Тематика: Экологизация школьного пространства
СЦЕНАРИЙ ЭКОУРОКА
Культура отношения к природе мордовского народа с древних времен до современности
Авторы проекта: Канунникова Людмила Николаевна – учитель химии и биологии МБОУ «Ковылкинская СОШ №2»
Возраст целевой группы: 7-10 лет, 11-15 лет
Актуальность. Проблема культурного отношения к природе людей с древних времен до современности
Актуальность урока состоит в применении нетрадиционных форм и методов подачи материала образовательной программы эколого-этнографического профиля, ориентированного на соответствующий возраст.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
• формирование знаний о культуре отношения мордвы (мокша и эрзя) к природе, знакомство с традициями и обычаями сохранности объектов природы у данного народа
Развивающие:
• Развивать навыки исследования, творческое воображение и фантазию, а также монологической и диалогической речи обучающихся.
Воспитательные:воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, способствование формированию экологически оправданного поведение обучающихся на основе народных традиций, фольклора, живописи и др.
Ожидаемые результаты. Повышение у обучающихся уровня экологической грамотности, обеспечение их мотивации и готовности к принятию осознанных решений и практических действий по решению экологических проблем.
Аннотация
Тип урока: урок комплексного изучения и практического применения знаний.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, просматривания видеороликов.
План урока
Урок состоит из 3 взаимосвязанных блоков.
Блок 1. Передачи знаний в сопровождении:
• рассказа педагога;
• вопросов обучающимся;
• просмотр видеороликов.
В этой части урока обучающиеся:
• узнают, в чём состоит проблема культуры отношений к природе морды и почему её решение актуально сегодня;
• выясняют, каковы причины и возможные последствия данной проблемы;
Блок 2. Выполнение творческого практического задания. Работая в группах, обучающиеся научатся отражать проблему изменения состояния природы через представление ими экологических творческих продуктов.
Блок 3. Практическое задание В завершающей части урока обучающиеся выполняют интерактивное упражнение «Разделяй-ка», составляют список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем городе.
Ход урока
БЛОК 1
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей не только нашей республики, но и всей страны. Культура отношения людей и природы проявляется в различных видах их хозяйственной деятельности. Вы, конечно же, слышали о культуре земледелия, культуре выращивания хозяйственно важных растений, культуре сохранения рек, озер и других водоемов. Но отношения проявляются и посредством литературы, живописи, музыки, поэзии. Вся глубина культуры взаимоотношений природы и человека, пожалуй, наиболее ярко проявляются в народных жанрах. Как раз в них содержатся разные аспекты многовековой истории, написанной многими поколениями людей мордовского народа. Важное место среди народных жанров, в качестве примера культуры отношений человека и природы, занимает фольклор. Для того, чтобы лучше понять формирование культуры отношений природы и древней мордвы, обратимся к религиозным истокам.
Необходимо отметить, что религия у мордвы являлась одним из мощных факторов формирования культуры отношений к природе и тем взаимосвязям, которые поддерживают ее целостность. Причины возникновения религии у разных народов, в том числе и у мордвы, общеизвестны: бессилие первобытного человека в противостоянии к стихиям невзгодам природы, а позже – бессилие перед социальными силами, господствующими над людьми. У мордвы было множество божеств и добрых духов, «защищающих» природное окружение, а также собственное существование человека. И это заставляло людей почитать природу, обращать внимание на её состояние и сохранность.Боги и духи в мордовском язычестве могли быть добрыми или злыми, если их не задобрить. Поэтому в честь своих богов мордва проводила так называемые моляны (моления). Это некий обряд с ритуалом жертвоприношения, чтением молитв. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Причем моляны устраивались на том месте, где «обитает» конкретное божество: в поле, в общинном доме. Кроме молян, организовывали и праздники: семейные, общинные. Все эти мероприятия преследовали схожие цели: благополучие в жизни, хороший урожай, удача в делах.
Наиболее распространенными были моляны в честь богини Масторавы – покровительницы плодородия. Особо поклонялись Вирьаве – покровительнице лесов и подчиненных ей духов. Это понятно, мордва жила в лесах, которые, с одной стороны, были таинственными, загадочными, пугали своей мощью, а с другой – обеспечивали людей продуктами питания, жильем, средствами защиты от врагов и стихий.
(ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Божества древней мордвы»)https://www.youtube.com/watch?v=EdoCHbHwn4k
Вера в божества, поклонение им, признание сверхъестественных сил формировали у людей внутренние механизмы регулирования своего поведения в природе, отношений людей между собой и отношения ко всему живому. Можно предположить, что главными мотивами поведения людей в природе были такие, чтобы не вредить природе, использовать в меру её богатства.
Интересной с точки зрения формирования отношения мордвы к природе является предположение о создании мира. По сказаниям, оно было сложным и противоречивым актом. Напрашивается предположение: если с таким трудом создавался мир, его части, природные явления, обеспечивающие существование людей, то отношение их ко всему созданному должно быть разумным. Эту мысль можно подтвердить некоторыми примерами: привычка постоянно поддерживать плодородие земель, смена участков выращивания культур, ограниченное сенокошение в определенных местах и т.д. очень жаль, что многие привычки в настоящее время исчезли. Ослабла и религиозная основа отношений людей к природе. Однако в формировании культуры отношения мордвы к природе они оставили глубокий след. На основе молян постепенно возникли песни, на религиозной основе сформировались легенды, веснянки, и другие жанры устно-поэтического народного творчества.
(Прослушивание мордовских песен, отражающих отношение людей к растениям, животным и природе в целом)https://www.youtube.com/watch?v=zF7NBG-ya9Q
Первооснова всех календарных обрядов — труд древнего земледельца, а весна и лето — самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца — вспашка поля, посев, высадка рассады, от которых зависели благополучие всей жизни общины в течение года. Поэтому в весенне-летний период люди еще более тщательно, чем зимой, наблюдали за явлениями окружающей их природы, старались приспособиться к ним, чтобы сделать свой труд более успешным. Чувствуя свою зависимость от природной среды, крестьянин стремился всеми доступными ему средствами обезопасить себя и свой труд от неожиданных стихийных явлений, полагаясь и на магические действия.
Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки :
Песня-веснянка:
Жаворонки, услышьте нас,
Скорее заметьте нас !
Скорее прилетите,
Весеннее тепло принесите.
Нам зима уж надоела,
Все запасы хлеба съела.
Зимняя одежда износилась.
О вас мы соскучились.
Жаворонки, сюда прилетите,
Здесь гнезда свои свейте.
Много яиц насидите,
Много птенцов вырастите.
Учитель: Ребята, давайте постараемся ответить с вами на вопросы.
Какое значение имеют виды фольклора для формирования у людей экологически оправданного поведения?
Получают ли люди новые знания о природе, её состоянии при ознакомлении с их содержанием?
Как вы оцениваете традицию мордвы встречать весной птиц? Бытует ли эта традиция в вашей семье?
Приведите свои примеры народных примет о природе и взаимосвязях в ней.
Почему у людей возникали обычаи сохранения природных объектов?
Какие обычаи способствуют улучшению состояния природы?
Наблюдается ли тенденция угасания природоохранных обычаев в нашей местности?
А сейчас, давайте с вами рассмотрим репродукции картин русских и мордовских художников о природе, её состоянии, изменениях, происходящих в ней.
Демонстрация репродукций картин русских художников: Васильев Ф.А. «Мокрый луг», «Болото», Грабарь И.М. «Февральская лазурь», Левитан И.И. «Март», «Золотая осень» и мордовских художников: Попков В.А. «Розлив на Мокше», Беднов В.А. «Весна пришла», Мухин А.А. «Последний снег», «Весна. Первый выгон», Петряшов В.И. «Летний день», Козлова В.Ф. «Шайговские просторы»
Вопросы для обсуждения:
Какой природный объект или явление изображены на картинах?
Какими художественными средствами передает художник восприятие изображенного объекта или явления зрителю?
Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин?
Возникает ли у вас потребность улучшать состояние природы, после рассматривания картин?
Домашнее задание:ребятам начальных классов подобрать материал для изготовления лэпбуков; ребятам среднего звена – экологических плакатов.
БЛОК 2
Педагог: Ребята, сегодняшнее наше занятие пройдет в форме творческой мастерской. Наша школа участвует воВсероссийской акции «Россия – территория «Эколят – молодых защитников природы», которая проводится комитетом Совета Федерации. И поэтому нам сегодня будут помогать сказочные герои эколят Умница, Шалун, Тихоня и Елочка.
Наши эколята (обучающиеся начальных классов) займутся тем, что будут изготавливать экологические лэпбуки. Разбиваемся на 2 группы. Первая группа, под руководством Умницы и Шалуна, изготовляют лэпбук «В гостях у Вирь-авы», а вторая группа, под руководством Тихони и Ёлочки, изготавливаютлипбук «В гостях у Видь-авы».
Лэпбуки изготавливаются по плану:
Знакомство с богинями древней мордвы – картинка и описание богини.
Правила поведения в лесу (около водоемов) - конвертик
Редкие и исчезающие животные леса (водные животные) Мордовии - книжка
Редкие и исчезающие растениялеса (водные растения) Мордовии - книжка
«Они спасены!». Растения леса (водные растения) Мордовии - книжка
«Они спасены!». Животные леса (водные животные) Мордовии - книжка
«Что мы можем сделать, чтобы защитить лес (водоемы)? – конвертик с предложениями ребят
Ребята среднего звена так же делятся на 2 группы и каждая получает творческое задание:
Первая группа изготавливает экологический плакат«Берегите лес!»
Вторая группа изготавливает экологический плакат «Берегите воду!»
В своих плакатах ребята должны отразить проблемы изменения состояния природы, предостеречь людей от экологических опасностей. С последующей защитой: объясняется суть плаката, обосновывается выбор его темы. После защиты плакаты вывешиваются в коридоре школы для всеобщего обозрения.
Защита плаката может происходить с использованием музыкального сопровождения, мордовского национального фольклора и т.д.
Блок 3 Практическое задание В завершающей части урока обучающиеся выполняют интерактивное упражнение «Разделяй-ка», составляют список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем городе.