СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры"Юный биолог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка является вспомогательным материалом для проведения внеаудиторного мероприятия с целью углубления знаний студентов. Содержание  методической разработки направлено на активизацию умственной деятельности студентов, логического мышления, памяти, на формирование чувства ответственности за выполнение порученного дела.

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры"Юный биолог"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский техникум технологий и сервиса»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


открытого внеаудиторного мероприятия

(игра - викторина «Юный биолог»)





Подготовила:

Вихрова Е.И.

преподаватель биологии


2021

Методическая разработка организации и проведения внеаудиторного мероприятия – «Юный биолог» для студентов II курса, по профессии: 19.01.07 (Повар, кондитер).


Составитель: Вихрова Елена Ивановна, преподаватель химии и биологии ГПОУ «Горловский техникум технологий и сервиса», квалификационная категория «специалист первой категории».


Методическая разработка является вспомогательным материалом для проведения внеаудиторного мероприятия с целью углубления знаний студентов. Содержание методической разработки направлено на активизацию умственной деятельности студентов, логического мышления, памяти, на формирование чувства ответственности за выполнение порученного дела.

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.



Рецензенты:

1. Сердюченко В.С. заведующая учебно-методическим кабинетом

специалист «высшей квалификационной категории» ГПОУ «Горловский техникум технологий и сервиса».

2.Тимощенко С.Е., преподаватель химии и биологии, «специалист высшей квалификационной категории», «преподаватель-методист» ГБПОУ «ГМТ37».







Рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК преподавателей

природно-математических дисциплин

протокол № от 2021 г.

Председатель ПЦК________О.В. Ольховой






СОДЕРЖАНИЕ



Введение

4

Основная часть


1.Методическое обоснование темы занятия

5

2.Методические рекомендации по проведению занятия

6

3.План мероприятия

7

4.Структура мероприятия

8

Заключение

14

Литература

15

Приложение 1

Приложение 2


16,17



Приложение «Слайдовая презентация»
































ВВЕДЕНИЕ

С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Целью изучения всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и биологии, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Мероприятие, представленное в методической разработке в форме интеллектуальной игры-викторины. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. Игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Они помогают развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить знания, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.

Основной целью внеаудиторного мероприятия является развитие у обучающихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. Совместная работа в группе и является стимулом для достижения этой цели, так как студенты осознают ценность своего труда и труда своих товарищей. В основе любой игры лежит принцип состязательности.

Актуальность: Использование групповой формы работы, компетентностно-ориентированного подхода, ИКТ на данном занятии позволит углубить желание студентов изучать биологические дисциплины и стремление к глубоким знаниям. То есть обучающиеся не удовлетворяются поверхностными знаниями, а стремятся усовершенствоваться в данном направлении.

Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы и использование презентации. Это мероприятие дает возможность организовать плодотворную работу студентов.













ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.Методическое обоснование темы занятия

Для проведения данного внеаудиторного мероприятия «Юный биолог» используются активные методы и формы. Характер заданий – творческий, развивающий, развлекательный. Игра проводится с двумя командами от группы и с каждым человеком в отдельности, а также - со «зрителями». Предполагается равноправное взаимодействие всех участников.

Задания также дают возможность проявить студентам не только коммуникативные качества, но и умение самостоятельно мыслить. Фактическая работа познавательного характера готовит обучающихся к самостоятельной деятельности, развивает логическое мышление, учит анализировать, делать выводы. Такие мероприятия имеют огромное значение для овладения дополнительными знаниями при изучении естественнонаучных дисциплин, повышают мотивацию изучения и развивают познавательный интерес к предмету. Игра способствует личностному самовыражению студентов и формированию благоприятной психологической обстановки в группе.

Цель занятия определила следующие задачи:

-расширить кругозор студентов, применять полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни;

-развивать ключевые компетентности; развивать мышление и творческую активность;

-формировать умения совместной деятельности, повысить культуру поведения, общения, речи, развивать чувство прекрасного.

Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, находить и анализировать информацию о живых объектах.
















2.Методические рекомендации по проведению занятия

Данное внеаудиторное мероприятие способствует углублению, расширению и закреплению знаний по биологии. Является необязательным для обучающихся и основывается исключительно на интересе ребят к изучаемому предмету.

Студенты заранее делятся на 2 команды (из 5 человек, один из которых капитан) и готовят визитную карточку своей команды (название, девиз, эмблема). Характерными особенностями такого занятия являются: групповая работа в команде, взаимопомощь и взаимоответственность студентов.

Для фиксирования и оценки ответов выбирается жюри из 2—3 человек. Вопросы задает ведущий - преподаватель биологии. Остальные – «зрители» (которые так же участвуют в игре).

Данная форма организации внеаудиторного мероприятия:

- активизирует процесс мышления;

- способствует повышению самоорганизованности студентов и интереса к изучаемой дисциплине;

- формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе;

- закрепляет знания, развивает у студентов внимательность, анализирующее мышление.

Слайдовый материал, который сопровождает все этапы проведения игры дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом материале.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Студенты заранее получают задание. Накапливают материал, готовят ответы на вопросы.

















ГПОУ «Горловский техникум технологий и сервиса»


3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Группа: 22ПК “16” декабря 2021г.

По профессии: 19.01.07 (Повар, кондитер)

Тема занятия: «Юный биолог»

Вид занятия: внеаудиторное мероприятие

Форма проведения: игра - викторина.

Цель занятия:

Методическая продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий. Применять современные технологии обучения, способствующие активизации студентов, их познавательной деятельности. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения путем привлечения студентов к выполнению творческих работ. Реализация межпредметных связей.

Дидактическая - углубить и расширить теоретические знания студентов, активизировать умственную деятельность студентов, логическое мышление, память.

Воспитательная воспитывать активность, настойчивость, желание отстаивать собственную точку зрения, умение сотрудничать в коллективе и чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, повысить культуру поведения, общения, речи, развивать чувство прекрасного.

Методы обучения: наглядный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Межпредметные связи: математика, биология, химия, литература.

Оборудование: презентация, мультимедийная система, портреты ученых, карточки с вопросами, компьютер, карточки с баллами. 

Литература:

Основная:

1. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц, Л. Н. Кузнецова др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

2. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымщиц и др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.





4.Структура мероприятия


"Знанье – спутник человеку на пути его любом ”

Гурамишвили Д. 



1.Организационный момент

5 мин.

1.1.Приветствие студентов.

1.2.Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию.

Начало игры (слайд №1)


5 мин.

2.Мотивация обучения.

Создать позитивный настрой на работу. Познакомить с правилами игры. Представить команды друг другу и членам жюри.


5 мин

Вступительное слово ведущего (слайд №2)

Сегодня мы проведем игру - викторину, где будем задавать вопросы и отвечать на них. Посмотрим, что мы умеем, знаем, способны ли слышать и чувствовать настроение окружающих людей и продемонстрируем знания по естественным наукам.

Желаю всем успехов в сегодняшней игре!


Конкурс №1(слайд №3)

"Визитная карточка команды”

10 мин

Каждая команда представляет название, эмблему, девиз, обращение к жюри, обращение к команде соперников.

Жюри оценивает: актуальность названия и эмблемы, емкость представления, остроумие.

Максимальная оценка - 5 баллов.


Конкурс №2(слайд №4)

"Разминка

15 мин

Каждой команде в быстром темпе задается 10 блиц вопросов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1: (слайд №5,6)

1.Безъядерные клетки (прокариоты).

2.Самое распространенное вещество на Земле (вода).

3.Русский ученый, создавший коацерватную теорию возникновения жизни на Земле (Опарин А. И.).

4.Наука, изучающая клетку? (цитология).

5.Развитие половых клеток (гаметогенез, или сперматогенез, или овогенез).

6.Все ли вещества состоят из молекул (нет).

7.Как называются вещества, хорошо растворимые в воде? (гидрофильные).

8.Каким образом попадают в клетку твердые вещества? (фагозитозом).

9.Каких катионов в клетке больше К+ или Na+? (К)

10.Из чего состоит клеточная стенка у растений? (целлюлозы).


Вопросы команде №2: (слайд №7,8)

  1. Из каких мономеров состоит белок? (аминокислот).

  2. Какие вещества входят в состав рибосом? (р-РНК, белки).

  3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

  4. Кто из ученых является "первым нашим русским университетом” (Ломоносов М. В.).

  5. Ученый, создатель учения о биосфере (Вернадский).

  6. Ионы, какого металла убивают болезнетворные бактерии? (серебро).

  7. Слияние сперматозоида с яйцеклеткой называется… (оплодотворение).

  8. Ядерные клетки (эукариоты).

  9. Сколько различных аминокислот входит в состав молекул белка? (20).

  10. Какова функция рибосом? (биосинтез белка).

Жюри подсчитывает правильные ответы по каждой команде.


Конкурс №3(слайд №9)

«Домашнее задание»

10 мин

Команды получили задание подготовить дома по два вопроса из области биологии для соперников. Они поочередно задают их команде соперников, выслушивают ответ и оглашают свой ответ.

Жюри оценивает вопросы и ответы на них, учитывая занимательность, научность, практическую значимость заданного вопроса, оценивая вопрос в 3 балла.


Конкурс №4(слайд №10)

« Конкурс капитанов»

10 мин

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1: (слайд №11,12)

1. Биополимеры, которые играют главную роль в хранении и передаче наследственной информации (нуклеиновые кислоты).

3. Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса (озон).

4. Биологические катализаторы (ферменты).

5. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

6. Приспосабливаемость по- научному (адаптация).

7. Вещества, необходимые человеку и животным в малых количествах и участвующие в обмене веществ (витамины).

8. Организмы, существующие только при наличии свободного кислорода (аэробы).

9. Вещества, вырабатываемые растениями, которые губительно действуют на микроорганизмы (фитонциды).

10. Алкалоид, содержащийся в табаке (никотин).


Вопросы команде №2: (слайд №13,14)

1. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

2. Какова химическая природа гормона инсулина? (белок).

3. Белок, осуществляющий перенос кислорода и углекислого газа в организме (гемоглобин).

4.Болезненное состояние организма, вызванное недостаточным поступлением в него витаминов (авитаминоз).

5. Лечение с помощью трав (фитотерапия).

6. Вещества, способствующие развитию злокачественных новообразований (канцерогены).

7. Цинга – болезнь, связанная с нехваткой (витамина С).

8. Русский ученый, разработавший учение об иммунитете (Мечников).

9. Реакция организма на продолжительность дня (фотопериодизм).

10. Естественная смесь газов, составляющая земную атмосферу (воздух).


Конкурс №5(слайд №15,16)

«Перекрестки биологии и литературы»

15 мин

Озвучить как можно больше стихотворений, в которых упоминаются биологические термины. За каждое стихотворение команда получает 2 балла.

Например,

В эволюции скачок,

Словно воздуха глоток-

Новый способ размноженья –

Внутреннее оплодотворенье.

Прогресс будет? Не вопрос,

Ведь это же ароморфоз.

Или

Два организма взаимно полезны,

Связаны вместе просто железно.

Жить в одиночку?- огромный вопрос.

Такое сожительство есть симбиоз.



Конкурс №6(слайд №17,18,19)

«Игра со зрителями»

15 мин

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру со зрителями. Он задает поочередно болельщикам разных команд блиц вопросы, правильные ответы идут в зачет команде -1 балл за каждый ответ.

Вопросы болельщикам команды №1:

Вопросы болельщикам команды №2:

1. Как называется процесс увеличения размеров организма? (рост).

1. Процесс считывания информации с ДНК на РНК (транскрипция).

2. Место прохождения фотосинтеза (хлоропласты).

2. Как генетики называют преобладающий признак? (доминантный).

3.Энергетический центр клетки (митохондрии).

3. Как называется количество хромосом в половой клетке? (гаплоидное).

4. Какие органы называют гомологичными? (одинаковые по происхождению).

4. Как называются простые углеводы? (моносахариды).

5. Как называется участок ДНК, несущий информацию о структуре белка? (Ген).

5. Сколько хромосом в клетках человека?(46)

6. Могут ли белки быть источником энергии? (Да).

6. Какие двигательные белки вы знаете? (Актин, миозин).



Конкурс №7(слайд №20)

«Отгадай загадки»

10 мин

Поочередно каждой команде задаются загадки, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(слайд №21,22)

1. Есть хрустальные глазки –

Как волшебники в сказке:

Сгонят вмиг туман и дымку

И увидят невидимку.

(Увеличительные стекла-линзы в микроскопе)

(слайд №23,24)

2. Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, - так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Отгадай кто я?

(Клетка)

(слайд №25,26)

3. Двойняшки-дочки

Родились в теремочке,

А мамка вдруг пропала

Как будто не бывала.

(Деление клетки)

(слайд №27,28)

4. От буяна-урагана

У дубка-богатыря

Есть живые якоря.

(Корень)

(слайд №29,30)

5. Скатерть зелена

На весь мир расстелена.

(Растительный покров на Земле)

(слайд №31,32)

6. На фабрику – соль да водица,

И воздух годится,

А с фабрики - жир да лучица

И сахару крупица.

(Лист, образование органических веществ)

(слайд №33,34)

7. Есть в прудах,

Полях и парке

Неведимки-санитарки.

(Бактерии гниения)


Конкурс №8

«Кто у нас в гостях?» (слайд №35)

10 мин

Ответ оценивается в 2 балла.

(слайд №36,37)

Команда №1:

О каком великом ученом говориться…

Много открытий сделано этим учёным. Сообщение о самом главном его открытии было сделано Н. А. Меншуткиным на заседании Русского Химического общества в марте 1869 года. «Наружность известна многим по его портретам. Самое характерное в нём было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба и ясные, синие проникновенные глаза…»

Ответ: (Д. И. Менделеев)

(слайд №38,39)

Команда №2:

«Он впервые выдвинул идею о том, что человеческий фактор в развитии биосферы становиться главенствующим. В 1965 году он писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все её природные воды».

Кто у нас в гостях?

Ответ: (Владимир Иванович Вернадский)



Подведение итогов. Рефлексия (слайд №40)

10 мин

Пока жюри подводит итоги, давайте проведем рефлексию.

Понравилось ли вам мероприятие? Если да, поднимите правую руку вверх, если нет - левую. Что вам больше всего запомнилось в этом мероприятии?

Жюри согласно «Таблице для подведения итогов членами жюри» (Приложение 1) подводит итоги игры и называет победителей. Командам вручаются грамоты. Определяют лучших студентов - знатоков биологии.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развития ключевых компетенций наиболее продуктивным является групповая форма работы, так как существование групп тесно связано с общением. Поэтому при проведении внеаудиторного мероприятия «Юный биолог» используются и групповой и индивидуальный методы работы студентов. Студенты, объединенные в группу, решают творческие задачи эффективнее, чем каждый из членов группы в отдельности. Стиль, тон отношений, задаваемый на мероприятии, создают атмосферу сотрудничества и психологического комфорта. На мероприятии создается ситуация успеха, стимулирующая развитие познавательной активности.

Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью, поэтому формирование интереса обучающихся к изучению биологии осуществляется через использование мультимедийной презентации как наглядной демонстрации теоретического материала.

В заключение мероприятия жюри подводит итоги игры и называет победителей. Командам вручаются грамоты. Определяют лучших студентов - знатоков биологии.

Главной задачей для обучающихся является вовлечение их в процесс познания живой природы, чтобы они задумались о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научились высказывать свои мысли и отстаивать их. Такие мероприятия имеют огромное значение для овладения дополнительными знаниями при изучении естественнонаучных дисциплин.

Использование современных инновационных технологий на занятиях биологии путем формирования анализирующего мышления студентов помогает научить думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.






Список использованных источников


1. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц, Л. Н. Кузнецова др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

2. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымщиц и др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

3.Т.А.Ловкова «Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 класс». Москва. Айрис-пресс, 2007 г.

4. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград. 2007.

5.Галеева Н.Л. «Интегрированные биологические декады», Москва, 2008.

6.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках

биологии. Москва. 2006.

























Приложение 1




Д. И. Менделеев




Владимир Иванович Вернадский



Приложение 2


Таблица для подведения итогов членами жюри


Команда

Конкурс №1

Конкурс №2

Конкурс №3

Конкурс №4

Конкурс №5

Конкурс №6

Конкурс №7

Конкурс №8

1









2













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!