СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий к уроку родной литературы (русской) в 6 классе "Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий к уроку по рассказу Р. Погодина "Послевоенный суп" может быть использован как один из способов анализа текста на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к уроку родной литературы (русской) в 6 классе "Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа"»

Тема урока: Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа

Класс: 6

Предмет: родная литература

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - сформировать представление о жанровых признаках рассказа;

- сформировать навыки анализа художественного текста;

- развивать умение критически мыслить, делать выводы


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Радия Погодина «Послевоенный суп». Какое впечатление оставил рассказ? Какие чувства вызвал у вас?

- Назовите героев рассказа

- Что показалось странным в рассказе? (акцентирует внимание на названии рассказа, на доске фиксирует название

-Как вы думаете, о чём рассказ? (Л)

Итак, рассказ о военном времени, о разговоре танкиста с мальчиком.

-Отражает ли название тему рассказа?

- Тогда, наверное, автор в названии хотел выразить идею рассказа? Можем мы её сейчас определить?

Как вы думаете, какая основная мысль рассказа?

-Итак, для понимания идеи и смысла рассказа нам потребуется его тщательное изучение, исследование

-Попробуем определить сначала тему нашего урока.

На слайде появляется высказывание: «Прошлое – забыто, грядущее- закрыто, настоящее даровано».

- О каком понятии идёт речь?

На слайде появляется изображение песочных часов.

-Что символизируют эти часы?

- О каком времени говорится в рассказе? (О будущем)

- Вернёмся к высказыванию. Что здесь говорится о будущем?

- Правильно: оно закрыто.

- С помощью какой детали можно открыть то, что закрыто? (После правильного ответа на слайде появляется изображение ключа)

- Какой синоним подберём к фразе «основная мысль» рассказа?

- Молодцы! . Смысл- то, что мы должны понять сегодня

- Попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на картинки и ключевые слова , записанные на доске.

-Запишите тему урока.

- А теперь сформулируем цель и задачи урока.



Учащиеся делятся впечатлениями о рассказе. Кому-то могло показаться странным название рассказа.

- Танкист, мальчик, петух…


Высказавают разные версии

Учащиеся вспоминают, что понятие тема подразумевает то, о чём говорится в рассказе и приходят к выводу, что тема не отражена в названии.

Учащиеся в затруднении


Учащиеся подбирают ключевое слово «время»


- Образ времени

- О будущем

- Ключа

- Его смысл.

Формулируют тему урока: «Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа», записывают в тетради..

- Цель: определение идеи и основной мысли рассказа.

Задачи: исследовать рассказ;

понять смысл названия и основную мысль;

объяснить своё понимание рассказа


Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося



- Повторим, что вам известно о рассказе.

- Что отличает рассказ от других эпических жанров?

- Каковы особенности композиции рассказа?

На доске появляется слайд с описанием жанровых признаков рассказа.

- Какие признаки вам знакомы?

-О каких вы раньше не знали? Как вы понимаете слово «поворотными»?

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа?

- С кем, по-вашему, связано название рассказа? Обратимся к тексту.

-Фраза «послевоенный суп» встречается всего один раз и относится она не к мальчику, а к танкисту, которому послевоенный суп «пригрезился» Вам предстоит выяснить, случайно ли это.

- С кем происходят события , которые являются поворотными ? Кто в рассказе переживает внутренний конфликт?

- Какое время отражено в рассказе? А в названии?

-Как еще представлено время в рассказе?

Ваши ассоциации со словом «весна»?

- А со словом « война»?

Вспоминают о том, что рассказ меньше по объёму,

что в основе его, как правило, одно-два события, ограниченные во времени и пространстве.

Повторяют композиционнные компоненты рассказа (завязку, кульминацию, развязку)






- «События в рассказе являются поворотными для героя рассказа».

- «Момент испытания для героя проявляется через конфликт между начальным и конечным событием».

- «Умение автора сконцетрировать в одном событии множество смыслов»…

Главным героем называют мальчика

Обращаются к тексту, зачитывают последнее предложение






Вспоминают понятие «конфликт», обращают внимание на образ танкиста.




Говорят о войне, о весне как времени года…


Записывают понятийный ряд в тетрадь. .Приходят к выводу, что весна символизирует пробуждение, возрождение, жизнь, а война- смерть, разрушение, голод

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..



Чтобы глубже понять смысл рассказа, вам предстоит детально изучить текст.

Работаете вы сегодня в группах. 1 группа ,«литературоведы», будут работать с признаками рассказа. 2 гр. – «живописцы»- выписывают словосочетания, в которых отразились окружающее время и пространство; 3 гр, «художники», выписывают в таблицу слова и словосочетания, описывающие образы главных героев и второстепенных, 4 гр,- продолжает начатую в тетради таблицу , выписывая уже из текста слова, связанные с мотивом жизни и смерти. Но сначала вы берёте карандаши, и каждый подчёркивает нужную информацию в тексте. (Тексты распечатаны, на партах)

При совместном анализе обратить внимание на мотив пробуждения, выйдя на духовное пробуждение героя(танкиста). Подвести к выводу, что мальчик, слабый физически, обладает духовной силой, которая потрясает взрослого танкиста, совершая в нём тот самый духовный переворот.

- Как меняются глаза мальчика?

-Какая деталь передаёт волнение танкиста, когда он слушает мальчика?(« мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло»)

- Случаен ли образ петуха в рассказе? С чьим состоянием перекликаются изменения, происходящие в петухе?

- попробуйте теперь прокомментировать фразу:

— А ты, чертов дурак, куда прешь? — закричал на него танкист.

-Сравним теперь внутреннее состояние танкиста с душевным состоянием мальчика. -Сравним теперь внутреннее состояние танкиста с душевным состоянием мальчика.

- Итак, в финале мы видим растерянного взрослого, который пережил эволюцию от человека, желающего «укрепить свое взрослое положение над этим жидконогим шкетом» до болезненного состояния нравственного перерождения.


Работают в группах, делая записи в тетрадях, учатся самостоятельно анализировать наблюдения, делать выводы.

Затем каждая группа делится своими наблюдениями, выводами. В обсуждении принимает участие весь класс.

1 группа рассказывает о жанровых признаках рассказа, доказывая примерами, говорит о элементах композиции . Приходят к выводу о том, что центральным персонажем рассказа является всё-таки танкист 2 группа приходит к выводу о том, что образ времени проходит через всё произведение, оно представлено не только в общих событиях(война, весна и т.д.), но и в возрастных особенностях героев. Вместе с «художниками» (3 группа)приходят к выводу, что мальчик в рассказе старше танкиста, который «воевал первый год». Война сделала его старше своих лет, даже старше взрослого бойца, который понимает «только в эту минуту» , «что и не жил еще, что жизни, как таковой, и не знает, и где ему, скороспелому, объяснять жизнь другим». Он слышит от ребёнка простые нравственные истины («А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть.», «Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно» ) и словно по-новому осмысливает их.

3 группа сравнивают внутреннее состояние танкиста до разговора с мальчиком и после. Зачитывают эмоционально-оценочные слова, эпитеты и метафоры, относящиеся к мальчику. Делают выводы о мудрости ребёнка. Далее зачитывает и сравнивает свои записи о петухе от слов «Хвост он потерял в недавнем бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая» до «закричал диким криком, лежа на крыле, — крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал»

Приходят к выводу, что образ петуха не случаен, он отражает внутреннее состояние танкиста.






4 гр. Зачитывает лексику, связанную с мотивом жизни и смерти. Обращают внимание на тесное соседство того, что связано с весной, жизнью ,пробуждением и войной, смертью, например «густой утренний воздух, уже пропитавшийся запахом танков.».

Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Акцентировать внимание на отрывке (вывести на слайд): « В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена трав: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками. И просто так, в глянцевитой кожуре. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что само оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.»

-Есть ли тут образ времени?( можно вернуть к картинке песочных часов, если не догадаются сразу)

- Какие детали в пейзаже ещё цепляют ваше внимание? Попробуйте сделать вывод о значении этой картины в рассказе.

Привести к мысли о том, что, несмотря на страшные следы, оставленные войной, жизнь все-таки торжествует над смертью. Таким образом, плавно подвести к идее рассказа, в которой воплощена вера в то, что жизнь непременно восторжествует над смертью, голодом и разрухой.

- А теперь подумаем, почему пригрезившийся танкисту послевоенный суп становится названием рассказа?

-Что символизируют собой картина, представленная в последнем абзаце?

-Почему автор придаёт ей такое значение?

- Запишите свои мысли в тетради.

-Как вы думаете, как связан образ времени с названием рассказа?

Подвести к основной мысли рассказа. Послевоенная картина сытой и благополучной жизни – это картина времени, отнятого войной у обоих героев. Пока она только «пригрезилась» танкисту. Но уже должна стать мечтой, которую он обязан воплотить в реальность( «то ли обещал… то ли кому-то грозил»- крик души, символично выраженный в крике петуха).

Образ ребёнка становится знаковым в судьбе танкиста, пробуждающим к осмысленной жизни. Никогда он теперь не сможет забыть, как «в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.»



Читают отрывок.


Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради.












Высказывают свои гипотезы.











Высказывают свои версии









Самостоятельно работают в тетрадях. Затем несколько человек По одному из каждой группы) зачитывают свои работы

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


-И всё-таки, ребята, главная цель писателя не только выразить свои мысли в художественной форме, но и достучаться до своего читателя. Надеюсь в вашей душе после изучения рассказа тоже произошёл какой-то поворотный момент и вы обнаружили в себе радостный дар, который приходит на смену привычке "жить трудно и некрасиво, стесняясь прекрасного вида своей Души". Надеюсь и на то, что вы открыли что-то новое в области знаний

Продолжите предложения….

Я узнал…» «Меня удивило…» «Было трудно…»

«Я применю на других уроках…»

Вернёмся к словам из мультфильма о Канфу-панде.

- Имеем ли мы право забывать прошлое? Почему?

В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение на тему «Уроки мудрости в рассказе Р. Погодина «Послевоенный суп» или придумать продолжение рассказа.

Определяют индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) по эталону.

Выражают свои мысли.

Выделяют наиболее удачные ответы на уроке, оценивают их.




Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!