СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий историко-литературной гостиной "Детство, опалённое войной"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий историко-литературной гостиной "Детство, опалённое войной"»

Детство, опалённое войной

Форма «Глинка» (звучит фоном, пока идёт мероприятие)

Слайд 1 «Заставка» (висит, пока собираются зрители)

Слайд 2 «Видео без звука»

(включается на стихотворение «Его я узнал не из книжки...»)

Чтец. 1

Его я узнал не из книжки –            

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной.

Слайд 3 «Великая Отечественная война»

Ведущий 1. В истории государств и народов бывают события, которые становятся поворотными. От них начинается новый отсчёт жизни. И говорят: это было до или после…

Ведущий 2. Для нашей страны таким событием стала Великая Отечественная война, память о которой священна.

Слайд 4 «Война пришла внезапно…»

Ведущий 1. Война пришла внезапно. Невидимой стеной разделила жизнь людей на прошлое и настоящее.

Ведущий 2. В прошлом осталось мирное время, мечты, надежды, радость и счастье.

Ведущий 1. А в настоящем взрывались снаряды, свистели пули, падали бомбы, горели сёла и города, гибли люди, раньше времени взрослели дети.

Ведущий 2. На детские забавы и игры теперь почти не оставалось времени, нужно было по мере сил помогать взрослым.

Слайд 5 «На плечи детей в военные годы…»

Ведущий 2. На плечи детей в военные годы легли не только домашние хлопоты, они заменили ушедших на фронт взрослых, стали работать на заводах и фабриках.

Слайд 6 «Маленькие, голодные и слабые…»

Ведущий 1. Маленькие, голодные и слабые, порой, они даже не доставали до станков, им приходилось приносить из дома табуретки или мастерить подножные подставки, крайне неудобные, и мужественно выстаивать на них по 12 часов рабочей смены.

Ведущий 2. Недаром говорят: «и тыл был фронтом». Настоящие сражения разворачивались не только на поле боя, но и в заводских цехах, у тяжёлых станков: «Всё для фронта – всё для победы» этот лозунг тогда был для многих главным жизненным ориентиром.

Ведущий 1.

Война, война – каким кровавым следом

В живую память врезалась она,

На всех – одна Великая победа

У каждого в судьбе – своя война.

Слайд 7 «У каждого, действительно, была своя война…»

Ведущий 2. У каждого, действительно, была своя война, кто-то трудился в тылу, а кому-то пришлось пережить ужас немецкой оккупации.

Ведущий 1. Они узнали, что такое, артобстрелы, ночные тревоги, комендантский час, страдание, страх и смерть.

Слайд 8 «У них на глазах разрушались города…»

Ведущий 2. У них на глазах разрушались города, горели сёла, гибли родные и близкие.

Слайд 9 « Среди сугробов и воронок…»

Чтец 2.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Слайд 10 «Война беспощадна ко всем…»

Ведущий 1. Война беспощадна ко всем. Неважно, кто встанет у неё на пути: беспомощный старик или маленький ребёнок, только начинающий жить. Она не пожалеет никого.

Слайд 11 «Блокада Лениграда»

Ведущий 2. Одна из скорбных страниц Второй мировой войны – Блокада Ленинграда.

Слайд 12 «900 дней и ночей…»

900 дней и ночей город находился во вражеском кольце, в домах не было ни света, ни тепла, ни воды, не хватало хлеба, был жуткий голод.


Слайд 13 «Илья Глазунов»

Ведущий 1. «Это было нестерпимо давно. Но как будто вчера. А иногда мне кажется, что и сегодня, – настолько всё явно перед глазами... Завывание сирены. Тиканье метронома, которое доносилось из репродукторов. Это было предупреждение об артобстреле города или о его бомбёжке. А затем метроном всегда сменяла бравурная, весёлая музыка, которая действовала на наши души, как реквием...» - вспоминал о страшном времени художник Илья Глазунов, потерявший в Блокадном Ленинграде всех своих родных.

Слайд 14 Видео со звуком «Ленинградский метроном»

Слайд 15 «Дневник Тани Савичевой»

Ведущий 1. В музее Блокады Ленинграда среди других экспонатов хранится дневник школьницы Тани Савичевой – свидетельство того страшного времени.

Рассказчик 2. В записную книжку девочка вносила даты и время смерти своих родных и близких: сестры, брата, мамы, бабушки, двух дядей.

Рассказчик 1. Ни восклицательных знаков. Ни даже точек. И только чёрные буквы алфавита на обрезе записной книжки, которые – каждая – стали памятником её семье.

Рассказчик 2. Старшей сестре Жене – на букву «Ж», – которая, умирая на руках у другой сестры, Нины, очень просила достать гроб, редкость по тем временам, – «иначе земля попадёт в глаза». Бабушке – на букву «В», – которая перед смертью наказывала как можно дольше её не хоронить... и получать по её карточке хлеб. Памятником брату Лёке, двум дядям и маме, ушедшей самой последней.

Рассказчик 1. После того как «Савичевы умерли», 11-летняя Таня положила в палехскую шкатулку венчальные свечи со свадьбы родителей и записную книжку сестры Нины, в которой та рисовала свои чертежи, а потом сама Таня вела хронику гибели семьи и, осиротевшая и истощённая, отправилась к дальней родственнице тете Дусе.

Рассказчик 2. Тётя Дуся вскоре отдала девочку в детский дом, который затем эвакуировали в Горьковскую, ныне Нижегородскую область, в село Шатки, где Таня угасала ещё несколько месяцев: костный туберкулёз, дистрофия, цинга.

Рассказчик 1. Таня так и не узнала, что Савичевы умерли не все, что Нина, чьим химическим карандашом для подводки глаз она написала 41-ю строку своей короткой повести, и брат Михаил, эвакуированные, выжили. Что сестра, вернувшись в освобождённый город, нашла у тёти Дуси палехскую шкатулку и передала блокнот в музей. Не узнала, что её имя звучало на Нюрнбергском процессе и стало символом Ленинградской блокады.

Слайд 16 «Даниил Гранин»

Ведущий 2. Даннил Гранин считал, что дети переносят войну иначе, чем взрослые. И записывают эту войну и всё, что с нею связано, все её ужасы и потрясения они по-другому. Наверное, потому, что дети – безоглядны. Дети наивны, но в то же время они и честны, в первую очередь перед самими собой.

Ведущий 1. Дневники детей войны – это свидетельства удивительной наблюдательности и беспощадной откровенности, часто невозможной взрослому человеку. Дети замечали явления быта, приметы войны более точно, чем взрослые, лучше реагировали на все происходящие перемены. Их дневники ближе к земле. И потому их свидетельства, их доказательства подчас горазда важнее для историков, чем дневники взрослых.

Слайд 17 «Дневник Юры Рябинкина»

Ведущий 2. Уже после войны был случайно найден дневник школьника Юры Рябинкина, который жил в Ленинграде с мамой и сестрой, боролся не только с блокадными обстоятельствами, пришедшимися на долю всех, он боролся ещё и с самим собой, со своей совестью…

(Отрывки из Дневника Юры Рябинкина)

1

17 октября. (...) Ленинград полностью отрезан от СССР, на Ленинградском фронте еще ничего, держатся. В Ленинграде кончаются запасы продовольствия, скоро, пожалуй, пойдут голодные смерти, эпидемии и т. п. С тоской вспоминаешь, что не эвакуировались. Я боюсь сейчас даже вперед заглядывать – живешь одним днем.

Завтра в школе откажусь от ночных дежурств из-за неимения теплой обуви. Сейчас простудиться совсем не время.

От голода так и скребет в животе и слюна течет. А ведь я сегодня все-таки пообедал в трестовской столовой.

2

29 октября. (...) Я теперь еле переставляю ноги от слабости, а взбираться по лестнице для меня огромный труд. Мама говорит, что у меня начинает пухнуть лицо. А все из-за недоедания… Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба. Сейчас я бы должен был прочесть снова рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Прекрасная вещь, а для моего сегодняшнего настроения как нельзя более лучшая…

1

9 и 10 ноября. Засыпая, каждый день вижу во сне хлеб, масло, пироги, картошку. Да еще перед сном – мысль, что через 12 часов пройдет ночь и съешь кусок хлеба... Весь характер мой почему-то сейчас круто изменился. Стал я вялый, слабый, – пишу, а рука дрожит, иду, а в коленках такая слабость, кажется – шаг ступишь, а больше не сможешь и упадешь.

2

Я сижу и плачу... Мне ведь только 16 лет! Сволочи, кто накликал всю эту войну...

Прощай, детские мечты! Никогда вам ко мне не вернуться. Я буду сторониться вас как бешеных, как язвы. Сгинуло бы все прошлое в тартарары, чтобы я не знал, что такое хлеб, что такое колбаса! Чтобы меня не одурманивали мысли о прошлом счастье! Счастье!! Только таким можно было назвать мою прежнюю жизнь... Спокойствие за свое будущее! Какое чувство! Никогда больше не испытать...

Ведущий 1. Как умер Юра, при каких обстоятельствах, как его дневник попал в руки медсестры из Вологды – непонятно.

Ведущий 2. Мальчик не пережил блокаду и доподлинно известно, что он не дожил до 1943 года. Дата его смерти приходится на период, начиная с 8 января 1942 года.

Слайд 18 «Цветок жизни»

Ведущий 1. В память о Тане Савичевой, Юре Рябинкине и тысячах других детей, погибших во время блокады, воздвигнут монумент «Цветок жизни», он расположен недалеко от города, в долине реки Луппы на самом высоком месте. «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввысь, словно говоря о победе жизни над смертью.

Чтец 4.

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,

Залитой асфальтом - мчит машин поток.

Слева, на кургане, к солнцу устремлённый

Их встречает белый каменный Цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращен,

И к сердцам горячим всех детей на свете

Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.


Слайд 19 «Тяжкая доля сиротства»

Ведущий 2. Многим детям войны выпала тяжка доля сиротства. Они спаслись от голода и бомбёжек, выжили вовремя оккупации и артобстрелов, избежали угона в Германию на принудительные работы, но потеряли самых родных и близких, лишились домашнего тепла и уюта, заботы и ласки.

Слайд 20 «Дети воевали наравне со взрослыми…»

Ведущий 1. Судьба осиротевших детей складывалась по – разному: одни попадали в детские дома, другие – уходили из сожжённых сёл и деревень в партизанские отряды, примыкали к действующей армии, становились «сыновьями полка», воевали наравне со взрослыми. Так же, как взрослые совершали подвиги и гибли.

Слайд 21 «Стасик Меркулов»

Рассказчик 1.

Ученик курской школы №6 одиннадцатилетний Стасик Меркулов вместе с отцом защищал родной город от врагов. Отца мальчика убили, Стасик сам открыл огонь по немцам из его пулемёта, но силы были неравны, мальчик погиб.

Слайд 22 «Валя Крохин»

Рассказчик 2.

Пятнадцатилетний Валя Крохин, сын погибшего комиссара партизанского отряда, решил продолжить дело своего отца, но при попытке взорвать полицейскую комендатуру был схвачен и повешен. 10 мая 1965 года отец и сын Крохины были награждены посмертно орденом Отечественной войны I степени.

Слайд 23 «Алексей Шаров»

Рассказчик 3

Вместе с отцом Егором Емельяновичем, политруком Михайловского партизанского отряда на оккупированной территории вёл борьбу против немецко-фашистских захватчиков Алексей Шаров. Во время разведки 6 февраля 1943 года Шаров вступил в неравный бой с десятью полицаями в деревне Селино Дмитриевского района, юный партизан убил 8 предателей, но и сам погиб в бою. 10 мая 1965 года он посмертно был награждён орденом Отечественной войны II степени

Слайд 24 «Вася Кострубов»

Рассказчик 4

Геройски погиб Вася Кострубов, уроженец Конышевского района Курской области. В 1941 году он окончил четыре класса Грядинской семилетней школы. Отец погиб, брат ушёл в партизанский отряд, дома осталась мать с четырьмя младшими братьями. Вася был пастухом, помогал держать связь с партизанами, снабжал их продуктами. За смелость и отвагу ему объявили благодарность. Но мальчика выследили и схватили. После длительных пыток и издевательств враги полуживым закопали его в землю, так оборвалась жизнь юного партизана.

Слайд 25 «Паша Грудинкин»

Рассказчик 5.

С ноября 1941 года во Льгове действовала Молодёжная подпольная организация «Молодая гвардия», в состав которой входил 14-летний Павел Грудинкин. Он пришёл в подполье после гибели отца. Паша распространял листовки, доставал оружие, работал связным. В августе 1942 года гестапо с помощью провокаторов напало на след подпольной организации, начались аресты. Павлика схватили одним из первых, мальчик успел уничтожить находящийся при нём секретный документ, но сам спастись не смог. 19 сентября 1942 года Павел Грудинкин вместе с другими подпольщиками был расстрелян в Рыльске, у здания тюрьмы.

Слайд 26 «13 миллионов детских жизней…»

Ведущий 2. Страшная цифра: 13 миллионов детей погибло во время Второй мировой войны. Это невосполнимая утрата для всего человечества.

Чтец 6.

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтаном радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Слайд 27 «Мечты их не взлетят волшебной стаей…»

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Слайд 28 «Без них Европа сразу постарела…»

Без них Европа сразу постарела,

На много поколений недород

И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

Когда ж подлесок новый станет в рост?

Слайд 29 «Им скорбный монумент воздвигнут в Польше…»

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

Слайд 30 «13 миллионов детских жизней»

Тринадцать миллионов детских жизней –

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Слайд 31 «Из пепла Бухенвальда и Хатыни…»

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

"Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих...

О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

Слайд 32 «Заставка без заголовка»

Ведущий 1. Мы, дети ХХI века, должны помнить о скорбных событиях прошлого. Мы не можем допустить их повторения в будущем.

Ведущий 2. Светлая память всем, кто отдал свою жизнь за свободу нашей страны.

Ведущий 1.

Мы жить должны за тех,

Кто не дожили,

Любить за тех,

Кто о любви не знал.

Нам детство дети подарили,

Которых повзрослеть заставила война

Слайд 33 Видео со звуком «Дети войны»

Слайд 34 «Спасибо за внимание!»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!