Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
"Тацинская специальная школа-интернат"
Инсценированное представление
«Детский полк»
воспитатель
Громадина С.М.
На сцене оформлен памятник – Курган (воспитанники, играющие детей войны, лежат на полу, сверху накрыты темной тканью, имитирующую Курган).
Слышится детский смех, слова: «Кто не спрятался я не виноват!». На сцену вбегает мальчик и прячется «за Курганом».
Звучит аудиозапись. Мелодия №001 ( слышатся взрывы, детские голоса, стоны, крики: «За Родину! Мама, я не хочу умирать! Фашисты проклятые!»)
Мальчик осматривается и понимает, что звуки слышны из-под земли, прикладывает ухо к Кургану.
Выходит ребенок, как-будто ищет спрятавшихся. Присматривается и видит ребенка «за Курганом».
Играющий 1: Витька, выходи! Я нашел тебя!
Играющий 2: Да погоди ты! Иди сюда. Послушай.
Вместе они прислоняются к Кургану. Звучат те же самые звуки.
Играющий 1: Это что – АД? Пошли отсюда – не нравится мне это. Страшно, не по
себе.
Играющий 2: А вот, смотри, тут какая-то табличка: «Исторический памятник.
Курган. Здесь находится захоронение детей, убитых войной».
На сцену забегает еще один ребенок.
Играющий 3: Ну чего вы там? Давайте уже играть.
Играющий 1: Андрюха, зови своего деда, он же воевал. Спросим его, почему
прошло столько лет, а земля стонет, крики детей слышны. Жуть!
Играющий 3 уходит со сцены, следом заходит за руку с дедом.
Играющий 3: Слышите, дедушка, стонет земля?
Дедушка: Потому что там дети, что с ними фашисты творили
так поступать нельзя!
Это дети, что без детства повзрослели,
Они в ту пору досыта не ели,
На фронте, в оккупации, в плену,
Продержались, сражались, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись,
Мерзли в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Звучит аудиозапись. Мелодия №002.
Дедушка: В земле уже столько боли,
Слез от пролитой крови.
Дочери страны! Её сыны!
Свидетели той страшной войны.
Звучит мелодия № 003. Воспитанники, которые лежат под «Курганом», под музыку понемногу стягивают покрывало - эффект «раскрывшейся земли». Дети, в ритм музыки поочередно поднимают одну руку, вторую, один локоть, другой, колено, второе, привстают, «выходят» из «Кургана», постепенно выстраиваясь в одну линию, плечом к плечу.
Дети: Мы дети войны, и этим всё сказано.
Мы всё пережили с народом страны.
Мы не свидетели, не наблюдатели,
Мы участники этой войны.
И мы не станем памяти перечить,
И, вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Года прошли, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне и вам, и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Слово «мы» проговаривается всеми воспитанниками «детьми войны».
Из строя выходит маленькая девочка с игрушкой. Её рассказ и последующие сопровождаются имитирующими движениями.
Малышка: А знаете, какое мое первое слово было: «Тивога!» Мамочка стелила на
пол матрас с одеялом и подушкой, привязывала меня за ногу к кровати,
ставила в отдалении тарелку с кашей и уходила на работу. А я ползала и
искала, что бы еще съесть. Однажды я увидела: в щели пола что-то
поблескивает. Я взяла листик бумаги, смочила слюной конец и опустила
осторожно в щель. С четвертой попытки я вытащила крупинки сахара,
которые туда попали еще до войны.
К ней подходит девочка постарше в военной форме, обнимает малышку за плечи, та прижимается к ней.
Старшая сестра:
Следующую зиму мы тоже пережили с трудом, мама уходила на работу. И знаете, мы помним только одну игру: мы все из грязи лепили буханки хлеба, потом кто-то становился продавцом.
Малышка: А мы выстраивались в очередь и покупали за бумажки этот хлеб.
(спрашивает у сестры). Я хочу еще поиграть и хлеба тоже хочу.
Можно мне к ребятам (показывает на зал) поиграть? (убегает
смеясь).
Старшая сестра:
Малышка! Досыта не ела, не наигралась. Память пощадила маленькую девочку. Она хочет играть, а значит жива. Ужас, который мы пережили потом, не убил детскую душу. Нас привезли в концлагерь, мы шли вереницей в какую-то дверь, а перед дверью стояла бочка с вонючей жидкостью. Это было машинное масло. Нас заставляли смачивать ноги выше колена и руки выше локтя в этой жидкости. Мы вошли в камеру и нас заперли. Пол с одной стороны стал опускаться и люди стали падать в огонь.
Малышка: (кричит, хватается за голову). Нет! Я помню! Я не забуду! Как
больно! Как страшно! Как обжигает!
Старшая сестра: И когда они с мамой уже ползли к краю, пол поднялся и нас
вывели. Оказалось, что наш вагон перепутали с другим вагоном .
Нас везли для работы, а их………
Звучит мелодия № 004. Старшая сестра имитирует движения под слова.
Уходят со сцены, выходит следующий ребенок.
Выходит еще один небольшой мальчик с девочкой постарше.
Девочка:
Ты помнишь маму? Как немцы приехали на мотоциклах? Помнишь, как спрятались под кровать, и весь день просидели там. Офицер жил в одной половине дома, а мы в другой. Братик, ты простыл и сильно кашлял. Наутро офицер заходил на нашу половину и говорил маме, что если ты будешь плакать, не давать ему спать по ночам, то он тебя «пуф-пуф». Ночью, как только ты кашлял, мама хватала в одеяло, бежала на улицу и там качала, пока не заснешь. Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Братик, маленький, услышал запах горохового супа и пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался страшный, тебя облили кипятком на кухне, облили за то, что попросил, есть. Ты подходил к маме и говорил:
Мальчик: «Давай сварим моего утенка,…сварим утенка, и все будем сытые…». Но
немцы забрали и моего утенка, и выбросили его в поле.
Девочка: Ты, ослабевший от болезни и голода, пополз за ним на четвереньках.
И тогда прозвучал взрыв. От взрыва загорелось поле, а когда все потухло, на земле остались лежать обугленные тела детей в застывших позах — на четвереньках, они, видно, хотели выползти из этого дыма… Там мы нашли и тебя….
Мальчик: Я не хотел умирать! Я убитым своим детством войну проклинаю!
Звучит мелодия № 005. На экране видео, плачущей женщины. Мальчик как-бы поет, делает движения, обращается на припеве к матери.
На сцену выходят 2 мальчика в военной форме.
Мальчик 2:
Мы видели, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….
Вы не были на фронте, а я знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят.
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт...
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт.
Мальчик 3:
Мы видели, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех мужчин и мальчиков, и пустили паровоз…
А у матерей штыками выбивали из рук совсем маленьких детей и бросали в огонь…
Мальчик 2:
Мы с Юркой бежали к лесу,
Вдруг свист и слепящий удар.....
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо, я всё же был жив,
А от Юрки… осталось лишь только имя…...
На экране видео ролик №006 «Мы помним».
Из строя выходит мальчик с автоматом, как - будто держит котенка.
Аудиозапись № 007.
Голос:
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Немного прожил ты на свете,
А что узнал и перенёс.
Мальчик 4:
При мне избу мою спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Аудиозапись № 008.
Голос:
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую, за сестренку.
Живи и вытри насухо щеку.
Видеозапись № 009. На экране гроза, раскаты грома, взрывы.
Из строя выходит мальчик в военной форме, спрашивает у зала.
Мальчик 5:
Признайтесь, вы грозы боитесь?
Когда гремит протяжный гром,
Земля вся ходит ходуном,
А вы спокойно спать ложитесь?
Вот также и я когда-то боялся,
Раскатов грома ужасно пугался.
Глаза разряды ослепили –
Сверкают вспышки тут и там,
Ночное небо пополам
Зигзаги молний поделили.
А сейчас….
Звучит аудиозапись о детях войны. Мелодия № 010.
Мальчик 5:
Нас, прошедших ужас войны,
Не пугают небесные грозы,
И идут вереницей обозы,
Тех, кто так хотел тишины…
На сцену выходит девочка в белом легком одеянии (плащ, платье).
Мальчик 5: Ты кто?
Девочка: Я? Не узнал? Я ТИШИНА! (подходит к детям из зала, прикладывает
ладонь к сердцу). Слышишь, как бьется твое сердце, (обращаясь к
другим) а ты, а ты? Это в венах дышит ваша кровь. (проходит над
зрителями)
Тринадцать миллионов детских жизней –
Кровавый след ужасной той войны.
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Дети мира, на минуту встаньте!
(поднимает руки вверх, приглашая подняться)
Они так ценят радость тишины!
(поворачивается, подходят к «детям войны», становится перед ними, как бы прикрывая собой)
Минута молчания..
Видеозапись № 011 («Дети во время войны»). На экране кадры.
Запись № 012.В конце на экране клип на песню «Я хочу, чтобы не было больше войны!»
Использованные ресурсы:
1. Дети войны. Стихи - Надежда Фёдоровна Капитанова proshkolu.ru›user/capitanova/blog/515478 2. Серия "Опаленные огнем войны" (дети войны.) parashutov.livejournal.com›214192.html 3. Дети войны. Стихи - StranaKids.ru stranakids.ru›Ира›Стихи 4. "Дети войны. Народная книга памяти..." rulit.me›books/deti-vojny-narodnaya-kniga-pamyati… 5. Дети в концлагере (Игорь Халаимов) / Стихи.ру stihi.ru›2017/05/11/10594 6. Дети и Война chitalnya.ru›commentary/8501/ 7. Мне страшно... (Лана Милус) / Проза.ру proza.ru›2019/04/10/595 8. Cтихи о войне | Мальчик из села Поповки chitalochka-ru.ru›stihi/ctihi-o-voyne 9. Признайтесь, вы грозы боитесь? (Юлия Азорова) stihi.ru›2013/04/12/10447 10. Дети войны (Екатерина Кирилова) / Стихи.ру stihi.ru›2010/01/09/5072 11. Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй... chitalnya.ru›work/1270937/\ 12. Детям Войны Посвящается авт &valentinka
youtube.com