- К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Радия Погодина «Послевоенный суп». Какое впечатление оставил рассказ? Какие чувства вызвал у вас? - Назовите героев рассказа - Что показалось странным в рассказе? (акцентирует внимание на названии рассказа, на доске фиксирует название -Как вы думаете, о чём рассказ? (Л) Итак, рассказ о военном времени, о разговоре танкиста с мальчиком. -Отражает ли название тему рассказа? - Тогда, наверное, автор в названии хотел выразить идею рассказа? Можем мы её сейчас определить? Как вы думаете, какая основная мысль рассказа? -Итак, для понимания идеи и смысла рассказа нам потребуется его тщательное изучение, исследование -Попробуем определить сначала тему нашего урока. На слайде появляется высказывание: «Прошлое – забыто, грядущее- закрыто, настоящее даровано». - О каком понятии идёт речь? На слайде появляется изображение песочных часов. -Что символизируют эти часы? - О каком времени говорится в рассказе? (О будущем) - Вернёмся к высказыванию. Что здесь говорится о будущем? - Правильно: оно закрыто. - С помощью какой детали можно открыть то, что закрыто? (После правильного ответа на слайде появляется изображение ключа) - Какой синоним подберём к фразе «основная мысль» рассказа? - Молодцы! . Смысл- то, что мы должны понять сегодня - Попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на картинки и ключевые слова , записанные на доске. -Запишите тему урока. - А теперь сформулируем цель и задачи урока. | Учащиеся делятся впечатлениями о рассказе. Кому-то могло показаться странным название рассказа. - Танкист, мальчик, петух… Высказавают разные версии Учащиеся вспоминают, что понятие тема подразумевает то, о чём говорится в рассказе и приходят к выводу, что тема не отражена в названии. Учащиеся в затруднении Учащиеся подбирают ключевое слово «время» - Образ времени - О будущем - Ключа - Его смысл. Формулируют тему урока: «Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа», записывают в тетради.. - Цель: определение идеи и основной мысли рассказа. Задачи: исследовать рассказ; понять смысл названия и основную мысль; объяснить своё понимание рассказа | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
- Повторим, что вам известно о рассказе. - Что отличает рассказ от других эпических жанров? - Каковы особенности композиции рассказа? На доске появляется слайд с описанием жанровых признаков рассказа. - Какие признаки вам знакомы? -О каких вы раньше не знали? Как вы понимаете слово «поворотными»? - Кого бы вы назвали главным героем рассказа? - С кем, по-вашему, связано название рассказа? Обратимся к тексту. -Фраза «послевоенный суп» встречается всего один раз и относится она не к мальчику, а к танкисту, которому послевоенный суп «пригрезился» Вам предстоит выяснить, случайно ли это. - С кем происходят события , которые являются поворотными ? Кто в рассказе переживает внутренний конфликт? - Какое время отражено в рассказе? А в названии? -Как еще представлено время в рассказе? Ваши ассоциации со словом «весна»? - А со словом « война»? | Вспоминают о том, что рассказ меньше по объёму, что в основе его, как правило, одно-два события, ограниченные во времени и пространстве. Повторяют композиционнные компоненты рассказа (завязку, кульминацию, развязку) - «События в рассказе являются поворотными для героя рассказа». - «Момент испытания для героя проявляется через конфликт между начальным и конечным событием». - «Умение автора сконцетрировать в одном событии множество смыслов»… Главным героем называют мальчика Обращаются к тексту, зачитывают последнее предложение Вспоминают понятие «конфликт», обращают внимание на образ танкиста. Говорят о войне, о весне как времени года… Записывают понятийный ряд в тетрадь. .Приходят к выводу, что весна символизирует пробуждение, возрождение, жизнь, а война- смерть, разрушение, голод | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Чтобы глубже понять смысл рассказа, вам предстоит детально изучить текст. Работаете вы сегодня в группах. 1 группа ,«литературоведы», будут работать с признаками рассказа. 2 гр. – «живописцы»- выписывают словосочетания, в которых отразились окружающее время и пространство; 3 гр, «художники», выписывают в таблицу слова и словосочетания, описывающие образы главных героев и второстепенных, 4 гр,- продолжает начатую в тетради таблицу , выписывая уже из текста слова, связанные с мотивом жизни и смерти. Но сначала вы берёте карандаши, и каждый подчёркивает нужную информацию в тексте. (Тексты распечатаны, на партах) При совместном анализе обратить внимание на мотив пробуждения, выйдя на духовное пробуждение героя(танкиста). Подвести к выводу, что мальчик, слабый физически, обладает духовной силой, которая потрясает взрослого танкиста, совершая в нём тот самый духовный переворот. - Как меняются глаза мальчика? -Какая деталь передаёт волнение танкиста, когда он слушает мальчика?(« мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло») - Случаен ли образ петуха в рассказе? С чьим состоянием перекликаются изменения, происходящие в петухе? - попробуйте теперь прокомментировать фразу: — А ты, чертов дурак, куда прешь? — закричал на него танкист. -Сравним теперь внутреннее состояние танкиста с душевным состоянием мальчика. -Сравним теперь внутреннее состояние танкиста с душевным состоянием мальчика. - Итак, в финале мы видим растерянного взрослого, который пережил эволюцию от человека, желающего «укрепить свое взрослое положение над этим жидконогим шкетом» до болезненного состояния нравственного перерождения. | Работают в группах, делая записи в тетрадях, учатся самостоятельно анализировать наблюдения, делать выводы. Затем каждая группа делится своими наблюдениями, выводами. В обсуждении принимает участие весь класс. 1 группа рассказывает о жанровых признаках рассказа, доказывая примерами, говорит о элементах композиции . Приходят к выводу о том, что центральным персонажем рассказа является всё-таки танкист 2 группа приходит к выводу о том, что образ времени проходит через всё произведение, оно представлено не только в общих событиях(война, весна и т.д.), но и в возрастных особенностях героев. Вместе с «художниками» (3 группа)приходят к выводу, что мальчик в рассказе старше танкиста, который «воевал первый год». Война сделала его старше своих лет, даже старше взрослого бойца, который понимает «только в эту минуту» , «что и не жил еще, что жизни, как таковой, и не знает, и где ему, скороспелому, объяснять жизнь другим». Он слышит от ребёнка простые нравственные истины («А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть.», «Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно» ) и словно по-новому осмысливает их. 3 группа сравнивают внутреннее состояние танкиста до разговора с мальчиком и после. Зачитывают эмоционально-оценочные слова, эпитеты и метафоры, относящиеся к мальчику. Делают выводы о мудрости ребёнка. Далее зачитывает и сравнивает свои записи о петухе от слов «Хвост он потерял в недавнем бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая» до «закричал диким криком, лежа на крыле, — крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал» Приходят к выводу, что образ петуха не случаен, он отражает внутреннее состояние танкиста. 4 гр. Зачитывает лексику, связанную с мотивом жизни и смерти. Обращают внимание на тесное соседство того, что связано с весной, жизнью ,пробуждением и войной, смертью, например «густой утренний воздух, уже пропитавшийся запахом танков.». Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
Акцентировать внимание на отрывке (вывести на слайд): « В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена трав: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками. И просто так, в глянцевитой кожуре. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что само оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.» -Есть ли тут образ времени?( можно вернуть к картинке песочных часов, если не догадаются сразу) - Какие детали в пейзаже ещё цепляют ваше внимание? Попробуйте сделать вывод о значении этой картины в рассказе. Привести к мысли о том, что, несмотря на страшные следы, оставленные войной, жизнь все-таки торжествует над смертью. Таким образом, плавно подвести к идее рассказа, в которой воплощена вера в то, что жизнь непременно восторжествует над смертью, голодом и разрухой. - А теперь подумаем, почему пригрезившийся танкисту послевоенный суп становится названием рассказа? -Что символизируют собой картина, представленная в последнем абзаце? -Почему автор придаёт ей такое значение? - Запишите свои мысли в тетради. -Как вы думаете, как связан образ времени с названием рассказа? Подвести к основной мысли рассказа. Послевоенная картина сытой и благополучной жизни – это картина времени, отнятого войной у обоих героев. Пока она только «пригрезилась» танкисту. Но уже должна стать мечтой, которую он обязан воплотить в реальность( «то ли обещал… то ли кому-то грозил»- крик души, символично выраженный в крике петуха). Образ ребёнка становится знаковым в судьбе танкиста, пробуждающим к осмысленной жизни. Никогда он теперь не сможет забыть, как «в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.» | Читают отрывок. Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради. Высказывают свои гипотезы. Высказывают свои версии Самостоятельно работают в тетрадях. Затем несколько человек По одному из каждой группы) зачитывают свои работы | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
-И всё-таки, ребята, главная цель писателя не только выразить свои мысли в художественной форме, но и достучаться до своего читателя. Надеюсь в вашей душе после изучения рассказа тоже произошёл какой-то поворотный момент и вы обнаружили в себе радостный дар, который приходит на смену привычке "жить трудно и некрасиво, стесняясь прекрасного вида своей Души". Надеюсь и на то, что вы открыли что-то новое в области знаний Продолжите предложения…. Я узнал…» «Меня удивило…» «Было трудно…» «Я применю на других уроках…» Вернёмся к словам из мультфильма о Канфу-панде. - Имеем ли мы право забывать прошлое? Почему? В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение на тему «Уроки мудрости в рассказе Р. Погодина «Послевоенный суп» или придумать продолжение рассказа. | Определяют индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) по эталону. Выражают свои мысли. Выделяют наиболее удачные ответы на уроке, оценивают их. Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |