СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ ЭКОУРОКА "Культура отношения к природе мордовского народа с древних времен до современности"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность урока состоит в применении нетрадиционных форм и методов подачи материалов образовательной программы эколого-этнографического профиля.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ЭКОУРОКА "Культура отношения к природе мордовского народа с древних времен до современности"»

Тематика: Экологизация школьного пространства

СЦЕНАРИЙ ЭКОУРОКА



Культура отношения к природе мордовского народа с древних времен до современности



Авторы проекта: Канунникова Людмила Николаевна – учитель химии и биологии МБОУ «Ковылкинская СОШ №2»

Возраст целевой группы: 7-10 лет, 11-15 лет

Актуальность. Проблема культурного отношения к природе людей с древних времен до современности

Актуальность урока состоит в применении нетрадиционных форм и методов подачи материала образовательной программы эколого-этнографического профиля, ориентированного на соответствующий возраст.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

• формирование знаний о культуре отношения мордвы (мокша и эрзя) к природе, знакомство с традициями и обычаями сохранности объектов природы у данного народа

Развивающие:

• Развивать навыки исследования, творческое воображение и фантазию, а также монологической и диалогической речи обучающихся.

Воспитательные:воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, способствование формированию экологически оправданного поведение обучающихся на основе народных традиций, фольклора, живописи и др.

Ожидаемые результаты. Повышение у обучающихся уровня экологической грамотности, обеспечение их мотивации и готовности к принятию осознанных решений и практических действий по решению экологических проблем.

Аннотация

Тип урока: урок комплексного изучения и практического применения знаний.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, просматривания видеороликов.



План урока

Урок состоит из 3 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Передачи знаний в сопровождении:

• рассказа педагога;

• вопросов обучающимся;

• просмотр видеороликов.

В этой части урока обучающиеся:

• узнают, в чём состоит проблема культуры отношений к природе морды и почему её решение актуально сегодня;

• выясняют, каковы причины и возможные последствия данной проблемы;

Блок 2. Выполнение творческого практического задания. Работая в группах, обучающиеся научатся отражать проблему изменения состояния природы через представление ими экологических творческих продуктов.

Блок 3. Практическое задание В завершающей части урока обучающиеся выполняют интерактивное упражнение «Разделяй-ка», составляют список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем городе.

Ход урока

БЛОК 1

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей не только нашей республики, но и всей страны. Культура отношения людей и природы проявляется в различных видах их хозяйственной деятельности. Вы, конечно же, слышали о культуре земледелия, культуре выращивания хозяйственно важных растений, культуре сохранения рек, озер и других водоемов. Но отношения проявляются и посредством литературы, живописи, музыки, поэзии. Вся глубина культуры взаимоотношений природы и человека, пожалуй, наиболее ярко проявляются в народных жанрах. Как раз в них содержатся разные аспекты многовековой истории, написанной многими поколениями людей мордовского народа. Важное место среди народных жанров, в качестве примера культуры отношений человека и природы, занимает фольклор. Для того, чтобы лучше понять формирование культуры отношений природы и древней мордвы, обратимся к религиозным истокам.

Необходимо отметить, что религия у мордвы являлась одним из мощных факторов формирования культуры отношений к природе и тем взаимосвязям, которые поддерживают ее целостность. Причины возникновения религии у разных народов, в том числе и у мордвы, общеизвестны: бессилие первобытного человека в противостоянии к стихиям невзгодам природы, а позже – бессилие перед социальными силами, господствующими над людьми. У мордвы было множество божеств и добрых духов, «защищающих» природное окружение, а также собственное существование человека. И это заставляло людей почитать природу, обращать внимание на её состояние и сохранность.Боги и духи в мордовском язычестве могли быть добрыми или злыми, если их не задобрить. Поэтому в честь своих богов мордва проводила так называемые моляны (моления). Это некий обряд с ритуалом жертвоприношения, чтением молитв. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Причем моляны устраивались на том месте, где «обитает» конкретное божество: в поле, в общинном доме. Кроме молян, организовывали и праздники: семейные, общинные. Все эти мероприятия преследовали схожие цели: благополучие в жизни, хороший урожай, удача в делах.

Наиболее распространенными были моляны в честь богини Масторавы – покровительницы плодородия. Особо поклонялись Вирьаве – покровительнице лесов и подчиненных ей духов. Это понятно, мордва жила в лесах, которые, с одной стороны, были таинственными, загадочными, пугали своей мощью, а с другой – обеспечивали людей продуктами питания, жильем, средствами защиты от врагов и стихий.

(ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Божества древней мордвы»)https://www.youtube.com/watch?v=EdoCHbHwn4k

Вера в божества, поклонение им, признание сверхъестественных сил формировали у людей внутренние механизмы регулирования своего поведения в природе, отношений людей между собой и отношения ко всему живому. Можно предположить, что главными мотивами поведения людей в природе были такие, чтобы не вредить природе, использовать в меру её богатства.

Интересной с точки зрения формирования отношения мордвы к природе является предположение о создании мира. По сказаниям, оно было сложным и противоречивым актом. Напрашивается предположение: если с таким трудом создавался мир, его части, природные явления, обеспечивающие существование людей, то отношение их ко всему созданному должно быть разумным. Эту мысль можно подтвердить некоторыми примерами: привычка постоянно поддерживать плодородие земель, смена участков выращивания культур, ограниченное сенокошение в определенных местах и т.д. очень жаль, что многие привычки в настоящее время исчезли. Ослабла и религиозная основа отношений людей к природе. Однако в формировании культуры отношения мордвы к природе они оставили глубокий след. На основе молян постепенно возникли песни, на религиозной основе сформировались легенды, веснянки, и другие жанры устно-поэтического народного творчества.

(Прослушивание мордовских песен, отражающих отношение людей к растениям, животным и природе в целом)https://www.youtube.com/watch?v=zF7NBG-ya9Q

Первооснова всех календарных обрядов — труд древнего земледельца, а весна и лето — самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца — вспашка поля, посев, высадка рассады, от которых зависели благополучие всей жизни общины в течение года. Поэтому в весенне-летний период люди еще более тщательно, чем зимой, наблюдали за явлениями окружающей их природы, старались приспособиться к ним, чтобы сделать свой труд более успешным. Чувствуя свою зависимость от природной среды, крестьянин стремился всеми доступными ему средствами обезопасить себя и свой труд от неожиданных стихийных явлений, полагаясь и на магические действия.
Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки :

Песня-веснянка:

Жаворонки, услышьте нас, 
Скорее заметьте нас ! 
Скорее прилетите, 
Весеннее тепло принесите. 
Нам зима уж надоела, 
Все запасы хлеба съела. 
Зимняя одежда износилась. 
О вас мы соскучились. 
Жаворонки, сюда прилетите, 
Здесь гнезда свои свейте. 
Много яиц насидите, 
Много птенцов вырастите.



Учитель: Ребята, давайте постараемся ответить с вами на вопросы.

  1. Какое значение имеют виды фольклора для формирования у людей экологически оправданного поведения?

  2. Получают ли люди новые знания о природе, её состоянии при ознакомлении с их содержанием?

  3. Как вы оцениваете традицию мордвы встречать весной птиц? Бытует ли эта традиция в вашей семье?

  4. Приведите свои примеры народных примет о природе и взаимосвязях в ней.

  5. Почему у людей возникали обычаи сохранения природных объектов?

  6. Какие обычаи способствуют улучшению состояния природы?

  7. Наблюдается ли тенденция угасания природоохранных обычаев в нашей местности?

А сейчас, давайте с вами рассмотрим репродукции картин русских и мордовских художников о природе, её состоянии, изменениях, происходящих в ней.

Демонстрация репродукций картин русских художников: Васильев Ф.А. «Мокрый луг», «Болото», Грабарь И.М. «Февральская лазурь», Левитан И.И. «Март», «Золотая осень» и мордовских художников: Попков В.А. «Розлив на Мокше», Беднов В.А. «Весна пришла», Мухин А.А. «Последний снег», «Весна. Первый выгон», Петряшов В.И. «Летний день», Козлова В.Ф. «Шайговские просторы»

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой природный объект или явление изображены на картинах?

  2. Какими художественными средствами передает художник восприятие изображенного объекта или явления зрителю?

  3. Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин?

  4. Возникает ли у вас потребность улучшать состояние природы, после рассматривания картин?

Домашнее задание:ребятам начальных классов подобрать материал для изготовления лэпбуков; ребятам среднего звена – экологических плакатов.



БЛОК 2

Педагог: Ребята, сегодняшнее наше занятие пройдет в форме творческой мастерской. Наша школа участвует воВсероссийской акции «Россия – территория «Эколят – молодых защитников природы», которая проводится комитетом Совета Федерации. И поэтому нам сегодня будут помогать сказочные герои эколят Умница, Шалун, Тихоня и Елочка.

  1. Наши эколята (обучающиеся начальных классов) займутся тем, что будут изготавливать экологические лэпбуки. Разбиваемся на 2 группы. Первая группа, под руководством Умницы и Шалуна, изготовляют лэпбук «В гостях у Вирь-авы», а вторая группа, под руководством Тихони и Ёлочки, изготавливаютлипбук «В гостях у Видь-авы».

Лэпбуки изготавливаются по плану:

  1. Знакомство с богинями древней мордвы – картинка и описание богини.

  2. Правила поведения в лесу (около водоемов) - конвертик

  3. Редкие и исчезающие животные леса (водные животные) Мордовии - книжка

  4. Редкие и исчезающие растениялеса (водные растения) Мордовии - книжка

  5. «Они спасены!». Растения леса (водные растения) Мордовии - книжка

  6. «Они спасены!». Животные леса (водные животные) Мордовии - книжка

  7. «Что мы можем сделать, чтобы защитить лес (водоемы)? – конвертик с предложениями ребят



  1. Ребята среднего звена так же делятся на 2 группы и каждая получает творческое задание:

  1. Первая группа изготавливает экологический плакат«Берегите лес!»

  2. Вторая группа изготавливает экологический плакат «Берегите воду!»

В своих плакатах ребята должны отразить проблемы изменения состояния природы, предостеречь людей от экологических опасностей. С последующей защитой: объясняется суть плаката, обосновывается выбор его темы. После защиты плакаты вывешиваются в коридоре школы для всеобщего обозрения.

Защита плаката может происходить с использованием музыкального сопровождения, мордовского национального фольклора и т.д.



Блок 3 Практическое задание В завершающей части урока обучающиеся выполняют интерактивное упражнение «Разделяй-ка», составляют список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем городе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!