СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий экологической сказки "Ссора Маринки с сорняками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая сказка "Ссора маринки с сорняками" знакомит учеников младшей школы с видовым разнообразием сорных растений, их биологией и пользой, которую они могут принести природе и человеку.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий экологической сказки "Ссора Маринки с сорняками"»

Сценарий экологической сказки «Ссора Маринки с сорняками»


Действующие лица: девочка Маринка, Сорняк, Лесной гном, Тоска ..


Вступление: Здравствуйте, дорогие ребята! На дворе лето! И очень важно, чтобы ваш отдых был не только весёлым, но и полезным! Мы сегодня хотели бы поговорить о пользе растений для человека. А какую пользу приносят растения людям??? Правильно! Растения — это пища, одежда, лекарство и укрытие для человека! Но все ли растения полезны? Вот, например, сорняки? Что вы знаете о сорных растениях??? Какой вред они приносят? А какую пользу?

Чтобы ответить на наши вопросы необходимо сказать, что сорные растения составляют большую часть всех растений на Земле, а поэтому прежде всего необходимо говорить о космической роли всех растений:

  • осуществление фотосинтеза;

В историческом прошлом, по словам Тимирязева, благодаря зеленым растениям произошло изменение газового состава до 20%.

  • обеспечение стабильной среды обитания человека, предотвращение эко кризма;

  • лаборатория для возделывания органического вещества.

Глобальная эко роль зеленых растений, в целом, состоит в:

1. депонирование CO2 в древесине, в тканях при фотосинтезе и предотвращение глобального потепления (т.е. Чем больше растение, тем больше СО2 связываются, чем больше пойдет на образование древесины, тем больше выпадет из углеродного цикла);

2. фильтрация воздуха (1 га леса задерживает 32 тонны пыли);

3. листья поглощают из воздуха SO2, NH3, органические вещества- экологическая функция.

4. накопление органического вещества.

Недостаточно изучены растения и их польза. Всего известно 300.000 видов высших растений, из них полезны - 4%. Культурные растения составляют всего — 2000 видов — 0,6 %. 95% посевов составляют всего 100 видов. С потерей растений мы теряем их потенциальную полезность, а также генетическую информацию. История растений в 1000 раз длиннее истории человека...

Что же такое сорные растения? Что их отличает от других растений, например лесных? Почему их выделили в отдельную группу?

Отличие Сорных растений

- растут не в естественных условиях, а на нарушенных участках земли и заглушают культурные растения;

- селятся рядом с человеком в самых разнообразных местах: на огородных грядках, карнизах, обочинах, свалках и т. д.

Экологическое значение сорняков — обеспечение зарастанияповрежденной поверхности земли на начальной стадии восстановительной суксцессии (смена растительности).

У сорняков есть несколько важных биосвойств:

  • громадная производительность;

  • у семян есть приспособления: крючки, колючки - зацепки, хохолки - парашюты, выросты и т. д.; семена сорняков надо втаптывать, чтобы они проросли;

  • высокая скорость прорастания;

  • все светолюбивы

  • высокая устойчивость к неблагоприятным условиям.

В природных экосистемах сорняки не встречаются или их очень мало. Однако сейчас из-замногочисленных антропогенных нарушений сорные растительные сообщества получили повсеместное распространение, выполняя роль первичного пластыря.

Очень интересно то, что почти все сорняки являются лекарственными растениями! Многие из них ранее употреблялись в пищу!

Все сорняки разделяют на три группы:

1) растут на клумбах (адейтивные) — одуванчики, крапива...

2) растут вдоль дорог, проходят сквозь плиты - рудеральные — первые появляются при повреждениях -первопроходцы!

3)занесенные из других стран (сегетальные) — клен, синявка.

Что ж, подведем итог! Полезны ли сорняки?! Об этом вы ещё раз задумаетесь, когда встретитесь со сказочными героями!


Маринка рвёт первоцветы в лесу для бабушки. Появляется чумазый Сорняк бандитского вида, весь в пыли.


Маринка: (Кладет цветы на землю, испуганно)Знаю... Знаю...(отходит) Рвать нельзя. Все цветы в Красной книге...Редкие... Ценные... (осторожно отходит) Я поняла...

Сорняк: Да ну?! Продолжай! Тоже мне элита! Рвать нельзя (кривляется) А нас можно???

Маринка: А вы кто? (испуганно)

Сорняк: Сорняк... Можно подумать, что ты наших нигде не встречала и никого не рвала?!

Маринка: (отходя) Встречала... так вы наш огород заполонили! Сейчас я вам покажу!!!! (накидывается и топчет) Не расти вам здесь!!! Нечего делать!!! (топчет, рвет, бросает)

Сорняк: Давай, давай!!! Продолжай!!! Мы привыкли!...

Маринка: А что это ты не расстраиваешься?! Тебе своих не жалко?

Сорняк: В каком смысле??? Что ты имеешь в виду???

Маринка: Я их топчу, а ты молчишь?! Или ты только о себе думаешь?! Эгоист!!!

Сорняк: (растерянно) Так у наших семян особенность такая — их надо втаптывать!

Маринка: Ах так! Ну тогда я.... Тогда я...

(Сорняк и Маринка дерутся)

Маринка: (кричит) И зачем вас только природа придумала??? Вон сколько от вас вреда!!!

Сорняк: Сколько???

Маринка: Вы не даете расти нормальным растениям... (все ещё дерутся)

Сорняк: А что значит нормальным?! Я, по-твоему, не нормальный???!

Маринка: Конечно, ненормальный! Чумазый, весь в пыли, некрасивый, и пользы от тебя никакой!

Сорняк: Ты сама чумазая! От тебя-то какая польза? Необразованная, глупая! Первоцвет рвёшь!... Со мной дерёшься!!!

Маринка: Я цветы защищаю! (устала драться, села, вздыхает) А почему ты думаешь, что я глупая?

Сорняк: Так ты о нас совсем ничего не знаешь, столько неприятного наговорила... Вот ты всего лишь цветы спасаешь!!! А я, может быть, - целую Землю — всю планету!!!

Маринка: Как такое может быть?

Сорняк: Мы можем расти не только в естественных биологических условиях, а селиться на разрушенных участках почвы. Сколько земли нарушил человек своей добычей угля! Скоро места живого на земле не останется!

Маринка: Но как вы это делаете?

Сорняк: Наша задача обеспечить зарастание поврежденной поверхности земли на начальной стадии восстановительной сукцессии.

Маринка: Чего? Чего? Ты мне голову не морочь!

Сорняк: А я и не морочу! Сукцессия — это смена растительности! В природных экосистемах: лесу или степи мы почти не встречаемся или нас слишком мало!

Маринка: А зачем тогда в нашем огороде мешаетесь?! Бабушка говорит, что вы заглушаете культурные растения!

Сорняк: Так мы и селимся рядом с человеком в самых разнообразных местах, где человек нарушает природное равновесие: на огородных грядках, карнизах, обочинах, свалках.. Как первопроходцы!

Маринка: Вот и растите на свалках! Тоже мне растения...

Сорняк: Я же говорил, что ты — глупая! Ты так ничего и не поняла!!! (обиженно уходит)

Маринка: Ух, сколько колючек я нацепляла! Это репейник — лопух, а это пастушья сумка... Хорошо хоть я чертополох на себя не нацепляла!..Ой!

Лесной Гном (ЛГ): А, это ты, Маринка, все не угомонишься?!

Маринка: Да, ладно... Я тут с сорняками борюсь!!! вон сколько колючек нацепляла!!!

Л.Г.: Что ж, с сорняками бороться трудно... Но именно особые приспособления у семян могут помочь им распространиться и выжить... Их жизнь — сплошное выживание!!!

Маринка: Вот и вы туда же! Да зачем они нужны?!Да ещё в таком количестве?!

Л.Г.: Ой, Маринка, ты так и не разобралась! Пионеры первопроходцы у всех ярусов растений есть! Вот у деревьев — это...?

Маринка: А я почём знаю?!

Л.Г.: Это берёза... У её семян высокая всхожесть!

Маринка: и что?

Л.Г.: А то, что после пожаров, она первая заполняет гари после пожаров! А среди трав ты может быть тоже кого-нибудь назовёшь?!

Маринка: Крапива, лопух, лебеда...

Л.Г.: Совершенно верно! Брошенные участки земли в деревнях и огородах зарастают крапивой! И у всех этих растений есть общие свойства:

  • громадная производительность; посмотри как их много!,

  • У семян есть приспособления..

Маринка: Это колючки что ли?

Л.Г.: Да, да... Хохолки, крючки, зацепки, крылышки...

Маринка: А у клена — самолетики! Он что, тоже сорняк???

Л. Г.: Правильно! Посмотри, как он быстро заполоняет местность, где поселяется.

  • У всех сорняков высокая скорость прорастания семян! Вот смотри, как это происходит. Вот класс — это поле! А детишки будут семенами... (игра «пересядьте те, у кого»)

Маринка: Да сорняки быстро заполоняют местность, где растут. Но как они терпят столько неудобств: разрушенные почвы, семена нужно втаптывать...?!

Л.Г.: У сорняков высокая устойчивость к неблагоприятным условиям!!!

Маринка: Поэтому от них так трудно избавиться?

Л.Г.: Тебя не переделать! Придётся тебе снова поучиться уму разуму...(гном исчезает)

Маринка: Эй, гном, ты что задумал???

(появляется тоска)


Тоска: Вот так подарок!

Маринка: Где? (оглядывается)

Тоска: Ты, конечно! Мне так скучно... теперь будет, кому меня веселить!

Маринка: Нет, нет! Мы так не договаривались...

Тоска: Конечно, нет... А зачем? И так всё ясно! Ты моя пленница.. И …

Маринка: Что и..? По закону ваших сказок я должна пройти какое-нибудь испытание, и, если я не справлюсь, тогда — будь по-твоему!

Тоска: Угадаешь, какие растения могут помочь человеку в его недугах по описанию, разгадаешь загадки... Хотя тебе не разгадать... Слышала я, тут твою ссору с сорняком. Он сказал, что ты глупая, необразованная...

Маринка: Это кто, я — глупая? Это я — то необразованная??? А ну, давай свои загадки!

(интерактивная игра о сорняках)

Маринка: Ну вот мы все загадки отгадали!

Тоска: Но мне всё равно скучно... Я хочу, чтобы вы поиграли со мной...

Маринка: Но во что???

Тоска: Пусть один ребенок без слов с помощью мимики, рук или ног покажет сорняк(или наоборот, при помощи слов, не называя растения), а дети угадают о ком идет речь... Вот вам карточки... (показать: лопух, крапиву, одуванчик, ромашка, подорожник, вьюнок, мышиный горошек, полынь, чертополох, чистотел)

(игра)

Тоска: Повезло тебе, девочка... и дети сорняки знают... Придется ещё кого-нибудь поискать...

Маринка: Ух! Насилу вырвалась! Я и не знала, что сорняки почти все лекарственные! Точно повезло... А то я бы так и осталась с этой странной дамой. Надо о сорняках всем рассказать. Сплошные лекарства под ногами!

(появляется Лесной Гном)

Л.Г.: Вот-вот. А ещё это еда!

Маринка: Да ну? И кого же я могу съесть?!

Л.Г.: Вот. Например, крапива — это лесное мясо! В ней содержится до 20% белков, и, можно, варить с ней суп! Вареный или печёный корень лопуха напоминает по вкусу картофель. Из семян амаранта индейцы мололи муку и пекли лепёшки. Корни пырея тоже перетирали на Руси в муку и пекли лепёшки. Молодой Борщевик- листья, не только добавляли в борщ, но и квасили как капусту! Квасили и медуницу и добавляли листья и стебли в салаты. А дикая пшеница?! Цикорий известен как напиток! Из цветов одуванчиков варят мёд, из их листьев делают салат. Во Франции одуванчики высевают специально для кондитерских изделий! А кленовый сироп?

Маринка: Ладно, хватит! У меня уже голова идет кругом! Я слышала, что Сирафим Соровский на целое лето ел одну сныть и спокойно жил себе...Я согласна: сорняки тоже имеют право на жизнь! Если природа кого-то создала, значит — он важен и нужен!

Л.Г.: История растений в 1000 раз длиннее истории человека! И человек недостаточно их изучил! Нет не полезных растений — есть неизученные!!!

Маринка: Будет чем заняться на ботанике. Пойду поделюсь своими знаниями с моими друзьями!

Ситуационные задачи для Тоски

1. Вы идете по дороге, споткнулись. Упали, расшибли колено. Какой сорняк вам поможет в первую очередь? (подорожник)

2. Этот напиток люди предпочитают пить вместо кофе, так как он не содержит кофеин и поэтому не вредит тем людям, у которых сильно повышается давление и болит сердце. Но на вид и на вкус этот напиток похож на кофе. Его получают из сорняка. Назовите этот сорняк. (цикорий)

Если не угадали — подсказка — ребус.

3. Этот сорняк — лесное мясо! В нем содержится 20% белка. Весной с ним варят суп. Но срывать его голой рукой проблематично. Назовите этот сорняк.(крапива)

4. Этот сорняк очень ядовит. На сломе выделяется «молочко цветка», которое имеет оранжевый оттенок. Люди применяют это растение в борьбе с раком, лечат кожу от бородавок и других кожных заболеваний. Назовите это растение. Подсказка: Как говорится: «Человек должен быть чистым и телом, и душой...»(чистотел)

5. Их очень любит солнышко. Когда они есть в огороде, говорят, что будет меньше вредителей, но садоводы его не любят. Из его цветов варят «мед». И цветы его, и листья, и корни его лечебны. Назовите этот сорняк!(одуванчик)

6. Отвар из колючек этого растения полезен при зубной боли и воспалениях, в его листья заворачивают колени, когда они болят, его корень можно печь на косте и варить вместо картофеля. Назовите этот сорняк. (репейник)

7. Это растение, как в народе говорят, дает людям девять сил. Очень полезное, лекарственное. (девясил)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!