СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий « Экологическое путешествие любопышек с паровозиком Ромашковым»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий « Экологическое путешествие любопышек с паровозиком Ромашковым»»

Сценарий





« Экологическое путешествие любопышек с паровозиком Ромашковым»

















Автор работы: Смирнова Людмила Николаевна,

учитель биологии ГБОУ Школа № 1208 ЮВАО г.Москвы





Москва, 2020.



Цель проекта: используя игровые методики, вовлечь обучающихся в посильное практическое участие в решение экологических проблем.

Задачи проекта:

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе;

-способствовать осознанию значимости каждого человека Планеты в решении ее судьбы;

- способствовать развитию ответственного отношения к практическому участию в охране природных ресурсов;

- способствовать экологическому и эстетическому воспитанию младших школьников.


Методы решения:


- игровые формы;


- формирование и применение практических навыков;


- использование художественных средств передачи информации ;


- сотрудничество разновозрастных групп школьников, педагогов, родителей.


Возраст участников: 1-6 классы


Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Экологическая безопасность, что это? В самом прямом значении слова- опасно, когда реки поглощают потоки отравы, а с небес на землю обрушиваются ядовитые ливни, когда большая часть городов, целые регионы задыхаются в атмосфере, заполненной индустриальными и транспортными отходами, когда развитие атомной энергетики ведет к губительным последствиям для всего живого, когда проблема биоразнообразия не осознается большинством населения планеты. Проблемы экологической безопасности важны для всех, невзирая на богатство и бедность.

Все больше споров о проблемах окружающей среды. Это доказывает, что настало время изменения сознания человека в вопросах ответственности за сохранение природы и ее рациональное использование. Но от сознания до правильного экологического поведения – большой путь, который можно пройти только если мы будем стремиться к верным экологическим решениям.

Редко кто-нибудь из людей задумывается над тем, что для каждого из нас ассоциируется с природой, как воспринимает ее каждый из нас. Каждый может сказать, что наша планета- наша кормилица. И в этом более конкретном понятии отражается фундамент добытых полезных ископаемых, собранных урожаев , пойманных рыб и выращенных животных.

А чаще всего люди воспринимают природу как место отдыха, зеленую травку, тихую или бурную речку, в которой можно выкупаться или лазурное небо, в которое можно смотреть без устали.

На мой же взгляд, наше родство с окружающим миром земной природы должно воспринимaться , кaк родство растения с корнями и почвой, вершины гoры – с ее основанием, как родство реки со своими истоками.

Но как изменить мышление современного человека, который является на сегодня основным безжалостным потребителем природных ресурсов? Как объяснить детям, если родители не осознают важности экологических проблем современного мира.

На помощь приходят игровые ситуации, которые помогают решать посильные вопросы экологических проблем младшими школьниками. Если для взрослого человека, на сегодняшний момент, мерилом охраны природы является система штрафов и всевозможных счётчиков, то очень хочется, чтобы подрастающее поколение помнило и понимало, что главным мерилом отношения человека к природе является его собственная совесть и уверенность в завтрашнем дне, полном яркого тёплого солнца, птичьих трелей, хрустальной и чистой воды, прозрачного и свежего воздуха.

К проведению системы таких мероприятий привлекаются обучающиеся старших классов, интересующиеся проблемами экологии. Так создаётся программа, посвящённая охране водных богатств «Теряя воду- теряем жизнь», в которой старшеклассники разрабатывают систему экологических игр, социальную рекламу, для обсуждения с младшими школьниками.

Экологическое путешествие- это сценарий, рассчитанный на обучающихся 1-2 классов, а также воспитанников подготовительных групп детских садов. Эта разработка может быть интересна учителям начальных классов для проведения уроков окружающего мира, тематических классных часов, а так же воспитателям группы продлённого дня.

Время, необходимое для проведения занятия равно продолжительности школьного урока. Занятия могут проводиться в кабинете. Если этот сценарий применить на параллель, то можно использовать элементы соревнования. В своей школе для организации этой игры я привлекаю обучающихся старших классов, которые становятся долгожданными гостями и друзьями малышей.

Основной формой является игра, которая так любима детьми этого возраста. Главный герой - паровозик Ромашков - кукольный персонаж, встрече с которым, ребята всегда очень рады.

Т.к. практически каждое занятие сопровождается демонстрацией видеоматериалов, для их проведения понадобится мультимедийная установка. Количество дополнительного оборудования минимально: альбомные и ватманские листы, цветные карандаши, пакеты из под молока, семена цветковых растений для клумб, стаканчики для рассады.

Этот сценарий, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ:

- носит системный характер;

- прост в использовании;

- позволяет применить свои творческие подходы;

- прививает ребятам практические навыки;

- имеет продолжение в виде разнообразных заданий, игровых ситуаций, позволяющих невольно привлекать взрослых в решение экологических проблем;

- обеспечивает преемственность между старшими и младшими школьниками;

- способствует привлечению ребят в библиотеки, для решения тех или иных задач;

- способствовать не только экологическому , но и эстетическому, трудовому воспитанию младших школьников;

- занятия взаимосвязаны между собой и знакомят младших школьников с повседневными экологическими проблемами, которые могут быть ими решены;

- содержание и время проведения соответствует возрастным особенностям.






Сценарий

«Экологическое путешествие любопышек с паровозиком Ромашковым».

Остановка 1. « Давайте познакомимся» ( январь)

Цель занятия: познакомить ребят с понятием «экология»

Помогать в проведении занятий будет известный мультипликационный герой – паровозик Ромашков.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы вместе придумать, как мы будем помогать нашей природе, беречь все, что нас окружает. Вы готовы отправиться в путешествие?

Ребята: Готовы!

Ведущий: Тогда я хочу познакомить вас с нашим героем, который совершит с нами это путешествие. Давайте посмотрим небольшой мультфильм. Нашего проводника зовут паровозик Ромашков. Смотрите внимательно и постарайтесь отыскать фразы , которые показывают нам красоту природы и необходимость ее беречь.

( просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»)

Ведущий: Ну, как ребята, вам понравился наш паровозик?

Ребята: Да, очень.

Ведущий: А кто же у нас был самым внимательным и услышал важные слова, которые произнес паровозик.

Ребята с помощью ведущего называют их:

- Не увидев ландышей, можно опоздать на всю весну

-Не услышав пения соловья, можно опоздать на все лето

-Не встретив рассвет, можно опоздать на всю жизнь.

Ведущий: Ребята, а вам понравились эти слова? А подскажите, что прекрасное видели вы в природе, что вам очень сильно запомнилось.

( заслушиваются высказывания детей)

Ведущий: Скажите- ка, ребята, а наш паровозик добрый? Он способен сорвать цветок или обидеть птицу? А бывают люди, способные на это?( ответы ребят)

Паровозик Ромашков: Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «экология»? А может быть кто-то знает что оно означает? ( ответы ребят)

Паровозик Ромашков: Верно, Эколо́гия (от греч. οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин впервые предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. А как вы представляете себе эти взаимосвязи? Что произойдет ,если эти связи нарушатся? Что необходимо делать, чтобы не нарушить их? ( ведется беседа с ребятами, на экране демонстрируются слайды)

Паровозик Ромашков: А давайте с вами посмотрим мультфильм ,и ответим на вопрос Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»( просмотр м/ф «Да здравствует природа»)

( обсуждение мультфильма)

Паровозик Ромашков: Ребята, время нашей встречи подошло к концу. Если она вам понравилась, нарисуйте рисунки, придумайте стихотворения о природе. До новых встреч!

Ведущий: Вам на помощь могут прийти книги из школьной и районной библиотеки, из кабинета биологии, различные журналы о природе. Я буду с нетерпением ждать нашей встречи, чтобы посмотреть ваши рисунки и узнать что- то новое от нашего паровозика.

Остановка 2. «Требуется ваша забота» ( февраль)

Цель: способствовать развитию желания принимать посильное участие в экологических акциях.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас вновь. А вы к сегодняшней нашей встрече подготовились? Давайте посмотрим ваши рисунки, пока паровозик Ромашков задерживается. Кстати, а вы помните, почему наш паровозик частенько опаздывает? Он такой недисциплинированный? ( ответы ребят) Ну, конечно же, он очень любознательный и наблюдательный, а на это надо время. Давайте пока приготовим ваши рисунки. ( ребята размещают рисунки на доске и называют редкие виды растений и животных, которых они нашли.

( появляется запыхавшийся паровозик)

Ведущий: Ромашков, а от кого это вы так бежали?

Паровозик Ромашков : И вовсе не от кого, а за кем? Точнее к кому. Я к ребятам торопился. А задержался, потому что моя помощь срочно понадобилась.

Ведущий: И кому же интересно узнать?

Паровозик Ромашков : А вот послушайте, ребята. ( читает стихотворение Н.Рубцова Воробей)

Чуть живой

Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей.

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

Ну, что узнали, про кого я свой рассказ веду. ( обращается к ребятам) А вот скажите – ка мне, ребятки, что птицам зимой страшнее- холод или голод? ( выслушивает ответы ребят) Да, ребятки большинство из вас действительно правы- трудно птицам зимой себе корм добывать. А мы с вами можем чем- нибудь помочь? А каких птиц мы зимой в Москве можем увидеть? Давайте же с вами посмотрим видеофрагмент, который нам покажет, как выглядят наши подопечные.( смотрим фрагмент «Птицы зимой»)

Ведущий:


Клевали голуби пшено,
Какое вкусное оно,
И есть они хотят опять,
И только сытым не понять!

Вы не гоните голубей,
Им лучше дайте отрубей,
Попить водицы им налей,
И сразу станет веселей!

Когда идёшь ты на прогулку,
Возьми с собой кусочек булки,
Будь добрым, корма не жалей,
Любите, дети, голубей!

Действительно, тяжело птицам зимой. А что же делать?

Паровозик Ромашков : А я придумал. Вы, наверное, не знаете, что я паровоз экологичный. А, кстати, ребята, вы какое топливо знаете?( ребята отвечают) А я знаете на чем работаю- на молоке! Вот у меня несколько пакетиков от молока и осталось. Не знаете, ребята, где их можно применить? ( ребята отвечают)

Вот и верное вы нашли им применение. Мы из них сейчас кормушки делать будем!

( ребята разбиваются на группы по 4 человека, и приступают к изготовлению кормушек. Ведущий, паровозик и учитель помогают им. Звучат песенки о природе .)

Паровозик Ромашков : ( собирает кормушки) Вот это вы, ребята молодцы, хорошее дело сегодня сделали. И кормушки все у вас замечательные получились. Вот сейчас туда семечек и хлебных крошек подсыплем и пойдем развешивать на пришкольном участке.

Ведущий: Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

Паровозик Ромашков : У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое) Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .

Ведущий: Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место ( ребята идут развешивать кормушки)

Паровозик Ромашков : Ну, что же ребята, не забывайте, что у вас теперь есть очень хорошая забота. А птицы скажут вам спасибо весной, огласив свое «спасибо» птичьими трелями.

Маленький воробышек
Хлеба кушать просит,
Тот, кто пожалеет,
Корочку подбросит!

Холода настали,
В зиму это норма,
Будьте милосердны,
Дайте птицам корма!

Летом эти птицы
Мошек поедают,
Людям и деревьям
Радость доставляют!

Ведущий: А закончить свою сегодняшнюю встречу мне бы хотелось стихами Александра Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Паровозик Ромашков : Да, чуть не забыл, а если вы сделаете кормушки дома с папой или дедушкой, то покажите их нам и повесьте около своего дома.

Остановка 3. «Кто березоньку обидел» ( март)

Цель: знакомство с Красной книгой

Паровозик Ромашков : Здравствуйте, ребята. Я торопился на эту с вами встречу и очень рад, что не опоздал на нее.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! А мне не терпелось все это время узнать, как поживают ваши кормушки? Прилетают ли птички за вашим угощением? Сделал ли кто-нибудь кормушки дома? ( слушают ребят)

Паровозик Ромашков : Ребята, мне так приятно это слышать. Но вот беда, я сегодня к вам на встречу торопился и видел, как два мальчишки играли в снежки, не замечая, что наступают на кустики, которые выглядывали из - под снега. Это не вы были? А то я так сильно загудел, что они наутек припустились. А из вас никто так точно не делает?

Ведущий: А давайте послушаем стихотворение Андрея Богдарина «Кто березоньку обидел»

Кто берёзоньку обидел

Говорят, никто не видел,
Кто берёзоньку обидел,
Кто ей ветки поломал,
Кто листочки ободрал.
Может, это ураган?
Или гадкий хулиган?
Или зверь какой здесь был
И рогами ветки бил? Нет!

Оля птиц к ручью гнала
- Оля ветку сорвала.
Ваню в баню собирали
- Пару веников надрали.
А вечернею порой
Как бороться с мошкарой:
«Дай, берёза, веточку
-Помахать на деточку».
Всем берёза помогла,
Всё берёза отдала.
Ничего нет у берёзы,
Кроме белого ствола.
Говорят, никто не видел,
Кто берёзоньку обидел:
Брали все для пользы дела,
А берёзка заболела.
Хорошо, что есть в деревне
Добрый лекарь-садовод.
Вот берёзе на подмогу
Садовод уже идёт.
Он берёзку полечил,
Он соседей поучил:
«Вы, соседи и соседки,
Не ломайте больше ветки.
Если ветки обдерём,
Станет роща пустырём.»
Говорят, никто не видел,
Чтоб в деревне с этих пор
Кто-то дерево обидел…
Ну а если кто обидел,
То обидчику — ПОЗОР!



Ведущий: Ребята, а вам жалко березку? Так кто же ее обидел? ( ответы ребят) Оказывается, что самый главный обидчик природы - человек. А что же надо делать, что бы природа не боялась, а доверяла нам? ( ответы ребят)

Паровозик Ромашков ( слайд презентации) показывает Красную книгу и спрашивает, знают ли они эту книгу?

( идет презентация с демонстрацией Красной книги. Паровозик рассказывает о первой Красной книге. О том, что Красная книга имеет разноцветные страницы, каждая из которых имеет свое значение ( красные страницы - виды, находящиеся под угрозой исчезновения; желтые- уязвимые виды; белые- численность этих видов всегда была невелика; серые- мало сведений о видах; зеленые- сведения о восстановленных видах; черные- виды, исчезнувшие с Земли)

Паровозик Ромашков: Как вы думаете, друзья, что необходимо делать, чтобы наша Красная книга становилась с каждым годом все тоньше? ( ответы детей) Хорошо, а теперь давайте поиграем:

Говорим мы с вами « Да», если надо делать так всегда

Скажем дружно «нет» в ответ, если дел хороших нет.

Всем природа нам нужна?- Да

Очень добрая она- Да

С папой машину отмываем, воду в речку выливаем - Нет

Мы в лесу цветов нарвали и домой все побежали - Нет

Выпал птенчик из гнезда, мы вернем его туда – Да, Нет

От комаров и от мошки сорвал я веток сразу три.- Нет

Включил я плеер на всю мощь, чтоб птичкам громче петь помочь - Нет

На полянах не сорю, мусор весь с собой беру- Да

Подскажите, здесь беда? В речке синяя вода!- Да

Бабочек собрал я кучу, будет моя коллекция лучше - Нет

Буду охранять природу я всегда! – Да

Рвать цветов не буду никогда!- Да

И животным я бездомным помогу, молока им в плошке принесу!- Да

Будет благодарна нам планета - ведь другой у нас планеты нету!- Да

Паровозик Ромашков : Ребята, если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, нарисуйте к нашей следующей встрече рисунки редких растений, животных, птиц. Информацию вы сможете найти в библиотеке, в интернет источниках. Если вы не сможете нарисовать растение, найдите информацию о нем. До встречи!

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, то, что Красная книга существует- это хорошо или плохо? ( ответы ребят). Ну, что же время нашей сегодняшней встречи подходит к концу. Паровозик Ромашков отправляется в путешествие дальше, чтобы найти для нас интересные материалы для будущих встреч.

А закончить сегодняшнюю встречу мне хочется стихотворением Бориса Дубровина «Красная книга»

Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!

Остановка 4. «Действуем!» ( апрель)

Цель: способствовать развитию желания принимать посильное участие в экологических акциях.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что-то наш Ромашков сегодня опять задерживается. Наверное, что- то интересное увидел. Давайте пока ваши рисунки посмотрим, которые вы дома нарисовали. ( рисунки развешиваются на доске с краткими комментариями ребят)

Паровозик Ромашков : Простите меня, пожалуйста, за то, что я опять опоздал сегодня. Ну не мог я мимо пройти.

Ведущий: Опять что- то нехорошее увидел?

Паровозик Ромашков : Нет, наоборот, Недалеко от вашей школы, на полянке, где солнышко пригрело, первый цветочек появился. Вы, ребята, не знаете какой? ( ответы ребят) Желтенький, махонький, несмелый- мать-и-мачеха называется.

Ведущий: Ребята, а может кто-то из вас знает, почему он так называется?

Паровозик Ромашков : А я вам сейчас легенду расскажу.

Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одинакового сюжета. Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом и умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы все хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам словно репьев насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слезы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот день навсегда исчезла мачеха, след ее простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадет. На его месте летом листья вырастают, сверху холодные, а снизу теплые, мягкие.
Ведущий: Да, про цветы много легенд сложено. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Паровозик Ромашков : Тем более, что у нас сегодня с вами появилась возможность украсить наш пришкольный участок.

Ведущий: Как это? Снег еще не до конца растаял, да и украшать нам нечем.

Паровозик Ромашков : Ну пока , действительно, рано, да и нечем. Ребята, а вы хотите, чтобы ваш двор стал лучше, красивее? ( ответы ребят)

Ведущий: А что же для этого сделать надо?

Паровозик Ромашков : Вы же знаете, как я люблю путешествовать! Вот и осенью, проезжая по нашему Кузьминскому лесопарку, я побывал на ежегодном фестивале цветников и кое-какие семена собрал. А может быть, кто-то из вас тоже любовался этой красотой? Если еще не успели, тогда мы с вами осенью обязательно отправимся в этот удивительный мир цветочной сказки.

Ведущий: Уважаемый Ромашков вы что-то про семена начали говорить…

Паровозик Ромашков: Ах, ну да - про семена. Так вот на этом фестивале я свое богатство и собрал. Смотрите какие они разные, интересные. А вы когда- нибудь цветы сажали? ( ответы ребят) Да, я вижу тут много опытных цветоводов собралось. Это хорошо, что вы своим бабушкам и мамам помогаете на даче наш мир красивым сделать. А давайте попробуем вырастить растения для наших школьных клумб.

Ведущий: Но ведь это очень сложно! Разве ребята знают, как это сделать?

Паровозик Ромашков: Ребята, а как вы думаете семена, которые я держу, живые? ( ответы ребят) На самом деле, друзья, они пока еще спят. А может быть кто- то из вас знает, что нужно делать, чтобы они проснулись?

( в ходе беседы и просмотра слайдов с опытами по проращиванию семян, ребята узнают о необходимых условиях.)

Паровозик Ромашков: Молодцы, ребята. Ну а теперь за дело!

( ребята получают стаканчики с землей и семена. Под руководством Ромашкова они сажают семена в свои стаканчики, подписывают их и выставляют на подоконник)

Паровозик Ромашков: Ну, что же потрудились мы на славу. Скоро проснутся наши малыши. А вы помните, что у вас появилась забота? В чем же она выражается? ( ответы детей) Конечно же ребята, сейчас нам необходимо поливать почву в стаканчиках, смотреть, чтобы наши малыши не замерзли. И тогда совсем скоро мы увидим их.

Ведущая: А наше очередное занятие подошло к концу. Мы очень надеемся, что у нас все получится, и летом наш пришкольный участок будет радовать всех разноцветными красками наших цветов.

Паровозик Ромашков: А если кто-нибудь из вас пожелает посадить цветы около своего дома, вы уже знаете, как это делать. А семенами я могу с вами поделиться.

Остановка 5 «"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету..." ( май)

Цель: способствовать развитию желания принимать посильное участие в экологических акциях.

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Я с нетерпением ждала этого занятия. Мне очень хотелось посмотреть, что же у нас с вами получилось.

Паровозик Ромашков: Добрый день, друзья. И мне очень хотелось посмотреть на результат нашей прошлой работы. ( ребята показывают свои растения, рассказывают, что произошло за это время) Вижу, ребятки, вы не тратили времени даром и рассада у вас получилась крепкая, ровная, красивая. А как же такое растение могло уместиться в малюсеньком семечке? ( ответы ребят)!!! Паровозик Ромашков: А теперь давайте послушаем стихотворение Татьяны Шорыгиной о таком чудесном превращении

Я посадила в землю семя,

А было влажно и тепло.

Три дня - ведь небольшое время

Но семечко мое взошло.



Росток, как будто острой шпагой

Вонзился в землю. Стебелек

Вобрал живительную влагу

И первый развернул листок.


За ним другой, а после третий,

Он быстро, словно в сказке, рос.

Его ласкал весенний ветер,

Его поили капли рос.


Расцвел цветок, возникла завязь,

И скоро вырос кабачок -

Красивый, плотный, всем на зависть,

На солнце круглый грел бочок.

Да, конечно же, в семечке лежал маленький зародыш, который благодаря вашим действиям проснулся и вырос. Он будет расти и дальше и скоро даст цветок, а потом плоды и семена. И наши с вами действия можно повторять каждый год.

Ведущая: А мне бы еще хотелось узнать, кто из вас дома посадил семена растений? ( ответы) Какие вы молодцы!

Паровозик Ромашков: Но наша работа не закончена. Совсем скоро прозвенит ваш последний звонок этого учебного года, который оповестит вас, что наступили каникулы. Но наши растения не могут оставаться в этих стаканчиках и дальше. Как вы думаете почему? Что же необходимо сделать с нашими растениями? Правильно, сегодня мы посадим наши растения на клумбах, чтобы все могли любоваться вашим трудом.

Ведущая: А может быть, мы еще что-то можем сделать для нашего пришкольного участка? ( предложения ребят) Конечно же мы можем убрать сухую траву, прошлогоднюю листву, чтобы наш участок был не только ярким, но и аккуратным. Может быть теперь вы сможете объяснить слова маленького принца из одноименного произведения Антуана Сент- Экзюпери: «"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету..." (пояснения ребят)

Паровозик Ромашков: Тогда поспешим навстречу добрым делам! Ведь даже в хмурый день, когда тучи закрыли солнце – вы будете чувствовать себя прекрасно, если в сердце горит солнце добра.

( проводится посадка растений, уборка территории)

Паровозик Ромашков:


- И не забудьте, ребята, у вас теперь появилась забота! Наши растения ещё очень слабы, что нам надо будет делать, чтобы они окрепли, стали большими, сильными и красивыми? ( беседа с ребятами)

Добром наполни этот мир,

И пусть тепло всех греет светом!

Творить добро – душевный пир,

Что и в мороз нам дарит лето.

Пора душевного рассвета,

В нас расцветает от добра.

И пока крутиться планета,

Добро нас будит ото сна.

Слова – ничто, дела – вот важно,

Дела – наполни добротой.

Добро твори неистово, отважно,

К любому делу подходя с душой!

( ребята образуют круг доброты.)

Остановка 6 « Что нужно и чего нельзя делать?»( итоговое занятие)

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня бежала к вам на занятия и обратила внимание на пришкольный участок. Чистенький, аккуратный. Цветочки все на клумбах подросли. Наверное, дворник у вас очень хороший.

Паровозик Ромашков: А мне кажется, что это дело рук самих ребят. Друзья разрешите наш спор. ( слушают высказывания ребят)

Паровозик Ромашков: Это очень хорошо, что вы вместе со взрослыми осознаете и понимаете слова маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»

Природа нуждается в нашей заботе.

Ведущая: Сегодня заключительная наша встреча в этом году и нам бы очень хотелось подвести итоги наших занятий.

Паровозик Ромашков: А еще мы уверены, что вы летом, находясь на природе будете ее защитником. А поэтому сегодня мы с вами составим так называемый «Кодекс чести юного защитника природы»!.

Ведущая: Для того, чтобы нам продолжить работу, необходимо разбиться на группы. ( предлагает листочки по цветам страниц Красной книги. Все у кого листочки одного цвета, попадают в одну группу. Каждая команда, прежде чем начать работать рассказывает , что обозначает цвет их страницы. Капитаны команд получают конверты с заданиями)

Содержание заданий:

- отгадайте загадки ( посвящены мероприятиям по охране природы);

- даны рисунки природоохранных знаков, предложите, где можно их поставить;

- отгадать ребусы

- написать на листах красного и зеленого цвета правила поведения в природе.

Паровозик Ромашков: Ну, что же, я вижу, наши команды закончили свою работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. ( проверяют работы групп) Молодцы, вы справились с заданиями и мы с огромным удовольствием посвящаем вас в отряд юных защитников природы. ( ребятам вручаются медали в виде березовых листочков) Но у такого бравого отряда должны быть законы, которые нельзя нарушать. А поэтому настало время составить наш «Кодекс чести защитника природы».( ребята вносят свои предложения)

Наступает самый ответственный момент- посвящение в защитники природы.( звучат фанфары, все вместе ребята зачитывают кодекс чести и получают листы с текстом в подарок)

Я- юный житель планеты Земля понимаю, что Земля - наш родной дом и я отвечаю за порядок в нем.

Я обещаю стараться выполнять следующие правила:

- бережно относится к природе- стать природе другом и защитником;

- не рвать цветы, ведь цветок в вазе- пленник, а привычка срывать цветы привела к исчезновению многих из них;

- не ломать ветвей деревьев и кустарников, ведь мы не слышим, а они плачут;

- стараться ходить в лесу по тропинкам, ведь народная мудрость гласит «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек тропу, а 1000 пустыню»

- не тревожить лесных жителей, ведь их жизнь и так наполнена тревогой;

- не разводить в лесу костров, ведь костровище - это раны Земли и заживают они очень долго;

- охранять тишину, ведь только так можно услышать язык природы;

-не оставлять после себя мусор в лесу или у реки, ведь он является источником пожаров, болезней и ранений;

- помнить: « Охраняя природу - я охраняю Родину»

Паровозик Ромашков: поздравляю вас, ребята. И очень надеюсь, что вы никогда не обидите муравьишку, спешащего к себе домой с тяжелой ношей; подкормите птиц и животных в холодную и голодную зиму; не сломаете ветку дерева; не оставите мусора после себе. Сегодня природа приобрела в вашем лице надежных защитников.





















Литература:

  1. Лопатина А., Скребцова . Книга по экологии «Сказки о цветах и деревьях»

  2. Рубцов Н. Стихотворения, изд-во Эксмо, 2009.

  3. Смирнова Н.З. Экологическая азбука. Красноярск: КГПУ, Бонус, 1996.

  4. Шорыгина Т. "Зеленые сказки. Экология для малышей" Издательство: Книголюб, 2006 г

5.Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов Издательство: Асар, 2010.

6. Энциклопедия по экологии «Мир вокруг тебя». Изд-во «Махаон», 2009.

7. Яшин А. Избранные стихотворения, изд-во Молодая гвардия, 1971.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!