Сценарий фольклорного праздника весны
в подготовительной группе
«Весна-красна, что ты нам принесла»
Цель: формировать представление о праздничных днях. Учить бережно, относиться к народным праздничным традициям и обычаям. Отмечать праздники народного календаря. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Содействовать созданию обстановке общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Задачи: обогащать знания детей о русском народном творчестве; развивать выразительность речи; творческие способности через исполнение танцев, песен;
Оборудование и материал. Аудиозаписи русских народных мелодий и голосов птиц. Бутафорские домик, деревья, плетень. Глиняная миска, коромысло с вёдрами, разноцветные платочки, леденцы в виде жаворонков.
Действующие лица: ведущий 1, ведущий 2
Дети и ведущие одеты в народные костюмы.
Зал празднично украшен. У центральной стены расставлены бутафорский дом, деревья, плетень. В записи звучит русская народная музыка.
Ход праздника:
Звучит русская народная мелодия. Звучит голос в записи
Внимание! Внимание.
В честь наступления весны
Объявляем веселое гуляние!
Поспешите, поспешите!
Ничего не пропустите!
Дети забегают в музыкальный зал под песню «Ах, вы сени, мои сени», встают врассыпную. Выполняют пружинку, ковырялочку и кружение. Затем, приплясывая, выстраиваются в две шеренги (мальчики напротив девочек).
Ведущий 1: (удивленно)
Ой, неужто гости к нам? Здравствуйте, люди добрые! Эй, кума! Матрёна! (из избы с полотенцем на плече выходит вторая ведущая)
Ведущий 2: (вытирая руки)
Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дорогие! Рады вас видеть у нас в деревне!
Ребенок 1: Пришли сюда мы скуку разогнать, пришли повеселиться, поиграть.
Ребенок 2: Чтобы песенки попеть, на забавы разные, потехи посмотреть!
Ведущий 1: Гости поспели вовремя, как раз, начинаем посиделки мы сейчас!
Ведущий 2: Проходите в избу, да давайте вместе порадуемся приходу весны, теплому, ясному солнышку.
Ведущий 1: Милости прошу, гости дорогие. Будьте как дома. У меня для каждого найдется и местечко и словечко. На Руси раньше говорили;
Гостю – почет,
Хозяину – честь!
Дети становятся полукругом
Песня «К нам гости пришли»
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
С малинкой пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём.
Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой.
Будем петь для вас
Мы хоть целый час
Вы послушайте, похлопайте
Споем для вас.
Ребенок 1:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Ребенок 2:
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед,
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Ребенок 3:
Идёт матушка весна – отворяйте ворота.
Вот и первым март пришёл,
Всех друзей с собой привёл.
А за ним придет апрель, растворяй по шире дверь
А потом придет и май
Сколько хочешь ты гуляй.
Весенняя полечка
Солнышко смеется,
А сосульки плачут.
Солнечные зайчики
По дорожке скачут.
Солнечные зайчики
По дорожкам скачут.
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!
Отворим окошко,
Подождем немножко.
Прилетайте к нам, скворцы,
Вот пшено и крошки.
Прилетайте к нам, скворцы,
Вот пшено и крошки.
Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик! Летите!
Солнце греет ушки,
Гладит по макушке,
Дарит мамочке и мне
Рыжие веснушки.
Дарит мамочке и мне
Рыжие веснушки.
Ведущий 1: Весной одна забота: не встала бы работа.
Ведущий 2: А уж мы работать не боимся. Да и детки нам здорово помогают.
Ведущий 1: А где же они, детишки-то наши?
Ведущий 2: Да вот они идут… Ох, и хороши наши детки!
Из-за избы выходят девочка и мальчик, выносят глиняную миску.
Ведущий 1:
Да, изба детьми полна. А помощниками-то они какими растут!!! Всё делают, со всем обращаться умеют: и со скотинкой, и с малыми детками, и с печкой, и со свечкой!
Ведущий 2:
Какие корешки – такие и ветки. Какие родители – такие и детки.
Ведущий 1:
Эй, детки, что в такую рань встали? Спать неохота?
Дети. Да мы, матушка, мороз заговариваем.
Ребенок 4 (девочка):
Мороз, мороз,
Иди кисель есть!
Не бей наш овёс, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник!
Ребенок 5 (Мальчик):
Мороз, мороз, ходи к нам
Кисель с молоком хлебать,
Чтоб тебе наше жито в поле оберегать:
Градом не бить,
Червём не точить,
И всему в поле целу быть!
Вместе.
Мороз, мороз,
Не морозь наш овёс!
Киселя поешь –
Нас потешь!
Ставят миску под окном избы и
садятся на стульчики к остальным детям
Ведущий 1:
Молодцы, детишки! Теперь мороз не станет бить ваш овёс. А вы смотрите, посейте его вовремя!
Ведущий 2: Ну, уж про это мы много поговорок знаем!
Дети (по очереди).
- Всякое семя знает своё время.
-До поры, до времени не сей семени.
-Посеешь в пору - соберёшь зерна гору.
-Доброе семя – добрый всход.
Ведущий 1:
Мужички, мужички,
Готовьте сошнички!
Скоро пашенку пахать,
Скоро сев начинать!
Ведущий 2:
Да не забудьте потом сохой потрясти, чтоб хлеб лучше уродился.
Выходят мальчики. Танцуют р.н.танец
Танец мальчиков
Ребенок 6: (Мальчик)
Иди, весна, иди, красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!
Ведущий 1:
После сева можно будет ждать урожая богатого и травы сочной да высокой, в которой девушки будут водить свои хороводы.
«Травушка-муравушка»
1. Травушка-муравушка, зеленись, зеленись,
К золотому солнышку потянись, потянись.
Дождик, теплых капелек не жалей, не жалей,
Травушку-муравушку ты полей, ты полей.
2. Ты, весенний ветерок, не скучай, не скучай,
Травушку-муравушку овевай, овевай.
Будут нашу травушку все любить, все любить,
Будут красны девицы хоровод заводить.
3. Вместе с нашей травушкой мы растем, мы растем.
Из цветов лазоревых мы венок сплетем.
Травушка-муравушка, зеленись, зеленись,
К золотому солнышку потянись, потянись.
Ведущий 1: Ребята, а отгадайте наши с Матрёной загадки…
Есть в нашем мире слово вечное,
Короткое, но самое сердечное.
Оно прекрасное и доброе,
Оно простое и удобное,
Оно душевное, любимое,
Ни с чем на свете не сравнимое:
Ведущий 2:
Она бывает нежная,
Как солнышко весной,
Бывает — безмятежная,
Когда в душе покой.
Дети отвечают: «мама»
Ведущий 1:
Слово «мама», как солнышко ясное, озаряет всех светом. Не случайно мамин праздник отмечают весной, когда просыпается и заново рождается природа. Когда солнце ясное своими ласковыми лучами согревает землю, как добрая мать обнимает свое дитя.
Ведущий 2: В старину дети маму свою величали-звали «матушка». В народе говорят: «Нет такого дружка, как родная матушка». А вы, ребята, знаете пословицы, поговорки про маму?
Дети:
- При солнышке – тепло, а при матушке – добро.
- Родных много, а матушка роднее всех.
- Матушка родимая- свеча неугасимая.
- Мать кормит детей, как земля людей.
- Материнская ласка конца не знает.
Ребенок 7:
Сколько звезд на ясном небе,
Сколько колосков в полях.
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете,
Только мама одна на свете!
Песня «Солнышко и мама»
Солнышко смеётся, греет и печёт.
Озаряет солнце синий небосвод.
Я в подарок солнце маме подарю,
Потому что я её люблю.
Припев:
Лучиками солнышко ручки мне протянет.
Буду ему песенки я петь.
Золотое солнышко гимном я прославлю
И на небо буду я глядеть.
Мама тоже солнцу песенку споёт.
Нежно улыбнётся синий небосвод.
Ей подарит звёзды, жёлтую луну.
Свою маму очень я люблю.
Ведущий 1: С давних времен добрые традиции в доме передавались детям и внукам от бабушек.
Ведущий 2: В народе говорят: «Хорошо тому жить, у кого бабушка дом сторожит».
Ведущий 1: Бабушки объединяли семью, учили трудиться дружно, вместе. Бабушки наставляли, как сохранить покой и благополучие в семье.
Ребенок 8:
У бабушки — руки волшебные,
А может быть, просто искусные?
Решают дела ежедневные
И блинчики стряпают вкусные!
Чаёк и варенье душистое,
Всегда ждут нас в доме у бабушки!
Пусть счастье — большое, лучистое —
Всегда будет с бабушкой рядышком!
Ведущий 1: Как известно наши бабушки замечательные рукодельницы… умеют и шить, и вышивать, и вязать… Прежде чем вязать, бабушка прядет пряжу и сматывает ее в клубочки. А так ли просто это делать? Сейчас мы это и проверим. Поиграем в игру «Волшебный клубочек».
Игра «Волшебный мешочек»
Для изготовления «Волшебного клубочка» вам понадобится один пластмассовый шар для сухого бассейна и 2 м. синтетического бельевого шнура диаметром 3 мм. или толще. Задача – намотать на шар весь шнурок до конца так, чтобы он с него не соскочил. В случае нескольких игроков, каждому из них выдается свой клубочек с такой же длиной шнура, что и у остальных участников состязания. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.
Ведущий 1: А вот прибыли к нам девчушки-веселушки-хохотушки.
Частушки.
Ребенок 1:
Эй девчонки, хохотушки,
Затевайте-ка частушки!
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей
Ребенок 2:
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную.
Я хочу развеселить,
Публику печальную!
Ребенок 3:
А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свидания, валенки!
Ребенок 4:
Полюбуйтесь на меня,
Милые подружки,
На щеках, как на полянках,
Расцвели веснушки.
Ребенок 5: (М)
Чтобы маму на работу,
Злой будильник не будил.
Я ему сегодня на ночь,
Три детальки отвинтил!
Ребенок 6: (М)
Помогал я дома маме,
От души старался.
Чашки, ложки перемыл,
Чайник поломался!
Ребенок 7:
Ой, спасибо, тебе мама
Что такую родила.
Озорную, боевую,
Лизаветой назвала.
Ребенок 8: Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
Все дети, которые будут танцевать танец, выходят и становятся в две колонны.
Под музыку «Пойду ль я» мальчики проходят перед девочками, воображают, возвращаются в шеренгу и останавливаются напротив девочек. Девочки «грустят».
Мальчик:
Что, девчата, приуныли,
И носы повесили?
Девочки:
Потому, что без мальчишек
Нам гулять не весело!
Мальчик:
Эй, девчата, эй, девчата
Вам горячий шлём –
Все мальчики: Привет!
Девочки хором:
Ой, ребята, вы, ребята!
Нам до вас и дела нет! (Машут рукой, отворачиваются)
Мальчик:
Эй, девчата, эй, девчата
Балалайку принесём…
Девочки хором:
Принесите, принесите,
Ох, мы танцевать начнем!
Танец девочек и мальчиков кадриль
Мальчик выкрикивает:
Кто с нами играет
Тому скучно не бывает!
Игра «Идёт матушка – весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Ведущий 1: Как вы думаете, детки, кто раньше всех возвещает о приближении весны? (Ответы детей). Конечно, птицы. Это и синички-сестрички, и тётки-чечётки, и братишки-воробьишки, и
жаворонушки-перелётушки...
(Звучит фонограмма пения птиц.)
Ведущий 2: В каждом доме весной пекут из теста птичек-жаворонков. Печенья эти вкусные и красивые. Люди верят, что жаворонки, верные
спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным, и всему деревенскому миру.
Ведущий 1: Мы тоже для гостей дорогих угощение приготовили. (Ведущие выносят поднос с леденцами (петушками) в форме птичек, угощают детей и гостей.)
Жавороночек,
Принеси весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе!
Ой вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье!
Ведущий 2: Вот так мы живём:
Пряники жуём.
Ведущий 1:
Мёдом запиваем,
Вас в гости приглашаем!
Танец «Русский самовар» выход детей.