СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий экологического журнала "Все живое должно жить"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий экологического журнала "Все живое должно жить"»

Экологический журнал

«Всё живое должно жить»

(для младших школьников с 1 – 8 класс)


(звучит песня Гребенщикова «Под небом голубым», когда музыка начнёт затухать, выходит агитбригада)



1: Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но, почему-то переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас напрямую зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной, какой её видят космонавты: чтобы на ней были голубые озёра, а не грязные лужи; зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать: «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт.



2: Не насыщая пищей чрева, жуёт себя двадцатый век

И рубит, рубит жизни древо, как беспощадный дровосек…

Великий Разум! Запрети ты рубить хотя б последний сук!..


3: Богаты мы… Но считанные птицы над считанными рощами летают.

Дрожит камыш на считанных озёрах, и считанные рыбы живут в реке,

И восковые считанные зёрна неслышно зреют в колоске.

Над запахом таёжной земляники полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты мы?


4. Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.


5. Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьев мчится, летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок, а третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «Отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

ответы искать под зелёным шатром.


6. Сегодня мы с вами будем путешествовать тропой природы. Мы побываем на таких станциях как: «Лесная»,

«Пернатые»,

«Уши, лапы и хвосты»,

«SOS».


7: Итак, начинаем. И первая остановка – станция «Лесная».

Здесь мы поговорим о лесе, о нашем зелёном друге.

Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, окна, двери сделаны из дерева. Книги, тетрадки, дёготь тоже сделаны из древесины. Без дерева жизнь немыслима. Но и лес с каждым годом всё больше нуждается в защите.


(поют на мотив «В лесу родилась ёлочка»)


В лесу родилась ёлочка, в лесу бы ей и жить,

Но надо ж было празднику однажды наступить.

Теперь на месте ёлочки один лишь пень торчит,

И плачет серый заинька, и рядом волк ворчит.


8. Большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину.


9. Мы сажаем берёзы и колючие ели, Чтоб весенние грозы в нашем городе пели…

Чтобы солнцем лучистым вся земля согревалась, чтобы воздухом чистым полной грудью дышалось,

Чтоб рябинным пожаром человек любовался,

Чтобы садом недаром город наш назывался!


10. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, сохранены многие виды животных. Например: бобры, лоси, соболь. Многое ещё предстоит сделать. Человек многим обязан природе, лесу. Чем именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Кто скажет? (ребята называют известные им пословицы и поговорки про лес)

В нашей школе тоже есть опыт оказания помощи лесу. (выступление Киселёва В.)


11. В лесу живут «братья наши меньшие». Среди них много наших верных друзей. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых.

Вы узнали о ком идёт речь? Конечно же о птицах!

Ждёт птиц трудная работа,

Целый день одна забота – накормить своих птенцов, желторотых молодцов.

Им родители приносят много разных вредных мошек,

Столько…, что не перечесть, вот за это птицам – честь!

12. Станция «Пернатые». (звучит запись голосов птиц) Сейчас мы проверим, не забыли ли вы, как называются птицы, которые живут в наших лесах?


Он соло пел среди ветвей, певца назвали… (соловей).

У дупла листок пришпилен, а живёт там дядя…(филин).

Прячьтесь, куры! В небе ясном черной тенью кружит… (ястреб).

Кто на ёлке на суку, счет ведет «ку-ку, ку-ку»? (кукушка).

Плотник острым долотом, строит дом с одним окном (дятел).

Верещунья, белобока, а зовут её …..(сорока).

Днем спит, ночью летает…….(сова).


13. А сейчас задание для самых младших зрителей, чтоб вы почувствовали себя, ну например, как воробьи: попрыгайте, как воробушки, -- сложите руки-«крылья» за спиной, ноги вместе – и вперёд! (желающие из зрительного зала прыгают под птичьи голоса)

Воробей – самая знакомая вам птица, которую мы видим ежедневно на улице. Это наш сосед. Какой он? (смелый, находчивый, сообразительный, общительный)

14. А за что вы любите птиц? Да, птицы – удивительные создания. Подвижность, разноголосое пение, красивое оперение.

У каждой птицы перья разные, отличные от других. У кого-то – яркие, у кого-то – тусклые, у кого-то – пёстрые. А можете ли вы определить, что это за птица, имея в руках только одно её пёрышко? Приглашаю желающих. Вот вам перья. Присмотритесь повнимательнее.


15. У каждого упавшего перышка – своя история: у кого-то перо кошка вырвала, кто-то потерял его прихорашиваясь, а кто-то потерял в драке. Особенно интересны находки в лесу. Что здесь случилось? Почему здесь лежит перышко или целая куча перьев? Пробуйте расследовать такие истории!

Присматривайтесь к жизни птиц в природе – много тайн вам откроется!!

Каким скучным был бы мир без птиц!

Давайте вместе скажем: «Да здравствуют птицы!» (хором повторяют)


(все поют песню на мотив «Не дразните собак», листки с текстом детям заранее раздали)


Покормите зимой, ля, ля-ля-ля,

Снегирей, синичек.

Отогрейте душой, ля, ля-ля-ля,

Этих славных птичек.

Непременно тогда, ля, ля-ля-ля,

Станем мы друзьями,

А скворечники весной, а скворечники весной

Стройте вместе с нами!





16: Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Сейчас мы на станции «Уши, лапы и хвосты»


17. Многие думают, что хищным зверям живётся легко. Ведь они сильные, у них острые зубы, цепкие когти, грозные клыки. Плохо тем, за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные!


18. Нет, не такие они и беззащитные. У оленя большие рога, у кабана мощные клыки и толстая кожа, у зайца – чуткие уши, быстрые ноги, пчела врага жалит, еж – сворачивается в клубок, попробуй его достань. Но выживет тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной и опасной жизни.


19. К большому сожалению, в последние годы животные исчезают все чаще и чаще. Лет через 50 примерно половина ныне живущих видов животных может исчезнуть! Но пока они существуют и радуют нас своим существованием.


20. И в пустынях, и в тайге, и на Северном полюсе, и на островах – везде живут животные. Вы, конечно, знаете, что часто с разных концов Земли животных собирают в зоопарки. А мы сейчас, наоборот, должны «выпустить» на волю зверей из такого зоопарка, поместив их в родные места обитания.

Приглашаю три человека из 7 – 8 классов. Для вас приготовлены конверты, в которых «живут» звери нашего зоопарка. Вам нужно «вернуть» их в родные места, разместив их правильно на карте «Природные зоны мира». Время для выполнения этой задачи – 5 минут.


20. А мы пока поиграем в игру, которая называется «Рыба, зверь и птица» и посмотрим, насколько вы хорошо знаете братьев наших меньших.

(проходит мимо сидящих, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица»; внезапно остановившись перед кем-нибудь, он произносит одно из этих слов, например, «птица». Зритель должен быстро назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и повторяться.)


Молодцы!



21. Внимание! Внимание! Земля просит помощи!

Мы – на станции «SOS»

(выходят три охотника, располагаются на привал, разговаривают)


1-й: Был я однажды на охоте. Такого лося подстрелил, что целый месяц мясо ел до отвала. Один раз даже объелся.


2-й: Фу! Как неприлично ты выражаешься! Объелся! До отвала! разве так говорят?


1-й: А что? Не выбрасывать же?


2-й: Послушай, любезный! Опять ты за своё. Никакой культуры. Давай кА лучше о красоте поговорим. Я тут как-то косулю подстрелил. Уж больно красивая была. Грациозная. Решил подстрелить, чтобы детям показать эту красоту. А то они этих косуль только по телевизору видят. А тут её даже потрогать можно. Мы же люди культурные, образованные!


3-й: Как ты мог!! Да ведь косули в Красную книгу занесены. Нельзя её убивать!


2-й: А ты молчи, пока тебя самого в Красную книгу не занесли. Необразованный ты и бескультурный человек. Ничего ты в красоте не понимаешь. Ты не видел какое красивое жаркое из этой косули приготовили. Пальчики оближешь!! И вообще зря мы тебя на охоту с собой взяли.


1-й: Ладно вам, хватит! Лучше послушайте, что я вам ещё расскажу. Как-то пришёл я к этому озеру. (показывает на слайд с картинкой). Смотрю, там во-от такая рыбища плавает.

А я удочку с собой не взял. Зато случайно в рюкзаке оказалась шашка динамитная. Я ею как бабахну! Так от этой рыбины ничего не осталось. А жаль! Такая здоровая рыбища была!


2-й: Некультурный ты рыбак, вот что я скажу. Современный рыбак на рыбалку не с шашкой динамитной ходит, а с электрической удочкой. Сидишь себе тихи, смирно, никто тебя не видит и не слышит, нажал на кнопочку – и только успевай рыбу сачком в лодку вычерпывать.


3-й: Ну и в компанию я попал! Так вы же браконьеры!


1-й и 2-й (вместе): Ах вот ты какой правдолюб! вот мы сейчас тебе покажем!! (все убегают).


22. Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым все меньше зверья…

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу – приносит себя.

Стреляет добытчик и меры не знает,

Вот снова к ружью потянулась рука.

Не слышит как лис по лисице рыдает,

Зайчиха уже не увидит сынка,

И лось протрубил нам прощальную песню,

И как застонал каждой веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечется на сердце порез.


23. Мы земляне. Земля всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются её беды: будь-то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространённой рыбы, или печальная судьба американских мустангов.


24. Люди должны иметь представления об экологии и помнить, что жизнь на земле немыслима без растений и животных. А значит, люди должны сделать всё, чтобы сберечь планету!


25. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.


(все участники поют на мотив «Мир не прост»)


Мир не прост, совсем не прост,

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

В нем есть деревья и есть цветы,

И есть ещё, есть ещё ты!


Есть в нем совы и есть соловей,

Есть в нем бабочка и муравей,

Есть медведи и есть кроты,

И есть ещё, есть ещё ты!


Всё, что в этом мире цветёт,

Все, что дышит, любит, поёт,

Все, что мы природой зовем,

Пусть живет, пусть живет в сердце твоем! (2 раза)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!