Сценарий литературной игры «Кукла рождественской девочки»
Добрый день, дорогие ребята, гости, родители.
Сегодня мы с вами собрались по замечательному поводу. А именно, сегодня мы с вами послушаем и увидим результат работы по изучению произведения «Кукла рождественской девочки».
Во второй половине декабря мы познакомились с ребятами с этим произведением и в течение месяца готовились к игре.
Во-первых, у всех ребят есть эта замечательная книга, и каждый мог читать и готовиться не только в школе, но и дома. Мы очень подробно анализировали не только текст, но и иллюстрации. К сожалению, не получилось нам провести игру по некоторым причинам в период святок, после рождества.
На рубеже 19-20 веков новогодние праздники в Российской империи длились с 24 декабря по 6 января и включали в себя Сочельник, Рождество и Васильев вечер. Новый год оставался в тени Рождества, выступая скорее как приятное дополнение и лишний повод ещё раз собраться после бурных рождественских гуляний.
Мода на ёлку, в начале позапрошлого столетия привитая русским аристократам немцами, к последней трети 19-го века захватила всю Россию – ель устанавливали в Сочельник и убирали только под конец святок.
У большинства людей новогодние праздники в первую очередь ассоциируются с ёлкой: процесс поиска и украшения хвойного дерева давно превратился в предновогодний ритуал. Кажется, новогодняя ёлка была всегда и ещё жители Древней Руси устанавливали её в своих избах, но нет: эта традиция зародилась в Германии в 16 веке, а в России прижилась только в первой половине 19-го.
Как новогодний и рождественский символ ёлка появилась в России в 1699 году по указу Петра Первого. Он приказал украшать хвоей общественные места и дома, но традиция не прижилась и после смерти императора забылась.
В начале позапрошлого столетия ёлки появились в домах петербургских немцев и вскоре захватили умы русской аристократии: наличие хвойного дерева накануне Рождества указывало на приобщённость хозяев дома к европейской культуре.
Вскоре мода на ёлку преодолела сословные границы и распространилась практически повсеместно, а во второй половине 19-го века проникла в провинцию. В последней трети столетия все жители Российской империи, будь то петербургские аристократы или смоленские крестьяне, породнились с ёлкой.
Ёлка всегда готовилась для детей. За неделю до Рождества, которое праздновалось в Российской империи 25 декабря, для лесников и крестьян наступала денежная пора. Их утро начиналось с похода в лес на порубку елей, которые потом грузились на салазки и доставлялись в ближайшие населённые пункты.
Ёлки продавались в самых людных местах, которыми чаще всего служили площади и рынки. Жители Петербурга в начале прошлого века шли за ними к Гостиному двору – там находился главный ёлочный базар, куда в двадцатых числах декабря стекался весь город. В преддверии Рождества крупные города и сёла превращались в хвойные леса, в которых легко было заблудиться: «На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Собаки в ёлках – будто волки».
Ёлку ставили 24-го декабря, в Сочельник. Если в середине 19-го века рождественскую ель готовили втайне от детей, то к концу столетия они буквально жили на ёлочных базарах и помогали родителям с выбором хорошей и ароматной ёлки. Её появление в доме перестало быть сюрпризом, призванным подарить ребёнку незабываемые эмоции. Но детям это только нравилось: процесс выбора ёлки и вся предновогодняя суета доставляли им огромное удовольствие.
В деревнях ёлки ставили в местных сельских школах, куда стекалась праздновать Рождество и Новый год местная детвора. ёлки в школах «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам». В крестьянских избах вплоть до середины 20-го века они встречались редко.
Сиротам и детям из беднейших семей праздник устраивали различные общественные организации и частные благотворители – проведение таких ёлок в народных домах и детских приютах всячески поощрялось. Зажиточные дворяне нередко проводили ёлки специально для слуг и их семей.
В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.
С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово.
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём[11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали[12]. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.
В книгу вошло два рассказа разных авторов — «Кукла Рождественской девочки» Юлии Насветовой и «Отчего не поют ангелы» Лидии Авиловой, объединенных темой Рождества. Написаны они в дореволюционной России, поэтому из них можно узнать немного и о том, как отмечали Рождество в те времена, как жили люди разного достатка.
Надя
Как рано нынче свечерело.
И не понять, который час.
Я на часы бы посмотрела,
Но больше нету их у нас,
Как лампы нет и клавесина,
Столового сервиза нет,
И старой с дедушкой картины,
Что называется портрет.
А помнишь, Катя, как мы прежде,
Когда еще был папа жив,
Имели целый шкаф одежды.
Вот было здорово, скажи!
И жили в доме настоящем,
Тепло в нем было и светло.
Лучин там не было чадящих,
А были лампы под стеклом.
Побелка там не осыпалась,
Противно не скрипела дверь,
А мама часто улыбалась
И не болела, как теперь.
Василиса: Ты помнишь елку, что стояла
У нас в гостиной в том году?
Ее вся дворня наряжала,
А кучер закрепил звезду.
Там были яблоки и свечи,
Орехи в золотой фольге,
Конфеты. То был чудный вечер!
С клубникой свежей в пироге,
С гусем зажаренным отменно
С хрустящей корочкой. Сейчас
Кусок бы съела здоровенный,
А не чуть-чуть, как в прошлый раз.
Камины так топились жарко,
А за окошком снег валил,
И лучшим ты была подарком
Из тех, что папа подарил
Девочка Женя обнимает куклу.
Варя: Теперь не будет елки точно,
Мы грустно праздник проведем
И ко рождественской всенощной
Мы с мамой в церковь не пойдем.
Нам и из дома выйти не в чем,
Продали мы уже давно
Все лучшие без дырок вещи.
О них я не жалею, но
Мне жаль, что пропущу я службу.
Ведь это папин был наказ.
Мне в этот вечер быть там нужно,
Ведь я в сочельник родилась.
Помочь нам может только чудо.
Оно спасти лишь может нас!
Девочка прижимает куклу к груди. Вдруг ей в голову приходит неожиданная мысль. Женя, держа куклу на вытянутых руках, смотрит на нее оценивающе.
Катя: Постой-ка! Это ведь атлас,
И кружева, фарфор немецкий.
Да ты красавица, ей-ей!
Я помню, как сказал отец мой,
Ты стоишь двадцать пять рублей!
Тебя купил он в лавке в Польше,
Но если б знал, как ты добра,
То б заплатил в два раза больше.
(извиняющимся тоном)
Ты мне, как младшая сестра!
Тебя люблю я всей душою,
Но ты, Катюшенька, пойми,
Что поступаю хорошо я.
С другими будешь ты детьми
Играть, как мы играли прежде,
А я на денежки куплю
И одеяло, и одежду,
И в церкви службу отстою!
1 тур. Блиц-опрос
Как звали главную героиню рассказа? Полное имя
В каком городе жили Любовь Николаевна и Женя?
Сколько лет было Жене?
Как звали маму Жени? Любовь Николаевна Дан.
Как звали издателя и редактора К –ской газеты?(Николай Петрович Бугров)
Какое объявление хотела напечатать в газете Женя?
Почему Женя решила продать свою куклу? (чтобы купить себе теплое платье. А маме новое одеяло)
Где находилась редакция? (недалеко, всего три-четыре дома от их квартиры)
Как звали соседку? Пелагея Сергеевна
Кто и когда подарил куклу Жене?
По какому адресу жили Женя и ее мама?
За сколько Женя хотела продать куклу? (рублей…сорок)
Как относилась Женя к своей куле?
О чем спросил издатель у Жени, когда она уходила домой? (а кто же купит для вас теплые вещи.
Что должна была принести соседка после вечерни?(хлеб)
Когда родилась девочка? (родилась она в самый сочельник, накануне Рождества, в одну ночь с Христом
Какую рождественскую сказку рассказывал Жене Николай Петрович? сказку о рождественской девочке и ее кукле.
2 тур. Работа с иллюстрациями.
Ощущение старины передают и иллюстрации Людмилы Пипченко, похожие на ретро-открытки 19 века
ПИПЧЕНКО Людмила. Художник из Брянска. Закончила Брянское художественное училище (отделение «Живопись»). Два года училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2003 году закончила Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова по специальности «Художник-мультипликатор». Первая книга с иллюстрациями Людмилы Пипченко вышла в 2001 году. Несколько лет художник работала преимущественно с южно-корейскими книжными издательствами. В последнее время иллюстрирует книги преимущественно издательства «Речь».
Художник-иллюстратор, искренне влюбленный в свое дело. Считает, что "каждая книга — это новый, интересный, захватывающий мир,... который дает пищу для ума и возможность получать неизгладимое удовольствие от работы". В ее багаже работа для более чем десятка издательств, в основном корейских.
Рисую сколько себя помню, , искренне люблю то, что делаю. Каждая книга это новый, интересный, захватывающий мир в который я окунаюсь с головой - все это дает пищу для ума и возможность получать неизгладимое удовольствие от работы. В моем багаже работа для более чем десятка издательств, в основном корейских. Работаю долго, вдумчиво, качественно.
«Я первый раз рисовала книгу про ёжиков и узнала столько интересного! Но самое главное – они совсем не едят яблок и не носят на своих иголках грибов! Недавно я встретила одного ежа, это было ночью, и, я думаю, мы помешали его охоте. Он очень громко шипел и наверно хотел, что бы мы подумали, что в кустах спряталась какая-то змея. Наше знакомство было совсем не долгим: он посидел на коленках, ничего не сказал, спрыгнул, случайно зацепив сухой листик иголками, и ушёл по своим ежиным делам. Какие же они милые, правда?»
Работа со слайдами
СЛАЙД
3 тур. Развернутые ответы
1.Опишите комнату, в которой жила Женя?
2.Опишите куклу Жени?
3.Как выглядел редактор К –ской газеты?(высокий худой старик, носил очки на носу, что придавало ему строгий вид(хотя он был очень добрый, мягкосердечный человек)
4.Какое объявление люди увидели на первой странице номера в день Рождества?
5.Почему все- таки редактор, Николай Петрович оставил Катюшу у себя, хотя понимал, что продавать ее не будет? (Чтобы проверить. Искренно ли было желание и не будет ли Женя потом раскаиваться в своем поступке)
6. Что последовало за этим объявлением? Что произошло рождественским утром, когда проснулась Женя?
7.Как сложилась судьба Жени и ее мамы после этого Рождества?
8.Какое было прошлое рождество у девочки?
Словарная работа
Всенощная - христианская церковная служба накануне особо чтимых праздничных дней. Она начинается после захода солнца и длится обычно до ночи.
Вечерня - христианская церковная служба, совершаемая в вечерние часы.
Муфта- женский предмет одежды, теплый, обычно меховой. Мешочек, открытый с двух сторон. Внутрь него прячут руки, чтобы их согреть.
Тропарь – краткое церковное песнопение, рассказывающее о празднике или о жизни святого. Рождественский тропарь - небольшое молитвенное песнопение о празднике Рождества.
Классная дама – воспитательница в женских гимназиях и других женских учебных заведениях дореволюционной России.
Вопросы для лучших игроков.
Какими чертами характера обладала Женя?
Хотели бы вы подружиться с Женей?
Похожа эта история на сказку? Чему учит этот рассказ?
Награждение участников игры
Буктрейлер.