Сценарий к юбилею монастыря.
1 ведущий. Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
2 ведущий. На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его
1 ведущий. Страницы истории. Мы листаем их, чтобы понять себя, понять настоящее.
2 ведущий. Порой, когда мы обращаемся к прошлому, нам бывает мучительно стыдно. А иной раз сердца наполняются гордостью за Отечество, радостью от осознания величия страны Российской. В истории Успенского монастыря, как в капле воды отразилась история нашей страны. Откроем же первую страницу. (Звучит народная музыка, затем мы слышим песню:
Казань-город на костях стоит,
Казаночка-река кровава течет.
Мелки ключики – горючи слезы,
По лугам, лугам – все волосы.
По крутым горам – все головы,
Молодецкие, все стрелецкие…)
3 ведущий. 2 октября 1552 года 22-летний царь Иоанн, которого тогда еще никто не называл Грозным, въехал во «взятую мечом» Казань. Был второй день праздника Покрова Пресвятой Богородицы и день памяти свв. мучеников Киприана и Иустины.
2 ведущий. Никогда еще прежде в истории России не было побед такого масштаба. Пало под ее мощью целое соседнее государство. Но и жертвы были неслыханные: количество убитых так до конца никто и не смог посчитать, сопоставимо разве что с погибшими на Куликовом поле.
4 ведущий. И повелел Иоанн Четвертый после взятия Казани основать Успенский монастырь для поминовения павших воинов.
1 ведущий. (Разворачивает свиток и читает). Великий царь повеле царское знамя прияти и место очертити и поставити церковь во един день, и повеле Монастырю ту быти». Однако неслучайно Господь привел устроителей монастыря на Зилантову гору.Чудным образом проявил здесь себя воин-мученик Иоанн Казанский, Иоанн Новый. 24 года провел он в мусульманском плену, «много укоризн и досады от неверных терпяше». Так было положено начало святости и мученичества в тех местах, где живем мы сейчас.(Хор)
1 ведущий. (Музыкальный фон. При смене страниц он может быть одинаковым). А мы листаем страницы истории и видим белый монастырь на Зилантовой горе, благословенную обитель.
2 ведущий. С горы Зилантовой былинной,
В Христом отмеченном краю
Четыре века с половиной
Хранишь историю свою.
Не властна воля человека
Святую церковь сокрушить,
Ее от века и до века
Не одолеть, не победить.
Что Было там во тьме столетий?
Быть может, мир и тишина,
А может, иго лихолетья:
Всего Господь ей дал сполна.
(Хор)
3 ведущий. (Все слова на фоне музыки). Славился Успенский монастырь на всю Казань и красотой своей, и усердием монашеским в труде и молитве.
4 ведущий. Прославил монастырь архиепископ Иосиф Суздальский. Много способствовал украшению обители святитель Киевский Филарет. Оба были в свое время архиепископами Казанскими. Игумен Асинкрит был смел и отважен: противостоял повстанцам Емельки Пугачева, принял от них мученическую кончину.
3 ведущий. Славились монахи и ученостью своей. Так, например, архимандрит Гавриил писал труды по философии и богословию. Впоследствии даже был заведующим кафедрой философии Казанского университета.
4 ведущий. И всегда при монастыре была школа. Монахи ратовали за просвещение.
1 ведущий. Зилантова гора. Знакомый храм.
Все дышит благодатью и покоем.
Еще незыблемы страны устои.
Здесь перед нами то, что мы зовем «вчера».
2 ведущий. Молитва иноков звучит в урочный час:
На земли – мир, а нам – благоволенье!
Пошли нам, Господи, смиренья и терпенья!
Что ожидает каждого из нас?
(Хор)
3 ведущий. (Музыкальный фон смены страниц истории). Эта страница о трагедии России, а значит и о трагедии Успенского монастыря.
Чтец.
С Россией кончено…На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда.
1 ведущий. В жизнь России ворвалась революция. Осенью 1918 года шли ожесточенные бои за Казань. (Шум толпы, военные шумы). Жители поспешно покидали город. Историки подсчитали, что к началу сентября его покинуло более 60% населения. Уходили и многие представители духовенства.
2 ведущий. А в Зилантовом монастыре жизнь шла своим чередом. 10 сентября настоятель архимандрит Сергий, иеромонахи Лаврентий и Серафим, иеродиакон Феодосий, послушники Георгий, Сергий, Иларион, Иоанн, исповедник иеромонах Иосиф – духовник братии были на службе.(Крики становятся громче, слышна канонада). После литургии они отправились в трапезную.
3 ведущий. В это время в монастырь ворвались красноармейцы! Защиты не было: на горе защищал обитель только один человек – совсем молодой офицер лейб-гвардии Конного полка Михаил Догель, сын профессора казанского университета. Красноармейцы закололи юношу штыками. Целый отряд против одного человека! Потом одни схватили иноков, вывели их за ограду и под глумливые возгласы расстреляли. (Шум толпы стихает. Звучит одинокая, пронзительная, грустная мелодия.)
4 ведущий. Когда каратели ушли, из-под бездыханных тел своих духовных чад выбрался престарелый иеромонах Иосиф, израненный, залитый кровью…Ему предстояло прожить еще год и свидетельствовать о том, что произошло на Зилантовой горе.
1 ведущий. Святый мученик Иоанн, ты принял восемь иноков Успенского монастыря!
Чтец. Вроде люди умирают не сразу.
Смерть – многоточие в большом
предложении.
Кажется, это – предпоследняя фаза,
Когда угасают тепло и свечение.
Мы знаем, что и звезды не сразу меркнут,
Свет их доходит, но с большим опозданием,
Давно нет планеты, а луч ее мерный
Все к нам пробивается сквозь мироздание.
Но после смерти лишь отдельные люди
Позволяют светить, согревают приветно…
Как мало, как мало, как мало иллюзий!
Как горько, как скорбно и как беспросветно!
2 ведущий. (Перелистывание страниц истории. Дальше чтение текста идет на фоне трагической музыки) Кто только и как не глумился здесь в разные годы над историческими и православными святынями. Была здесь пересыльная тюрьма в страшные годы сталинских репрессий, колония малолетних преступников, отделения разных ремесленных артелей, потом расселяли беженцев. Комсомольцы Заречья разбивали на месте могил капустные грядки! Подростки играли черепами усопших в футбол! Везде царила «мерзость запустения»!
Чтецы. (На фоне музыки)
И вместо духа стало тело,
Но там, в глубинах, все равно
Страдало, ныло и болело,
И было пусто и темно.
А мир гремел на стройках века,
Рвал тишину и сон глуши.
И все «на благо человека»,
И все бесцельно для души.
Но страшный грех минувших дней
Давил с удвоенною силой
Неразрешенностью своей.
Никто не знал, никто не видел,
Что там, в языческом кольце,
Стоит безмолвная обитель
В терновом жертвенном венце.
Но час настал, и нас простили,
Зилантов монастырь встает
Как видно, братья отмолили,
Прося у Господа щедрот.
(Хор)
3 ведущий. (Снова музыка страниц) В 1998 году началось восстановление монастыря. Вот, что пишет об этом Лариса Ивановна Салмина: «Путеводная звезда засверкала для нас в Старой слободе в том году. Люди услышали громкий звон колокола, и все пошли на его зов!»
4 ведущий. Самые разные люди пришли на гору. Одной из первых была здесь игуменья Нина. Вместе с реставрацией зданий монастыря, шло восстановление человеческих душ.
Чтецы.
Солнышко в его куполах горит.
И течет рекой колокольный звон
Белый монастырь! Как нам дорог он!
Сколько горьких слез, сколько грозных лет,
Сколько пронеслось над Казанью бед!
Но всегда стоял крепкою стеной,
Души сохранял монастырь родной.
Пусть пройдет беда, отшумит гроза.
По щеке течет чистая слеза.
Молится народ, и свеча горит…
Белый монастырь на горе стоит!
(Хор)