СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Что такое ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа "Что такое ответственность"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Что такое ответственность"»

Классный час на тему:

«Что такое ответственность»

Цель: формирование представления о понятии «ответственность» и

разнообразных проявлениях ответственности в реальности человеческой

жизни

Задачи: - дать понятие термину «ответственность»;

- способствовать формированию у детей положительных черт

характера, чувства ответственности за свои поступки на основе

анализа знакомых литературных произведений;

- воспитывать чувство ответственности обучающегося за свои

поступки перед товарищами, взрослыми.

Оборудование: Толковые словари С.И. Ожегова (по количеству групп в классе) , книга Л.Давыдычева «Повести», карточки с названиями отрицательных черт для игры «Угадай-ка», карточки с заданиями для игры «Закончи фразу», 5 вырезанных сердец из формата А-3 и фломастеры, карточки для игры «Восстанови и объясни»

Оформление кабинета: столы поставить для работы пяти групп класса.

Предварительная работа с классом.

Коллективное прочтение и обсуждение повести Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»


Ход классного часа

  1. Актуализация знаний

Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить об очень важном, что помогает в жизни каждого человека независимо от профессии, рода занятий и даже возраста.

Вспомните героя книги второклассника и второгодника Ивана Семёнова, про которого мы читали вместе во 2 классе.

- Кто главный герой?

- Каким он вам представился вначале повести?

- Какие события происходили с ним в школе? А дома?

- Как объяснял Иван свои неудачи в школе?

- Как реагировали окружающие на такое отношение к учебе Ивана?

Послушайте фрагмент из повести (учитель зачитывает отрывок)

- Как можно назвать такое отношение к учёбе главного героя?

(ответы учеников: неправильное, неверное, безответственное)


II. Теоретическая часть

- Как вы понимаете слово «ответственность»? (Ответы детей)

Найдем понятие этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.

(работа в группе). Зачитывается ответ одной группы, другие, по-желанию, могут дополнить, что не прозвучало.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.

(формулировка появляется на доске)

Да, каждый из нас должен отвечать за свои действия, поступки, так как человек живёт в обществе и обладает множеством прав и обязанностей.

Человек должен отвечать не только за свои поступки, но за каждое произнесённое слово. Недаром народная мудрость гласит:

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Нужно учиться предвидеть ошибки и, по-возможности, избегать их. Необходимо всё продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном. А помогут этому учиться нам наши старые и добрые друзья – сказки.


III Практическая часть

Игра «Угадай-ка» Каждая группа получает карточку с одним из вопросов. Обучающиеся дают ответ на вопрос и доказывают свою точку зрения. Название черты характера прикрепляется к доске на карточке.

  • Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

  • Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

  • Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

  • Из-за чего Стрекоза из басни И. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомыслия)

  • Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотого ключика? (Из-за глупости)

Все названные вами черты характера могут привести человека к непоправимым последствиям. А чтобы этого не произошло, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.

- Достоин ли уважения человек, который, совершив ошибку, может её признать, извиниться и, по-возможности, поправить? (Да)

- Объясните смысл пословицы

«Не ошибается тот, кто ничего не делает» (Ответы детей)


Игра «Не ошибись»

Учитель называет запрещённое действие, которое дети не должны повторить (руки в стороны). Затем выполняется ряд упражнений руками, головой, туловищем, иногда включается запрещённое движение. Задача обучающихся - не повторить запрещённое движение.


Игра «Закончи высказывание»

Каждой группе даётся карточка с высказываниями, которые дети должны закончить.


  1. Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.

И тогда я понял … (эти жертвы допущены ради минутной радости, всё живое требует ответственного решения)


2. Я бегал на перемене и получил замечание в дневник.

Я пообещал учителю доучить таблицу умножения, но не выполнил это.

В дневнике у меня появилась двойка.

И тогда я понял…. (я ответственен за свою учёбу и поведение в школе)

  1. Я пообещал товарищу помочь, но забыл про это. Товарищ со мной не стал общаться.

Я другу обещал пойти вместе в бассейн, но мне не захотелось. Друг на меня обиделся.

И тогда я понял … (безответственно так относиться с друзьями)


  1. Я не выполнил поручение папы, и он рассердился на меня.

Мама попросила помочь по хозяйству, но я отказался, сославшись на свою занятость. Мама была огорчена.

И тогда я понял …. (я ответственен перед родными за свои действия)


  1. Во дворе дома у пожилого человека упала палочка из рук. Дедушке было трудно наклониться. Мимо проходящая женщина помогла старичку и укоризненно посмотрела на меня.

В парке на дереве жалобно мяукал котёнок, он боялся спуститься с ветки. Я понаблюдал за ним, пока незнакомый мальчик не помог животному. А мне он сказал: Эх, ты!

И тогда я понял ... (нельзя быть равнодушным к чужой беде, это безответственно)

Учитель: значит, все мы отвечаем за свои поступки и слова перед окружающими нас людьми.


Игра «Сокровища сердца»

Каждая группа ребят получает рисунок большого сердца, куда следует вписать все качества человека, которые делают его добрым,

надёжным, ответственным.

Через некоторое время эти рисунки вывешиваются на доске.

Дети презентуют свой выбор, делают вывод.


Итоговая игра «Восстанови и объясни» (работа в группах)

Нужно верно соединить начало и конец фразы.


Ошибки полезны, …. главное – действовать.

Вы должны сами…. есть выход из ситуации.

Вы всегда можете пробовать, … выбор.

У вас всегда ….. если вы на них учитесь.

У вас есть … отвечать за свои ошибки.

Каждая группа поясняет значение одной из фраз.


IV. Подведение итогов разговора.

- Какое качество жизненно необходимо каждому человеку, чтобы избегать ненужные проблемы? (Ответственность)

- Какую ещё пользу принесёт ответственность в жизни каждого человека? (Позволит не навредить здоровью своему и окружающих, сохранять добрые отношения с товарищами и взрослыми в быту)

Спасибо за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!