СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной игры по произведению "Кукла рождественской девочки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После прочтения произведения Ю.Насветовой "Кукла рождественской девочки" с учащимися была проведена литературная игра.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной игры по произведению "Кукла рождественской девочки"»

Сценарий литературной игры «Кукла рождественской девочки»

Добрый день, дорогие ребята, гости, родители.

Сегодня мы с вами собрались по замечательному поводу. А именно, сегодня мы с вами послушаем и увидим результат работы по изучению произведения «Кукла рождественской девочки».

Во второй половине декабря мы познакомились с ребятами с этим произведением и в течение месяца готовились к игре.

Во-первых, у всех ребят есть эта замечательная книга, и каждый мог читать и готовиться не только в школе, но и дома. Мы очень подробно анализировали не только текст, но и иллюстрации. К сожалению, не получилось нам провести игру по некоторым причинам в период святок, после рождества.

На рубеже 19-20 веков новогодние праздники в Российской империи длились с 24 декабря по 6 января и включали в себя Сочельник, Рождество и Васильев вечер. Новый год оставался в тени Рождества, выступая скорее как приятное дополнение и лишний повод ещё раз собраться после бурных рождественских гуляний.

Мода на ёлку, в начале позапрошлого столетия привитая русским аристократам немцами, к последней трети 19-го века захватила всю Россию – ель устанавливали в Сочельник и убирали только под конец святок.

У большинства людей новогодние праздники в первую очередь ассоциируются с ёлкой: процесс поиска и украшения хвойного дерева давно превратился в предновогодний ритуал. Кажется, новогодняя ёлка была всегда и ещё жители Древней Руси устанавливали её в своих избах, но нет: эта традиция зародилась в Германии в 16 веке, а в России прижилась только в первой половине 19-го.

Как новогодний и рождественский символ ёлка появилась в России в 1699 году по указу Петра Первого. Он приказал украшать хвоей общественные места и дома, но традиция не прижилась и после смерти императора забылась.

В начале позапрошлого столетия ёлки появились в домах петербургских немцев и вскоре захватили умы русской аристократии: наличие хвойного дерева накануне Рождества указывало на приобщённость хозяев дома к европейской культуре.

Вскоре мода на ёлку преодолела сословные границы и распространилась практически повсеместно, а во второй половине 19-го века проникла в провинцию. В последней трети столетия все жители Российской империи, будь то петербургские аристократы или смоленские крестьяне, породнились с ёлкой.

Ёлка всегда готовилась для детей. За неделю до Рождества, которое праздновалось в Российской империи 25 декабря, для лесников и крестьян наступала денежная пора. Их утро начиналось с похода в лес на порубку елей, которые потом грузились на салазки и доставлялись в ближайшие населённые пункты.

Ёлки продавались в самых людных местах, которыми чаще всего служили площади и рынки. Жители Петербурга в начале прошлого века шли за ними к Гостиному двору – там находился главный ёлочный базар, куда в двадцатых числах декабря стекался весь город. В преддверии Рождества крупные города и сёла превращались в хвойные леса, в которых легко было заблудиться: «На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Собаки в ёлках – будто волки».

Ёлку ставили 24-го декабря, в Сочельник. Если в середине 19-го века рождественскую ель готовили втайне от детей, то к концу столетия они буквально жили на ёлочных базарах и помогали родителям с выбором хорошей и ароматной ёлки. Её появление в доме перестало быть сюрпризом, призванным подарить ребёнку незабываемые эмоции. Но детям это только нравилось: процесс выбора ёлки и вся предновогодняя суета доставляли им огромное удовольствие.

В деревнях ёлки ставили в местных сельских школах, куда стекалась праздновать Рождество и Новый год местная детвора. ёлки в школах «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам». В крестьянских избах вплоть до середины 20-го века они встречались редко.

Сиротам и детям из беднейших семей праздник устраивали различные общественные организации и частные благотворители – проведение таких ёлок в народных домах и детских приютах всячески поощрялось. Зажиточные дворяне нередко проводили ёлки специально для слуг и их семей.

В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.

С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём[11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали[12]. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

В книгу вошло два рассказа разных авторов — «Кукла Рождественской девочки» Юлии Насветовой и «Отчего не поют ангелы» Лидии Авиловой, объединенных темой Рождества. Написаны они в дореволюционной России, поэтому из них можно узнать немного и о том, как отмечали Рождество в те времена, как жили люди разного достатка.

Надя

Как рано нынче свечерело.
И не понять, который час.
Я на часы бы посмотрела,
Но больше нету их у нас,
Как лампы нет и клавесина,
Столового сервиза нет,
И старой с дедушкой картины,
Что называется портрет.
А помнишь, Катя, как мы прежде,
Когда еще был папа жив,
Имели целый шкаф одежды.
Вот было здорово, скажи!
И жили в доме настоящем,
Тепло в нем было и светло.
Лучин там не было чадящих,
А были лампы под стеклом.
Побелка там не осыпалась,
Противно не скрипела дверь,
А мама часто улыбалась
И не болела, как теперь.

Василиса: Ты помнишь елку, что стояла
У нас в гостиной в том году?
Ее вся дворня наряжала,
А кучер закрепил звезду.
Там были яблоки и свечи,
Орехи в золотой фольге,
Конфеты. То был чудный вечер!
С клубникой свежей в пироге,
С гусем зажаренным отменно
С хрустящей корочкой. Сейчас
Кусок бы съела здоровенный,
А не чуть-чуть, как в прошлый раз.
Камины так топились жарко,
А за окошком снег валил,
И лучшим ты была подарком
Из тех, что папа подарил

Девочка Женя обнимает куклу.

Варя: Теперь не будет елки точно,
Мы грустно праздник проведем
И ко рождественской всенощной
Мы с мамой в церковь не пойдем.
Нам и из дома выйти не в чем,
Продали мы уже давно
Все лучшие без дырок вещи.
О них я не жалею, но
Мне жаль, что пропущу я службу.
Ведь это папин был наказ.
Мне в этот вечер быть там нужно,
Ведь я в сочельник родилась.
Помочь нам может только чудо.
Оно спасти лишь может нас!

Девочка прижимает куклу к груди. Вдруг ей в голову приходит неожиданная мысль. Женя, держа куклу на вытянутых руках, смотрит на нее оценивающе.

Катя: Постой-ка! Это ведь атлас,
И кружева, фарфор немецкий.
Да ты красавица, ей-ей!
Я помню, как сказал отец мой,
Ты стоишь двадцать пять рублей!
Тебя купил он в лавке в Польше,
Но если б знал, как ты добра,
То б заплатил в два раза больше.
(извиняющимся тоном)
Ты мне, как младшая сестра!
Тебя люблю я всей душою,
Но ты, Катюшенька, пойми,
Что поступаю хорошо я.
С другими будешь ты детьми
Играть, как мы играли прежде,
А я на денежки куплю
И одеяло, и одежду,
И в церкви службу отстою!



1 тур. Блиц-опрос

  1. Как звали главную героиню рассказа? Полное имя

  2. В каком городе жили Любовь Николаевна и Женя?

  3. Сколько лет было Жене?

  4. Как звали маму Жени? Любовь Николаевна Дан.

  5. Как звали издателя и редактора К –ской газеты?(Николай Петрович Бугров)

  6. Какое объявление хотела напечатать в газете Женя?

  7. Почему Женя решила продать свою куклу? (чтобы купить себе теплое платье. А маме новое одеяло)

  8. Где находилась редакция? (недалеко, всего три-четыре дома от их квартиры)

  9. Как звали соседку? Пелагея Сергеевна

  10. Кто и когда подарил куклу Жене?

  11. По какому адресу жили Женя и ее мама?

  12. За сколько Женя хотела продать куклу? (рублей…сорок)

  13. Как относилась Женя к своей куле?

  14. О чем спросил издатель у Жени, когда она уходила домой? (а кто же купит для вас теплые вещи.

  15. Что должна была принести соседка после вечерни?(хлеб)

  16. Когда родилась девочка? (родилась она в самый сочельник, накануне Рождества, в одну ночь с Христом

  17. Какую рождественскую сказку рассказывал Жене Николай Петрович? сказку о рождественской девочке и ее кукле.

2 тур. Работа с иллюстрациями.

Ощущение старины передают и иллюстрации Людмилы Пипченко, похожие на ретро-открытки 19 века

ПИПЧЕНКО Людмила. Художник из Брянска. Закончила Брянское художественное училище (отделение «Живопись»). Два года училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2003 году закончила Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова по специальности «Художник-мультипликатор». Первая книга с иллюстрациями Людмилы Пипченко вышла в 2001 году. Несколько лет художник работала преимущественно с южно-корейскими книжными издательствами. В последнее время иллюстрирует книги преимущественно издательства «Речь».

Художник-иллюстратор, искренне влюбленный в свое дело. Считает, что "каждая книга — это новый, интересный, захватывающий мир,... который дает пищу для ума и возможность получать неизгладимое удовольствие от работы". В ее багаже работа для более чем десятка издательств, в основном корейских.

Рисую сколько себя помню, , искренне люблю то, что делаю. Каждая книга это новый, интересный, захватывающий мир в который я окунаюсь с головой - все это дает пищу для ума и возможность получать неизгладимое удовольствие от работы. В моем багаже работа для более чем десятка издательств, в основном корейских. Работаю долго, вдумчиво, качественно.

«Я первый раз рисовала книгу про ёжиков и узнала столько интересного! Но самое главное – они совсем не едят яблок и не носят на своих иголках грибов! Недавно я встретила одного ежа, это было ночью, и, я думаю, мы помешали его охоте. Он очень громко шипел и наверно хотел, что бы мы подумали, что в кустах спряталась какая-то змея. Наше знакомство было совсем не долгим: он посидел на коленках, ничего не сказал, спрыгнул, случайно зацепив сухой листик иголками, и ушёл по своим ежиным делам. Какие же они милые, правда?»

Работа со слайдами

СЛАЙД



3 тур. Развернутые ответы

1.Опишите комнату, в которой жила Женя?

2.Опишите куклу Жени?

3.Как выглядел редактор К –ской газеты?(высокий худой старик, носил очки на носу, что придавало ему строгий вид(хотя он был очень добрый, мягкосердечный человек)

4.Какое объявление люди увидели на первой странице номера в день Рождества?

5.Почему все- таки редактор, Николай Петрович оставил Катюшу у себя, хотя понимал, что продавать ее не будет? (Чтобы проверить. Искренно ли было желание и не будет ли Женя потом раскаиваться в своем поступке)

6. Что последовало за этим объявлением? Что произошло рождественским утром, когда проснулась Женя?

7.Как сложилась судьба Жени и ее мамы после этого Рождества?

8.Какое было прошлое рождество у девочки?

Словарная работа

Всенощная - христианская церковная служба накануне особо чтимых праздничных дней. Она начинается после захода солнца и длится обычно до ночи.

Вечерня - христианская церковная служба, совершаемая в вечерние часы.

Муфта- женский предмет одежды, теплый, обычно меховой. Мешочек, открытый с двух сторон. Внутрь него прячут руки, чтобы их согреть.

Тропарь – краткое церковное песнопение, рассказывающее о празднике или о жизни святого. Рождественский тропарь - небольшое молитвенное песнопение о празднике Рождества.

Классная дама – воспитательница в женских гимназиях и других женских учебных заведениях дореволюционной России.

Вопросы для лучших игроков.

Какими чертами характера обладала Женя?

Хотели бы вы подружиться с Женей?

Похожа эта история на сказку? Чему учит этот рассказ?

Награждение участников игры

Буктрейлер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!