СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий к литературно-музыкальной композиции "Не хлебом единым жив человек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к литературно-музыкальной композиции "Не хлебом единым жив человек"»

Сценарий к литературно - музыкальной композиции

«Не хлебом единым жив человек».

Цель: через художественные тексты классиков разбудить патриотические и гражданские чувства у школьников:

  • доброту и милосердие к людям;

  • любовь к родному краю, к ближнему;

  • уважение к учителю, к школе;

  • ценить завоеванный нашими дедами и прадедами мир;

  • повышение интереса к чтению;

  • расширение читательского кругозора подростков;

  • поддержка талантливых детей.

Оборудование: презентация «Не хлебом единым жив человек»,выставка книг «Русские классики», круглый стол ,на столе свеча в подсвечнике, чернильница, перо, бумага, роза, портреты писателей: Н. Носова, В. Астафьева, А. Приставкина, Ф. Абрамова…; иллюстрации, отражающие войну, родной край, доброту и милосердие, светильник в виде цветов в вазе, песни: «Учитель», «Пропала собака», «Дорогие мои старики», «Если не было войны», «Красные маки», «И родина щедро поила меня березовым соком…», «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре».

Ведущие : девушка и юноши, чтецы прозы.

Ведущая девушка:

- Николай, как ты думаешь, что такое патриотизм и кто такой патриот по -твоему?

Ведущий юноша:

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе.

Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе

(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого

человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут

считать таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом,

двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Ведущая девушка:

- Хорошо сказал, Николай, убедительно, грамотно, по – умному!

- Николай, ты учишься в 11 классе, скоро закончишь школу, будешь прощаться со школой, с учителями, впереди у тебя новая жизнь . Тебе не жалко расставаться со школой?

Ведущий: юноша:

-Конечно, жаль! Мне дороги мои учителя, классный руководитель. Ведь малая родина начинается с дома, моей семьи, со школы, одноклассников, учителей:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Ведущая девушка:

  • И снова в позолоте тополя,
    А школа - как корабль у причала,
    Где ждут учеников учителя,
    Чтоб новой жизни положить начало.

  • На свете нет богаче и щедрей,
    Чем эти люди, вечно молодые.
    Мы помним всех своих учителей,
    Хотя и сами уж почти седые.

  • Они в судьбе у каждого из нас,
    По ней проходят словно красной нитью.
    Мы гордо произносим каждый раз
    Простых три слова: "Это мой учитель."

  • Мы все в его надежнейших руках:
    Ученый, врач, политик и строитель...
    Живи всегда в своих учениках
    И счастлив будь, наш капитан - учитель!

Ведущий юноша:

-Читает Алина Каткова отрывок из произведения «Первый учитель» Ф.А. Абрамова.

Был мартовский воскресный, морозный и ясный, день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в которой вместе с бельишком была какая-то пара ячменных сухариков (тогда ведь была карточная система — 300 граммов хлеба на иждивенца!), в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. Тогда это было обыкновенное северное село, но всё мне казалось в нём удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по моим тогдашним представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича.
Он не шёл, он шествовал по снежному утоптанному тротуару, один-единственный в своём роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу — пожилые, молодые, мужчины, женщины,— все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!».
Такого я ещё не видывал. Не видал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.
Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим беззаветным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

Читает прозу Алина Каткова (ученица 7 класса) на фоне музыки «Учитель»:

Ведущий юноша:

- Алена, я смотрел новости по телевизору и меня поразил случай, рассказанный диктором. Ученик одной из московской школы, отличник, пришел в женской шубе, с ружьем в школу, выстрелом прямо в упор убил своего учителя и взял в заложники одноклассников, якобы он утверждал, что в жизни нашей нет милосердия. Я шокирован от такого поступка. Это проявления непатриотизма. Непатриотизм – это невоспитанность, невежество,уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения. Молодого человека, который совершил убийство своего учителя, суд признал, что у него психологическое отклонение и определили его в психиатрическую больницу.

Ведущие: девушка и юноша читают стихотворение каждый по строчке:

  • Благодарить?
    Благодарить...

  • За боль?
    За боль еще важнее!
    Простить обидчика?
    Простить...

  • Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
    Принять скорбящего?
    Принять его все скорби и тревоги...
    Поднять упавшего?

  • Поднять...
    Он твой собрат. Один из многих.
    Благословить?
    Благословить...
    И проклинающих?
    Их тоже...
    Любить жестокий мир?
    Любить...
    Его спасти любовь лишь может...

  • Ведущая девушка:

- Читает Сабирова Эльвира (ученица 7 класса) отрывок из произведения Д. Гранина «О милосердии»:

- В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал.. . Упал неудачно, ху­же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече­ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале­ко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по­мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де­вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж­чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст­вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от­ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за­помнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.. . Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при­нимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро­ви, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, пони­мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчи­вости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, что­бы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей час­ти, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвер­нулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.. . Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь бы­ли и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возник­нуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол трево­ги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.



-Звучит песня «Пропала собака». На фоне музыки идет инсценирование песни: забор, подходит девочка вешает плакат- объявление «Верните собаку по кличке Дружок! Приметы: белый, с рыжими пятнами, ласковый щенок. Найдите собаку! Вернись поскорее, мой маленький друг!

Молит о помощи, обращается к зрителям. Уходит грустно со сцены. На второй куплет выходит под зонтиком, в резиновых сапожках, в плаще. Подходит к забору с объявлением, которое потекло от дождя , а равнодушные люди проходят мимо девочки. Девочка плачет и уходит. Неравнодушный мальчик возвращает девочке собаку. Девочка веселая, счастливая целует собаку, благодарит мальчика и убегает со сцены.

Звучит песня «Дорогие мои старики» и на фоне песни читают ведущие стихи:

Солнце зашло за дремучие горы,
Близится полночь, померкнул восток,
Лишь за рекою, такою далёкой
В доме горит, не сгорит огонёк.

Целые ночи он не потухает,
Мать у окошка с войны сына ждёт.
Сын не придёт, старушка не знает,
А на дворе дождь холодный всё льёт.

Как утомимы часы ожидания,
Многие матери ждут сыновей,
Но лишь немногие их дожидаются,
С злобной войны, где так много смертей

Ведущий юноша:

- Читает отрывок Семенова Алена (ученица 6 класса) из произведения «Живое пламя» Н.Носова:

-Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Не мешает?

— Что вы!

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном

«ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Звучит песня «Красные маки »

Ведущая девушка:

  • Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они — кто старше,

  • кто моложе —
    Остались там, и не о том же речь,
    Что я их мог, но не сумел сберечь,-
    Речь не о том, но все же, все же, все же…



Ведущий юноша:

  • От неизвестных и до знаменитых,
    Сразить которых годы не вольны,
    Нас двадцать миллионов незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.

  • Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
    Где путь, как на вершину, был не прям.
    Еще мы женам снимся молодыми,
    И мальчиками снимся матерям.

Ведущая девушка:

- Читает отрывок Демидова Наталья (ученица 7 класса) из произведения «И прахом твоим» В. П. Астафьева:

- В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою топкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить.

Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек сильно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди ниx ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.



Звучит песня «Если б не было войны»…

Ведущие читают стихотворение:

  • Чёрствые люди, бездушные люди,
    Как на глазнице бельмо.
    И почему вас с позором не судят
    И не поставят клеймо?

    Вы скорлупою безликой прикрыты.
    Сразу не распознаёшь,
    А под личиной смиренности скрыты
    Жёлчность, предательство, ложь.

    Не подадите в суму вы скитальцу,
    Чёрствости не растопить,
    Не пошевелите даже и пальцем, -
    Ближнему боль облегчить.

    Вас добрым словом, увы, не помянут,
    Не принесут вам цветы.
    Следом от вас на земле этой станут
    Только седые кресты.

  • Ведущий юноша:

  • - Бочкова Татьяна (ученица 7 класса) читает отрывок из произведения А.Приставкина «Фотография».

    «Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен​ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за​бывала родных, раз в месяц я приводил сест​ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография​ми.

    — Смотри, Люда, вот наша мама. Она до​ма, она сильно болеет.

    — Болеет... — повторяла девочка.

    — А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. 

    — Бьет…

    — Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

    — А здесь?

    — Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

    И сестренка хлопала в крошечные синева​тые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

    Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе​жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

    — Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма​ленькая Людочка...

    — А мама? 

    – Мама? Где же мама? Наверное, затеря​лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

    Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва​лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче​нело в животе. Два дня я не приходил к сест​ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

    — Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те​тя. А здесь Людочка и я...

    — А где же папа?

    — Папа? Сейчас посмотрим.

    — Затерялся, да?

    — Ага. Затерялся.

    И сестренка переспросила, подымая чис​тые испуганные глаза.

    — Насовсем затерялся?

    Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

    — Мальчик, здесь на некоторое время ос​тается часть наших воспитанников. Мы остав​ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

    Мне зачитали ответ.

    В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку​чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо​тографии.

    — Вот Людочка. А вот я.

    — А еще?

    — Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

  • Ведущие читают стихотворение по четверостишию:

  • Хочу спасибо вам сказать с душою

  • И в благодарность молвить вам слова,

  • Что не прошли беду вы стороною,

  • Что ваша помощь вовремя пришла…

  • И заходясь в печальной безнадеге,

  • Когда нет сил, надежды, и тоска,

  • Ведут тебя незримые дороги

  • Туда, где помощь верна и близка…

  • Ведут они к прекрасным людям, чутким,

  • Что руки помощи протянут в час один,

  • Они закроют рост проблемам жутким,

  • Помогут без больших к тому причин…



Ведущая девушка:

-Николай, ты испытывал тоску по родине? Я знаю, что многие писатели и поэты ,уезжая за границу и живя там, очень тосковали по ней. Например, Бунин И.А. не мог писать за границей стихи, говоря, что «канарейка в клетке не поет». М. Цветаева , живя в Париже, постоянно думала и тосковала по Родине, в конечном счете вернулась из-за границы.

-Алена! Я ,конечно, не испытывал такой сильной тоски по родине. Но по дому, по родным скучал, когда уезжал на долго из дому. Когда приезжаешь домой, душа поет, радуется и хочется крикнуть:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

Ведущая девушка:

-Читает отрывок Камынина Юлия (ученица 6 класса) «Весенний остров» В. П.Астафьева:

- Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.

Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко срывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее.

Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушел.

Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник.

И кончится так и не начавшаяся ночь.

Утром-то, на самом взлете его, я увидел впереди остров. На острове перевалка мигала еще красным огнем. В середине острова навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.

Берега яркие, в сочной зелени — так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они давно отцвели и семя уронили, а тут…

— Весна на острове! Весна!..

Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.

Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, — всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны — и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит.



Звучит песня «И родина щедро поила меня березовым соком, березовым соком».

На фоне песни «Славное море, священный Байкал» звучат стихи, которые читает ведущий юноша:

Байкал спокоен и ничто не раздражает,

Как человек любовь и ласку обожает,

О ноги трётся набегающей волной,

Но может в шутку окатить и с головой.



Ведущая девушка:

Читает отрывок Дедкова Валентина (ученица 7 класса) из произведения «Голубые очи планеты»  А.П. Муранова.

-Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки,
собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара — могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Звучит песня «По Ангаре».

Ведущий юноша:

- Алена! Так кто ,по- твоему, должен воспитать настоящего гражданина и патриота?

Ведущая девушка:

- Я думаю, что настоящего гражданина и патриота может воспитать прежде всего семья, за тем школа, а потом общество. Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Николай, а ты патриот своей родины? В чем это проявляется?

Ведущий юноша:


-Я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю отечественную продукцию. Чувство патриотизма проявляется у меня на субботниках, в работе на пришкольном участке.

Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество. Считаю, что армия воспитывает характер.

Ведущая девушка:

- Но об армии я слышала много негатива: дедовщина, издеваются над солдатами командиры… Ты пойдешь в такую армию служить?

Ведущий юноша:

- Нет. Я бы не хотел в такой армии служить. Но я верю в наше государство, в президента В.В. Путина, при таком сильном президенте, и армия справится со всеми проблемами. Ведь Путин укрепляет страну и дает отпор Америке.

Ведущая девушка:

- Тогда я спокойна за наше государство, если в нашу армию пойдет служить такой сознательный молодой человек, гражданин своего Отечества.

- Итак ,Николай, чем жив человек?

Ведущий юноша:

- Милосердием, отзывчивостью, добротой, заботой о ближнем, любовью к братьям нашим меньшим.

Звучит песня «Москва, звенят колокола».

Под музыку выходят старшеклассники с белыми шарами, среднее звено с синими шарами, а младшие школьники с красными шарами.














Самоанализ внеклассного мероприятия «Хлебом единым жив человек»

Цель: через художественные тексты классиков разбудить патриотические и гражданские чувства у школьников:

  • доброту и милосердие к людям;

  • любовь к родному краю, к ближнему;

  • уважение к учителю, к школе;

  • ценить завоеванный нашими дедами и прадедами мир;

  • повышение интереса к чтению;

  • расширение читательского кругозора подростков;

  • поддержка талантливых детей.

Оборудование: презентация «Не хлебом единым жив человек»,выставка книг «Русские классики», круглый стол ,на столе свеча в подсвечнике, чернильница, перо, бумага, роза, портреты писателей: Н. Носова, В. Астафьева, А. Приставкина, Ф. Абрамова…; иллюстрации, отражающие войну, родной край, доброту и милосердие, светильник в виде цветов вазе, песни: «Учитель», «Пропала собака», «Дорогие мои старики», «Если не было войны», «Красные маки», «И родина щедро поила меня березовым соком…», «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре».

Мероприятие прошло на хорошем организационном уровне, где решались воспитательные задачи и цели, посвященные патриотизму и гражданственности.

В связи с годом литературы и падением интереса к чтению выбрала для композиции прозу знаменитых классиков: Ф. Абрамова, В. Астафьева, Н. Носова…, которые глубоко раскрывают проблемы, существующие в обществе. Тревожат души читателей, волнуют. Тексты сопровождались иллюстрациями и музыкой, которые отражали темы, поднятые писателями. Музыка тоже никого не оставляла равнодушными. К каждому тексту были выстроены плавные «мостики-переходы». Озвучивали их двое ведущих старших классов в форме диалога: Хохлов Н. и Кузьмина А.Примеры, звучащие в диалоге, взяты из жизни злободневные и актуальные.

Была инсценирована и исполнена обучающимися песня «Пропала собака», где прозвучал крик души с просьбой найти собаку, который растопил душу равнодушного прохожего ,и он вернул потерявшуюся собаку девушке.

ОБСТАНОВКА,СОЗДАННАЯ КОМПОЗИЦИЕЙ, волновала слушателей и заставляла сопереживать героям прозы. Каждый текст был обучающими пропущен через себя, прочитан эмоционально ,с душой, наизусть. Детское сердце переболело, перестрадало . Я надеюсь, что юные души участников композиции и зрителей не остались равнодушными. Если так,то моя задача выполнена.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!