфий и еще много других – на полстраницы!

- Что это, все твои товарищи? – изумилась девочка. – Так много?

- А как же! – важно ответил Кузька. – Без товарищей один Жердяй

живет… Завистник, ненавистник и пакостник, лучше его сюда не звать –

всех перессорит.

Кузя не только дружелюбен, но и доброжелателен, жалостлив. В силу

своего невеликого жизненного опыта и незнания городской жизни он готов

общаться со всеми предметами. Так, он зовет в гости самолет, которому

показывает язык и которого подразнивает:

- Эй ты! Сюда заворачивай! Лети, лети к нам в гости со своими чадами и домочадцами. С друзьями и соседями, со всем домком, окромя хором!

- Вот чудак, да он же здесь не поместится, - рассмеялась Наташа.

- Толкуй больной с подлекарем! – развеселился Кузька. – Сколько их в

небе перевидал, ни один крупнее вороны или галки не попадался. А этот не

простой самолет, обиженный.

Потом Наташа еще не раз будет поправлять и оберегать искушенного в городской жизни Кузеньку, когда он будет искать себе домик и выбирать то шкафчик для мусорного ведра, то духовку, то холодильник. Когда он будет отказываться от пирожных с кремовыми листиками и цветами: «Это я не ем. Я не козел». А потом, съев штук десять, будет всюду носить с собой коробочку с олелюшечками, как он назовет пирожные.

Родом Кузька из деревни. Там он жил в доме под печкой с другими

домовятами. Там научился понимать и говорить по-воробьиному, по-вороньи, по-куриному, узнал лошадиный, козлиный, бычий, лисий, медвежий

языки.

- «Рыбьи языки хуже знаю, трудные они: покуда выучишь, десять раз утопнешь или простудишься», - говорил Кузька. Убежав из горящего дома с заветным сундучком, который умеет сказки сказывать добрым людям, Кузька попадает то к лешим - хозяевам леса, называвшим каждое дерево, каждый кустик по имени; то к Бабе-Яге; то к болотным кикиморам - бестолковым и суетливым.

Трудно Кузеньке отличить добро от зла. Баба-Яга может быть злой, и страшной в доме для плохого настроения, доброй и приветливой в доме хорошего настроения. А еще может она лживыми речами улестить,ублажить Кузю, откормить себе на будущее. И вместо Кузьки его друг Лешик видит Бабеныша-Ягёныша, подобие коварной ведьмы. Но не может домовой быть бездельником, и друзья выручают Кузьку.

Теперь он будет жить в городе, в большом доме, на восьмом этаже у девочки Наташи, да не один, а со своими друзьями. Об этом финал книги: Наташа «вернулась, а там, среди игрушек, сидят два Кузьки. Второй домовенок поменьше и весь рыжий. Смотрит на девочку, молчит и улыбается.

- Это Вуколочка! – сказал тот Кузька, который покрупнее. – Он тебя

стесняется. Долго молчать будет.

А в круглом аквариуме среди… рыбок кто-то сидел и глядел круглыми

печальными глазами.

- Это водяной, - объяснил Кузька. – Крохотный еще. Вуколочка его по дороге нашел… вылез из речки. Пусть поживет у тебя, хотя бы лет шестьдесят, пока немного не подрастет. Ладно?».

Ведущий: Ну, вот и подружились с Кузькой. А у Кузьки много товарищей и родственников. Вы знаете, как их зовут?

Дети отвечают.

- Ну что ж, а теперь Кузька приглашает всех своих друзей поиграть в игру «Пять домовых».


6.Игра « Пять домовых»

Ведущий читает стихотворение, дети изображают действие домовых.

Пять веселых домовых праздничною ночью

Разгулялись чересчур, расшатались очень.

(поднимают руки вверх и покачиваются)

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе

(встают на цыпочки. кружатся вокруг себя)

А второй споткнулся - и нос себе расквасил

(держатся за нос)

Третий прыгал до небес. С неба звезды цапал.

(прыгают, хватая руками звезды.)

А четвертый топал как Мишка косолапый

(топают)

Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой.

(руки держат у рта)

Этой ночью домовым очень было весело.

( хлопают в ладоши).





Игра “10 домовят”.

10 домовят мороженое ели

Десятый простудился, и их осталось 9.

Девять домовят красили заборчик,

Испачкался девятый, и их осталось восемь.

8 домовят всю ночь танцевали,

Проснулись рано утром, друг друга посчитали,

Восьмой проспал совсем, и их осталось 7.

Семь домовят бегали, играли

Седьмой порвал штанишки, за это наказали.

Стоит в углу, скучает, и больше не играет.

Сколько их осталось – 6, какая жалость!

6 домовят больше не шалят, 6 домовят тихонечко сидят

Устал Шестой, залез в кровать, и их осталось ровно 5.

5 домовят по лесу гуляли, 5 домовят шишки собирали

Заблудился пятый и кричит АУ,

Сколько домовят без него в лесу.

Четыре домовенка шлепали по лужам,

Четвертый ноги промочил и теперь простужен

Горячий чай с малиной ему принесли,

А домовят осталось, сколько – три.

Три домовенка отправились в поход,

Третий оступился – дальше не пойдет

Остальные на гору взбираются пока

А сколько их осталось – ну конечно два.

Два домовенка в зоопарк попали

Два домовенка крокодила увидали

Второй испугался и быстрей домой

А один остался, он теперь герой!

Один домовенок сильно устал

Один домовенок сегодня рано встал

Пора ему спать, пусть ложиться в кровать

Ну, а утром станет 10 их опять.

Ведущий: Да, любит Кузька поиграть. А как называется игра, в которой домовенок с Наташей играл, кто из вас знает?

Книга: А называется она «То тепло, то холодно». Послушайте, как в нее играли Кузька и Наташа.

(ведущий читает из книги «Кузька» с. 23-26.)

- Давайте и мы поиграем в игру « Тепло-холодно».

Я буду говорить вам предложения. Если их говорил Кузька, то вы должны сказать «тепло», а если нет, то «холодно».

Игра: «Тепло - холодно»

«Ну что я за добрый молодец. Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодей». «тепло»

«Нам с вами зима - одна ночь. Закроешь глаза, наглядишься снов; откроешь - и весна1» (холодно).

«Дом без хозяина – сирота, и хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают», «тепло».

«А без хозяина лес - сирота: сушь да глушь. Хозяин хорош – и лес пригож». «холодно»

«Где новоселье - там гости. Где гости - там угощение. Мало угощение - гости подерутся». «тепло».

7. Викторина

Ведущий: кто внимательно слушал, тот ответит на вопрос: а сколько же лет нашему Кузьке? (семь веков, восьмой пошел, т. е. 700 лет)

8. Сундучок со сказками

Ведущий: Есть у Кузьки волшебный сундучок. Он хранится у домовых много веков.

 и вот такое будет вам задание от Кузьки: Собрать для его сундучка ваши любимые сказки


9. Библиотечная проблема ПРОЕКТ «Обложка для книги про Кузю»

10. Просмотр мультфильма

11. Новоселье: угощение и чаепитие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!