Сценарий проведения читательской конференции
по рассказу В.А. Осеевой «Бабка»
Тема: «Сердце в людях бывает слепое…»
Цель: - развитие читательского интереса; - воспитание уважительного отношения, любви к близким нам людям; |
- развитие навыков работы с текстом художественного произведения.
Ход мероприятия:
1. Вступление.
Диалог учителя и ученицы:
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
- Поговорим, вдруг будет интересно.
Учитель: Ребята! Сегодня на конференции мы попытаемся осмыслить содержание рассказа «Бабка», с которым вы познакомились к сегодняшней встрече. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.
Но сначала о Валентине Александровне Осеевой (рассказ учителя).
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. С юных лет мечтала стать актрисой, но ее мечте не суждено было сбыться. Своё призвание В.Осеева нашла в другом деле – воспитании детей. В течение 16-ти лет Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот, работала воспитателем в детском саду. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают, как правильно поступить. Валентина Александровна скончалась в Москве, 5 июля 1969 года.
Знакомство с рассказами В.А. Осеевой (на слайде).
2. Основная часть. Обмен мнениями по прочитанному рассказу. Выступления участников конференции.
1) - Какое впечатление произвел на вас рассказ «Бабка»?
2) – Какой вы увидели бабушку в рассказе? Как доказать, что она главная героиня рассказа?
Как автор создаёт образ бабушки?
Начнём в названия рассказа – почему «Бабка», а не бабушка?
(суффикс-К- передает пренебрежение, уничижение, равнодушие, презрение)
Кто так относится к бабушке? Автор? Ведь это он назвал так рассказ?
3. Борька – нравственный или безнравственный человек? Почему его нельзя однозначно отнести ни к одному из полюсов?
(его отношение меняется на протяжении действия рассказа)
Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? После какого эпизода? Как бабушку называли все члены её семьи)
4) - Какие эпизоды возмущают больше всего?
5) – Жалеют ли герои о смерти бабушки? (Да, Борька убежал из дома. А когда вернулся, видно было, что у него глаза распухли от слёз и коленки испачканы глиной. Ему ни с кем не хотелось разговаривать).
6) – Какой след оставила после себя бабка? (Бабка оставила свёрток: варежки, носки, безрукавка)
7) – О чем это говорит? (душа живая в отличие от окружающих их людей)
3. Творческое задание: Если бы вам представилась возможность внести изменения в сюжет рассказа, чтобы вы изменили?
2.Название бы вы оставили то же или изменили? Если да, то как? (высказывания участников конференции)
Заключительное слово учителя: - Главный герой рассказа В. Платонова «Юшка» сказал, что сердце у людей бывает слепое. Я вам желаю, чтобы эти слова к вам никогда нельзя было отнести. Согревайте теплом друг друга, будьте добрее. Помните, что человек определяется по поступкам. Совершайте только добрые поступки! И наш мир станет чуточку светлее от вашего милосердия и сострадания.
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так -
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
Сергей Островой
Эпилог. Демонстрация видеоролика о милосердии (информация к размышлению, без обсуждения).
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Курманова Ф.М.